42) Сущностные силы человека. Труд, общение, сознание. Способности и потребности.
Сущность человека выражает его социальные, общественные качества. От природы люди могут быть слабы, но кооперация в труде придает людям дополнительные силы - так называемые "сущностные силы". Сущностные силы человека проявляются вообще только через общественные отношения. Именно данная общественная система может раскрыть только те сущностные силы человека, которые соответствуют этой общественной системе. Так, демократия предполагает расцвет такой сущностной силы человека, как его ответственность перед другими людьми, неукоснительное следование закону. Сущностные силы изучал Фейербах. Он говорил, что «Сущностные силы человека: воля; чувства; разум — это его родовые силы, общественные способности».
Личность связана с социальным миром через систему своих потребностей и способностей, через которые она и описывается. В потребностях и способностях социально оформляются все биологические задатки и основы личности. Потребности - это нужда, необходимость, недостаток человека в том или ином ресурсе, без которого он не может жить. Способности - это творчество, созидательная занятость, продуктивная деятельность человека, его навыки и умения по созданию ресурсов. Соответственно в обществе возникает круговорот, когда потребности одних определяют способности других.
Сознание - высшая форма отражения действительного мира. Сознание – основная функция мозга, который сформировался под влиянием труда. Труд – главный фактор происхождения сознания. Труд заставил древних людей скооперироваться и работать сообща, то есть он принуждал их к общению в производственном контексте. Формирование сознания человека связано с возникновением общественных отношений, которые требовали подчинения жизни индивида социально-фиксированной системе потребностей, обязанностей, исторически сложившихся обычаев и нравов.
Развитие труда способствовало тесному сплочению членов общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу. Общение и обмен опытом привели к человеку разумному, обладающему определенным типом сознания. Содержание любого общения – объективная реальность.
43. Теория цивилизаций. Четыре определения «цивилизации», их преемственность и специфика. Теория цивилизаций прошла в своем становлении четыре основных этапа:
-
Просветительский этап (18 в.)
-
Позитивистский этап (19 в.)
-
«Теория локальных цивилизаций» (1-я половина 20 в.)
-
«Глобально-цивилизационный подход» (2-я половина 20 в.) На каждом из рассматриваемых этапов используются понятия предыдущего этапа и добавляются новые. Просветительский этап. Основными авторами подхода являлись французы.Цивилизация, в определениях просветительского этапа это состояние общества, противоположное варварству. Главным свойством цивилизованого человека авторы данного направления называли разум. Разум противопоставляется чувствам. Цивилизованный человек подчиняется разуму. Варвар же подчиняется чувствам, поэтому его нельзя назвать цивилизованным. Разум => наука, технология => оружие, торговля. Второе свойство цивилизованного человека – нравственность. В рассмотрении вопроса нравственности выделились два направления – пессимизм и оптимизм. К оптимистам принадлежали Д. Дидро, Тюрго и Кондорсе. К пессимистам – Вольтер и Руссо.
Основная идея оптимистов : развитие разума предопределяет развитие нравственности. Основная идея пессимистов: разум есть, а есть ли нравственность? Пессимизм делится на левый и правый. К правому пессимизму принадлежал Вольтер и Ф.М. Аруэ. Правым пессимистам принадлежит идея о том, что французская аристократия являет собой основу процесса развития. Также им принадлежит идея элитизма, суть которой заключается в том, что общественный прогресс зависит от лидера государства. В доказательство данному тезису приводятся четыре примера таких лидеров:
-
Перикл
-
Октавиан Август
-
Клан Медичи
-
Луи XIV
К левому пессимизму принадлежал Руссо. Руссо являлся предельным скептиком. Он считал цивилизованного человека абсолютно безнравственным. Нецивилизованного человека (т.е. варвара), Руссо считал нравственным (счастливым), поскольку он находится в своем естественном состоянии - состоянии гармонии с природой. Поэтому, как считал Руссо, цивилизованный человек должен вернуться к варварскому состоянию, чтобы вновь стать нравственным. Такова антипрогрессисткая интерпретация Руссо. Также Руссо отмечал, что главное в общественном процессе, чтобы человеку было хорошо.
Позитивистский этап. Основная идея подхода: цивилизованные народы всегда были цивилизованными, а варвары всегда были варварами.Однако впоследствии происходит переход от данной идеи к другой – процесс перехода из состояния варварства в состояние цивилизованного общества всё-таки возможен. Одним из главных действующих лиц данного этапа был Франсуа Гизо. Им была написана книга «История цивилизации во Франции», представляющая нам некоторые основные идеи Гизо о становлении цивилизации. У Гизо цивилизация развивается благодаря двум силам: материальной (производство вещей) и духовной (разум, нравственность и воля). Причем, на первое место становится духовная сила, а затем, уже благодаря ней появляется материальная сила.
Одним из основоположников идеи позитивизма являлся англичанин Г. Спенсер. Главной идеей позитивизма Спенсера являлось определение важности дифференциации. Спенсер считал, что с развитием цивилизации растет выбор и многообразие.
Бокль. «Географический детерминизм».
Идея Бокля о том, что общественное развитие определяется средой обитания, получила название «географический детерминизм». Общество в чем-то зависимо от природы, в чем-то независимо.
Бокль выделяет три ступени развития общества: традиционное, промышленное (индустриальное) и постиндустриальное. На них соответственно природа и социум соотносятся по-разному. На первом этапе П > C, т.е. значение природы выше значения социума. На втором этапе их соотношение примерно одинаково, а на третьем, С > П, т.е. социум начинать приобретать большую значимость в сравнении с природой.
Еще одну идею Бокля можно изобразить схемой:
Европа (холодно) => ↑промышленность => рабочий класс => демократия => цивилизация.
Азия, Африка (тепло) => промышленности нет (т.к. нет потребности в развитии) => нет рабочего класса => деспотия => варварство.
- 2)Основной вопрос философии. Материализм и идеализм. Гностицизм и агностицизм.
- 3)Второй вопрос философии. Диалектика и метафизика.
- 4)Формы идеализма. Объективный идеализм. Субъективный идеализм. Дж. Беркли.
- 5)Основные интеллектуальные достижения античной философии. Досократики и сократики. Наивный материализм. Стихийная диалектика.
- 6)Милетская школа.
- 7)Школа элеатов. Апории Зенона и их разрешение.
- 8)Атомисты. Пифагор. Гераклит.
- 9)Сократ и афинская школа.
- 10)Платон. Идеи и вещи. «Каверна» Платона.
- 11)Аристотель. Критика Платона. Гилеморфизм. Форма форм. Парадокс «неподвижного перводвигателя».
- 12)Основные интеллектуальные достижения Средневековой философии. Господство религии и идеализма. Схоластика. Номинализм и реализм. Парадокс «всемогущества Бога».
- 13)Августин Блаженный.
- О благодати
- О свободе и божественном предопределении
- Добро и зло
- Истина и достоверное знание
- Познание
- 14)Ф. Аквинский. «Доказательства бытия Бога», их анализ.
- 5 Доказательств бытия Бога Фомы Аквинского
- 15)Средневековая концепция человека, его сущности и смысла существования.
- 16)Основные интеллектуальные достижения философии эпохи Возрождения. Антропоцентризм. Гуманизм.
- 17)Пантеизм как переходная форма от идеализма к материализму.
- 18)Философия позднего Возрождения. У. Шекспир. Реформация и протестантизм.
- 19)Основные интеллектуальные достижения философии XVII-XVIII вв.
- Готфрид Вильгельм Лейбниц
- Дэвид Юм
- 20)Ф. Бэкон. Сенсуализм. Понятие материи как бесконечной совокупности вещей. Метафизика и механицизм. Индуктивный метод.
- 4 Тезиса (основа для всех естественных наук):
- 21)Дж. Локк. Tabula rasa. Зарождение либерализма.
- 22)Р. Декарт. Дуализм. Принцип сомнения. Рационализм. Концепция «врожденных идей». Дедуктивный метод.
- 23)Б. Спиноза. Понятие субстанции. Causa sui.
- 24)Французский материализм XVIII в. Просвещение. Атеизм. Диалектика движения. Трактовка сознания.
- 25)Основные интеллектуальные достижения немецкой классической философии.
- 26)И. Кант. «Докритический» и «критический» периоды. Понятия феномена и ноумена. Аргументация агностицизма. Теория познания. Антиномии чистого разума. Категорический императив.
- 28) Л. Фейербах. Критика Гегеля. Антропологический принцип в интерпретации религии.
- 29)Основные направления и проблематика современной философии.
- 30)Теория и практика марксизма. Диамат и истмат. Достижения и противоречия.
- 31)Позитивизм и философия частных наук. Неопозитивизм. Постпозитивизм. Философия языка. Л. Витгенштейн. Достижения и противоречия.
- 32)Экзистенциализм и современное искусство. Светский и религиозный экзистенциализм. Достижения и противоречия.
- 33)Современная религиозная философия. Религия и наука. Неотомизм. Достижения и противоречия.
- 34) Материя как проблема. Определения материи в истории философии (античные материалисты, ф. Бэкон, в.И. Ленин).
- 35)Материя как субстанция. Атрибуты материи. Пространство и время. Теория относительности а. Эйнштейна.
- 36) Единый закономерный мировой процесс. Формы материи и их соотношение.
- 37. Социальная форма материи (фм). Проблема появления человека. Антропологический принцип в физике.
- 38. Сущность сознания. Свойства сознания. Проблема идеального (и. Кант, к. Маркс).
- 39)Сознание как свойство человека. Психика и ее структура.
- 40)Сознание как свойство материи. Отражение и его формы.
- 41) Основные понятия социальной философии. Общественное бытие и общественное сознание. Материалистические и идеалистическое понимание истории.
- 42) Сущностные силы человека. Труд, общение, сознание. Способности и потребности.
- «Теория локальных цивилизаций»
- 45) Теория «локальных цивилизаций». Н.Я. Данилевский, о. Шпенглер и а.Дж. Тойнби.
- 46. Глобально-цивилизационный подход. П.А. Сорокин, к. Ясперс, ф. Бродель, л.Н. Гумилев
- 52) Культурно-цивилизационные проблемы во взглядах современных либералов и социал-демократов.