logo
рассылка

12)Основные интеллектуальные достижения Средневековой философии. Господство религии и идеализма. Схоластика. Номинализм и реализм. Парадокс «всемогущества Бога».

Философия Средних веков — это прежде всего философия феодального общества, характерным для которого является господство теологии и религии.(6-13 вв. н.э.). Основной частью феодальной культуры была религия. Духовенство являлось единственным образованным классом, поэтому юриспруденция, естествознание, философия были приведены в соответствие с учением церкви:

  1. Религиозная философия

  2. Христианская философия

Источники христианства:

Библия – это официальный взгляд на провидение. Вера не опирается на факты, не нуждается в доказательствах, не требует логики, не является системой. Град Божий – церковь. Град земной – светское гос-во.

20 в.н.э. – появление империи Карла Великого.

11-13 в.н.э. – Классическое средневековье (церковь отодвигается на 2 план).

С 14 в. – Позднее средневековье (церковь на 2 ролях, светское гос-во победило.)

11 в. – начало Крестовых походов. (Распространение христианства, а точнее католицизма по всему миру). Сначала крестоносцы пошли на север (Скандинавия), потом запад, юго-восток и юг.

С этого момента начинается крушение церкви.

К 13в. Расцветает схоластика. (Делается упор на логику). Схоластика (от греч. schole — школа) — это средневековая христианская философия, которая господствовала в школьном преподавании и всецело зависела от теологии. Основная задача схоластики — обоснование, защита и систематизация незыблемых религиозных догматов абстрактным, логическим путем.

Начали разрабатывать концепцию Бога:

  1. Христианское направление: Иисус Христос –нормальный человек.

  2. Религиозные радикалы: И.Х - Бог.

  3. И.Х. был и богом и человеком.

«Парадокс всемогущества Бога»:

  1. Бог всемогущ

  2. Если он всемогущ, то он может создать камень, который не сможет поднять.

  3. Если он не сможет поднять, то он не всемогущ.

Религиозная философия делилась на номинализм и реализм.

Номенализм – всеобщее понятие всего лишь понятие или слово.Бог – слово и не более того.-> тенденция к материализму.

Реализм – всеобщее понятие (что-то вообще) – реальное. Бог – реален. .-> классический объективный идеализм.(Ф. Аквинский)

Реалисты (от лат. realis – реальный) утверждали, что универсалии существуют реально как мысли Бога, являющиеся прообразами всей индивидуальной множественности. Номиналисты (от лат. потеп – имя), напротив, отрицали существование универсалий, которые, по их мнению, есть лишь имена вещей и в таком виде существуют лишь после вещей.