logo search
ФИЛОСОФИЯ (1) (2)

57. Философия Пифагора: мир как число.

Количественная определенность всех вещей по Пифагору проявляется в абсолютизации чисел, мистике чисел. Числа были подняты на уровень реальной сущности всех вещей. Так, например, единица означала начало всего, непрерывность, положительность, всеобщую сущность. Двоица означала проти­воположность, различие, особенное. Пифагор полагал основными первые четыре числа арифметического ряда - единицу, двойку, тройку, четверку. В геометриче­ской интерпретации этим числам последовательно соответствуют: точка, прямая, квадрат (плоская фигура) и куб (пространственная фигура). Сумма этих чисел да­ет число «десять», которое пифагорейцы считали идеальным числом и сообщали ему почти божественную сущность. Десять, согласно пифагорейскому учению, -такое число, на которое можно перевести все вещи и явления мира с его противо­положностями. Числа – самостоятельно существующие объекты, сущность вещей. Бог, по Пифагору, есть число чисел. Он един и всецело пребывает в небесном круге. Бог есть основа всего. Он светоч неба, отец Вселенной, ум и одушевление всех вещей.

Чувственно воспринимаемые тела имеют 4 основы: вода, воздух, земля, огонь. Перемещаясь, они создают шаровидный, одушевленный, разумный мир, в центре которого – земля, населенная со всех сторон. Рассуждения об основах-противоположностях носят у Пифагора диалектический характер. В единстве этих противоположностей (сфер) пифагорейцы видят гармонию.