logo
рассылка

41) Основные понятия социальной философии. Общественное бытие и общественное сознание. Материалистические и идеалистическое понимание истории.

Социальная философия имеет своим объектом познания общество, то есть занимается познанием социальной действительности.Социальное познание - познание людьми законов функционирования общества и самих себя, своих целей, желаний, потребностей. Социальная философия близка к социологии. Различие заключается прежде всего в том, что социология занимается анализом общества и выявлением закономерностей в его существовании, в то время как философия выполняет критическую функцию. Социальная проблематика в философии восходит к античной традиции и прежде всего к текстам Платона («Государство») и Аристотеля («Политика»). Особо широко это развивалось в Советские годы.

Общественное бытие и общественное сознание - две стороны, материальная и духовная, жизни общества, находящиеся между собой в определенной взаимосвязи и взаимодействии. Характерно для советской философии (Марксизма). ОС - совокупность коллективных представлений, присущих определенной эпохе. Бывает религиозное, этическое, политическое, правовое и экономическое. ОБ -  совокупность материальных отношений людей к природе и друг к другу, независимых от сознания и (в конечном счете) определяющих сознание. В советской философии особенно акцентировалась идея того, что общественное сознание "активно" отражает общественное бытие, т.е. преобразовывает его.

Взгляды на историю:

Идеалистическое понимание истории имеет гносеологиче­ские и классовые корни. Историю делают люди, а поступки людей проходят через их сознание. Из того факта, что дейст­вия людей происходят при участии сознания, идеалисты делают вывод, что именно в сознании, в духе надо искать последнюю причину исторических событий, что источ­ником всех исторических перемен являются изменения в обла­сти идеологии и политики, что сознание играет в истории решающую роль. Главное высказывание «мнения правят миром». Характерно для домарксовой идеологии.

Материалистическое понимание истории подразумевает, что главное – это производственные отношения, в которые люди вступают независимо от желания. Совокупность отношений составляет экономическую структуру общества, а любая история – изменение этой структуры и способов производства материальных благ в обществе. Это точка зрения Маркса.