11)Аристотель. Критика Платона. Гилеморфизм. Форма форм. Парадокс «неподвижного перводвигателя».
Аристотель – материалист. Для него вещи первичны, а идеи-знания вторичны.
Статуя.(Из чего она состоит?):
-
Форма (первична)
-
Материя (вторична)
Форма переходит в материю. Следовательно Аристотель превращается в материалиста. Учение о материи и форме – гилеморфизм. Гилеморфизм был центральным моментом философии природы Аристотеля, который строил свою аргументацию в поддержку гилеморфизма главным образом на основе анализа изменений. Если некое сущее изменяется (напр., от холодного к теплому), должно существовать нечто, что остается неизменным; кроме того, должен существовать актуальное начало, позволяющее отличать более раннее состояние от последующего. Сохраняющееся начало – это материя, актуальное начало – форма.
Формы существуют сами по себе и делятся на:
-
Активное и творческое (форма)
«Форма форм» (собрание всех форм) – завершенная форма и совершенная; Она неподвижна-> «Парадокс неподвижного перводвигателя»
-
Костное пассивное (материя)
Форма форм. Аристотелевская форма форм - это тот случай, когда предметом (содержанием) мысли становится сама мысль. Причем, предметом является именно форма мысли как таковая. Мышлением о форме мысли, то есть исследованием организации мысли является логика. Таким образом, Бог Аристотеля - это чистое мыслительное начало мира, некое абсолютное сознание, мыслящее самое себя в логических формах (категориях). Представление Аристотеля о Боге предельно рационализировано. По сути, Аристотель подверг обожествлению логический разум.
«Неподвижный перводвигатель». Поскольку всякая вещь движется лишь под влиянием другой вещи, то в начале этой «динамической цепочки» должно находится некое вечное движение - таковым Аристотель считал вращение небесных сфер. Правда, в другом месте философ говорил о Перводвигателе, который сам не движется, но все движет. Введя неподвижный Перводвигатель, Аристотель снимает вопрос о движении. Неподвижный перводвигатель, также как и неисчерпаемый источник энергии - это логический парадокс, олицетворяющий «Обратную», невидимую для логики и механики сторону мира, парадокс хотя и непрозрачный для рассудка, но зато точно указывающий проблему, решение которой для механики с одной стороны явно непосильно, но с другой стороны столь же явно необходимо.
Критика Платона. Возражения Аристотеля против платоновской теории "идей" могут быть в основном сведены к четырем. Согласно первому возражению Аристотеля, "идеи" бесполезны для объяснения знания, гипотеза о существовании идей не дает познанию вещей ничего нового: платоновские "идеи" - простые копии, или двойники, чувственных вещей; в содержании "идей" нет ничего, чем они отличались бы от соответственных им чувственных вещей.
Второе возражение Аристотеля - в том, что постулируемая Платоном область "идей" бесполезна не только для познания, но и для чувственного существования. Чтобы иметь значение для области чувственных вещей, царство "идей" должно существовать внутри области чувственных вещей.
Третье возражение Аристотеля основывается на рассмотрении платоновского учения о логических отношениях "идей". Это, во-первых, логические отношения между самими "идеями" и, во-вторых, отношения между "идеями" и чувственными вещами.
- 2)Основной вопрос философии. Материализм и идеализм. Гностицизм и агностицизм.
- 3)Второй вопрос философии. Диалектика и метафизика.
- 4)Формы идеализма. Объективный идеализм. Субъективный идеализм. Дж. Беркли.
- 5)Основные интеллектуальные достижения античной философии. Досократики и сократики. Наивный материализм. Стихийная диалектика.
- 6)Милетская школа.
- 7)Школа элеатов. Апории Зенона и их разрешение.
- 8)Атомисты. Пифагор. Гераклит.
- 9)Сократ и афинская школа.
- 10)Платон. Идеи и вещи. «Каверна» Платона.
- 11)Аристотель. Критика Платона. Гилеморфизм. Форма форм. Парадокс «неподвижного перводвигателя».
- 12)Основные интеллектуальные достижения Средневековой философии. Господство религии и идеализма. Схоластика. Номинализм и реализм. Парадокс «всемогущества Бога».
- 13)Августин Блаженный.
- О благодати
- О свободе и божественном предопределении
- Добро и зло
- Истина и достоверное знание
- Познание
- 14)Ф. Аквинский. «Доказательства бытия Бога», их анализ.
- 5 Доказательств бытия Бога Фомы Аквинского
- 15)Средневековая концепция человека, его сущности и смысла существования.
- 16)Основные интеллектуальные достижения философии эпохи Возрождения. Антропоцентризм. Гуманизм.
- 17)Пантеизм как переходная форма от идеализма к материализму.
- 18)Философия позднего Возрождения. У. Шекспир. Реформация и протестантизм.
- 19)Основные интеллектуальные достижения философии XVII-XVIII вв.
- Готфрид Вильгельм Лейбниц
- Дэвид Юм
- 20)Ф. Бэкон. Сенсуализм. Понятие материи как бесконечной совокупности вещей. Метафизика и механицизм. Индуктивный метод.
- 4 Тезиса (основа для всех естественных наук):
- 21)Дж. Локк. Tabula rasa. Зарождение либерализма.
- 22)Р. Декарт. Дуализм. Принцип сомнения. Рационализм. Концепция «врожденных идей». Дедуктивный метод.
- 23)Б. Спиноза. Понятие субстанции. Causa sui.
- 24)Французский материализм XVIII в. Просвещение. Атеизм. Диалектика движения. Трактовка сознания.
- 25)Основные интеллектуальные достижения немецкой классической философии.
- 26)И. Кант. «Докритический» и «критический» периоды. Понятия феномена и ноумена. Аргументация агностицизма. Теория познания. Антиномии чистого разума. Категорический императив.
- 28) Л. Фейербах. Критика Гегеля. Антропологический принцип в интерпретации религии.
- 29)Основные направления и проблематика современной философии.
- 30)Теория и практика марксизма. Диамат и истмат. Достижения и противоречия.
- 31)Позитивизм и философия частных наук. Неопозитивизм. Постпозитивизм. Философия языка. Л. Витгенштейн. Достижения и противоречия.
- 32)Экзистенциализм и современное искусство. Светский и религиозный экзистенциализм. Достижения и противоречия.
- 33)Современная религиозная философия. Религия и наука. Неотомизм. Достижения и противоречия.
- 34) Материя как проблема. Определения материи в истории философии (античные материалисты, ф. Бэкон, в.И. Ленин).
- 35)Материя как субстанция. Атрибуты материи. Пространство и время. Теория относительности а. Эйнштейна.
- 36) Единый закономерный мировой процесс. Формы материи и их соотношение.
- 37. Социальная форма материи (фм). Проблема появления человека. Антропологический принцип в физике.
- 38. Сущность сознания. Свойства сознания. Проблема идеального (и. Кант, к. Маркс).
- 39)Сознание как свойство человека. Психика и ее структура.
- 40)Сознание как свойство материи. Отражение и его формы.
- 41) Основные понятия социальной философии. Общественное бытие и общественное сознание. Материалистические и идеалистическое понимание истории.
- 42) Сущностные силы человека. Труд, общение, сознание. Способности и потребности.
- «Теория локальных цивилизаций»
- 45) Теория «локальных цивилизаций». Н.Я. Данилевский, о. Шпенглер и а.Дж. Тойнби.
- 46. Глобально-цивилизационный подход. П.А. Сорокин, к. Ясперс, ф. Бродель, л.Н. Гумилев
- 52) Культурно-цивилизационные проблемы во взглядах современных либералов и социал-демократов.