logo
рассылка

26)И. Кант. «Докритический» и «критический» периоды. Понятия феномена и ноумена. Аргументация агностицизма. Теория познания. Антиномии чистого разума. Категорический императив.

Иммануи́л Кант— немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма. Вся его жизнь делилась на доктрический и критический периоды.

Критический:

Доктрический – материалист, метафизик, гностик. Занимался естествознанием. Вносит значительный вклад в астрономию. К середине жизн изучил все естествознание.

Формулирует такие понятия:

Вещь в себе (ноумен) – сущность вещи

Вещь для нас (феномен) – то, какой вещью для нас является.

И ноумен и феномен имеет любая вещь.

Аргументации агностицизма. Рационалистический агностицизм Канта и Эпохи Просвещения принимает только знание, полученное с помощью человеческой рациональности. Утверждается, что боги принципиально не обнаружимы, следовательно, невозможно знать, что они существуют. Отношение агностицизма к атеизму оспаривается; агностицизм можно считать отдельным взглядом на мир.

Теория познания Вещь в себе не познаваема - >Кант – агностик и материалист->формирует классическую теорию познания.В соответствии с которой познание проходит 3 этапа:

  1. Ощущение – сенсуализм Бэкона

  2. Рассудок – анализ ощущений

  3. Разум – высшая форма познания – синтез ощущений.

Выявил фундаментальную логику познания.

Антиномии чистого разума. 4 антиномии (проблемы), которые никогда не решить, состоят из 2 частей: тезис + антитеза:

  1. Мир конечен – мир бесконечен. Сущность мира непознаваема.

  2. Мир делим до бесконечности – мир неделим до бесконечности.

  3. В мире существует свобода - в мире господствует необходимость. Необходимость– определения закона.

  4. В мире существует Бог, как первопричина мира – в мире Бога нет.

Категори́ческий императи́в — понятие, введённое Кантом в рамках его концепции автономной этики и призванное объединить идею о независимости нравственных принципов от внешней среды и необходимое единство этих принципов.

Человек по Канту, есть высшая ценность. У каждого человека есть свое достоинство. Он оберегает свое достоинство. Но он должен понимать, что достоинство другого человека есть, следовательно, тоже высшая ценность. Человек обладает свободой выбора поступка. Поступки людей оцениваются с позиций категорий добра и зла.

Категорический императив является утверждением из класса требований.

27)Г.В.Ф. Гегель. Понятия логической идеи и развития. Диалектика. Этапы развития логической идеи. Логика, природа, дух. Дурная и истинная бесконечность. Ф. Энгельс об основном противоречии философии Гегеля. Законы диалектики.

Гегель – гностик, диалектик.

Понятия логической идеи и развития.

Логическая идея – разновидность объективного сознания; субстанция.

Субстанция – введена Спинозой в 17в., который был поздним пантеистом. Субстанция – первооснова, первопричина всего.Субстанция – causa sui(причина самой себе).:

Между атрибутами и субстратами – изменения.

Гегель – впервые начинает разрабатывать идею развития.

Развитие – это:

  1. Движение бесконечное

  2. От низшего к высшему, от простого к сложному.

  3. Прогресс всегда больше чем регресс.

Этапы развития логической идеи: логика-природа-дух. Тезис + антитеза = синтез.

Диалектика – мышление противоположностями. Это способ размышления. Человек – существо природное, обладающее логикой (разумом).Каждое Гегель делит на 3 этапа: тезис, антитеза и синтез, которые в свою очередь делятся на все эти этапы и так до 5 ряда:

Две версии бесконечности разграничены в философии Гегеля. Речь идет о "дурной бесконечности" и "истинной бесконечности". "Истинная бесконечность" отличается от "дурной бесконечности" тем, что в каждом ее конечном элементе бесконечность присутствует, определяет это звено, обладает, таким образом, локальным бытием. Каждый конечный объект воплощает в себе бесконечное пространство - эта идея получила неклассическое выражение в концепции частицы как средоточия бесконечного в принципе поля. Каждый объект воплощает в себе бесконечное время; наблюдая поведение объекта в течение конечного интервала, мы объясняем это поведение в каждый момент законом, действующим единообразно, т.е. определенным в бесконечной длительности.

Гегель применил понятия дурной и истинной бесконечности к проблемам жизни, смерти и бессмертия. Бессмертие рода, поддерживаемое появлением все новых особей тождественного типа, которые приходят па смену погибающим, кажется Гегелю простым, не имеющим конца рядом, дурной бесконечностью.

Диалектика. Существенную роль понятие диалектики играет в философии Гегеля. Для него диалектика — это такой переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, то есть содержат отрицание самих себя. Поэтому диалектика, согласно Гегелю, — «движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость…». Ф. Энгельс об основном противоречии философии Гегеля. Понятие диалектики в своих произведениях использовали Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые перевели её в материалистическую плоскость. Отличие своей диалектики от гегелевской Маркс выразил в утверждении, что философия Гегеля перевернута с ног на голову. Именно поэтому следует отличать диалектику Гегеля от её интерпретации в диалектике марксизма.

В диалектическом материализме диалектика Гегеля была воспринята в интерпретации Энгельса, который сформулировал так называемые «Три закона диалектики»:

  1. Закон единства и борьбы противоположностей.

  2. Закон перехода количественных изменений в качественные.

  3. Закон отрицания отрицания.