12)Основные интеллектуальные достижения Средневековой философии. Господство религии и идеализма. Схоластика. Номинализм и реализм. Парадокс «всемогущества Бога».
Философия Средних веков — это прежде всего философия феодального общества, характерным для которого является господство теологии и религии.(6-13 вв. н.э.). Основной частью феодальной культуры была религия. Духовенство являлось единственным образованным классом, поэтому юриспруденция, естествознание, философия были приведены в соответствие с учением церкви:
-
Религиозная философия
-
Христианская философия
Источники христианства:
-
Аристотелизм (философская концепция Бога)
-
Древнееврейская мифология
-
Поздняя древнеримская этика (стоицизм) «Учение о добре и зле» Синека и Аврелий.
Библия – это официальный взгляд на провидение. Вера не опирается на факты, не нуждается в доказательствах, не требует логики, не является системой. Град Божий – церковь. Град земной – светское гос-во.
20 в.н.э. – появление империи Карла Великого.
11-13 в.н.э. – Классическое средневековье (церковь отодвигается на 2 план).
С 14 в. – Позднее средневековье (церковь на 2 ролях, светское гос-во победило.)
11 в. – начало Крестовых походов. (Распространение христианства, а точнее католицизма по всему миру). Сначала крестоносцы пошли на север (Скандинавия), потом запад, юго-восток и юг.
С этого момента начинается крушение церкви.
К 13в. Расцветает схоластика. (Делается упор на логику). Схоластика (от греч. schole — школа) — это средневековая христианская философия, которая господствовала в школьном преподавании и всецело зависела от теологии. Основная задача схоластики — обоснование, защита и систематизация незыблемых религиозных догматов абстрактным, логическим путем.
Начали разрабатывать концепцию Бога:
-
Христианское направление: Иисус Христос –нормальный человек.
-
Религиозные радикалы: И.Х - Бог.
-
И.Х. был и богом и человеком.
«Парадокс всемогущества Бога»:
-
Бог всемогущ
-
Если он всемогущ, то он может создать камень, который не сможет поднять.
-
Если он не сможет поднять, то он не всемогущ.
Религиозная философия делилась на номинализм и реализм.
Номенализм – всеобщее понятие всего лишь понятие или слово.Бог – слово и не более того.-> тенденция к материализму.
Реализм – всеобщее понятие (что-то вообще) – реальное. Бог – реален. .-> классический объективный идеализм.(Ф. Аквинский)
Реалисты (от лат. realis – реальный) утверждали, что универсалии существуют реально как мысли Бога, являющиеся прообразами всей индивидуальной множественности. Номиналисты (от лат. потеп – имя), напротив, отрицали существование универсалий, которые, по их мнению, есть лишь имена вещей и в таком виде существуют лишь после вещей.
- 2)Основной вопрос философии. Материализм и идеализм. Гностицизм и агностицизм.
- 3)Второй вопрос философии. Диалектика и метафизика.
- 4)Формы идеализма. Объективный идеализм. Субъективный идеализм. Дж. Беркли.
- 5)Основные интеллектуальные достижения античной философии. Досократики и сократики. Наивный материализм. Стихийная диалектика.
- 6)Милетская школа.
- 7)Школа элеатов. Апории Зенона и их разрешение.
- 8)Атомисты. Пифагор. Гераклит.
- 9)Сократ и афинская школа.
- 10)Платон. Идеи и вещи. «Каверна» Платона.
- 11)Аристотель. Критика Платона. Гилеморфизм. Форма форм. Парадокс «неподвижного перводвигателя».
- 12)Основные интеллектуальные достижения Средневековой философии. Господство религии и идеализма. Схоластика. Номинализм и реализм. Парадокс «всемогущества Бога».
- 13)Августин Блаженный.
- О благодати
- О свободе и божественном предопределении
- Добро и зло
- Истина и достоверное знание
- Познание
- 14)Ф. Аквинский. «Доказательства бытия Бога», их анализ.
- 5 Доказательств бытия Бога Фомы Аквинского
- 15)Средневековая концепция человека, его сущности и смысла существования.
- 16)Основные интеллектуальные достижения философии эпохи Возрождения. Антропоцентризм. Гуманизм.
- 17)Пантеизм как переходная форма от идеализма к материализму.
- 18)Философия позднего Возрождения. У. Шекспир. Реформация и протестантизм.
- 19)Основные интеллектуальные достижения философии XVII-XVIII вв.
- Готфрид Вильгельм Лейбниц
- Дэвид Юм
- 20)Ф. Бэкон. Сенсуализм. Понятие материи как бесконечной совокупности вещей. Метафизика и механицизм. Индуктивный метод.
- 4 Тезиса (основа для всех естественных наук):
- 21)Дж. Локк. Tabula rasa. Зарождение либерализма.
- 22)Р. Декарт. Дуализм. Принцип сомнения. Рационализм. Концепция «врожденных идей». Дедуктивный метод.
- 23)Б. Спиноза. Понятие субстанции. Causa sui.
- 24)Французский материализм XVIII в. Просвещение. Атеизм. Диалектика движения. Трактовка сознания.
- 25)Основные интеллектуальные достижения немецкой классической философии.
- 26)И. Кант. «Докритический» и «критический» периоды. Понятия феномена и ноумена. Аргументация агностицизма. Теория познания. Антиномии чистого разума. Категорический императив.
- 28) Л. Фейербах. Критика Гегеля. Антропологический принцип в интерпретации религии.
- 29)Основные направления и проблематика современной философии.
- 30)Теория и практика марксизма. Диамат и истмат. Достижения и противоречия.
- 31)Позитивизм и философия частных наук. Неопозитивизм. Постпозитивизм. Философия языка. Л. Витгенштейн. Достижения и противоречия.
- 32)Экзистенциализм и современное искусство. Светский и религиозный экзистенциализм. Достижения и противоречия.
- 33)Современная религиозная философия. Религия и наука. Неотомизм. Достижения и противоречия.
- 34) Материя как проблема. Определения материи в истории философии (античные материалисты, ф. Бэкон, в.И. Ленин).
- 35)Материя как субстанция. Атрибуты материи. Пространство и время. Теория относительности а. Эйнштейна.
- 36) Единый закономерный мировой процесс. Формы материи и их соотношение.
- 37. Социальная форма материи (фм). Проблема появления человека. Антропологический принцип в физике.
- 38. Сущность сознания. Свойства сознания. Проблема идеального (и. Кант, к. Маркс).
- 39)Сознание как свойство человека. Психика и ее структура.
- 40)Сознание как свойство материи. Отражение и его формы.
- 41) Основные понятия социальной философии. Общественное бытие и общественное сознание. Материалистические и идеалистическое понимание истории.
- 42) Сущностные силы человека. Труд, общение, сознание. Способности и потребности.
- «Теория локальных цивилизаций»
- 45) Теория «локальных цивилизаций». Н.Я. Данилевский, о. Шпенглер и а.Дж. Тойнби.
- 46. Глобально-цивилизационный подход. П.А. Сорокин, к. Ясперс, ф. Бродель, л.Н. Гумилев
- 52) Культурно-цивилизационные проблемы во взглядах современных либералов и социал-демократов.