20.Кризис техногенной цивилизации и современный глобальный финансовый кризис.
Кризис техногеннойцивилизации
Современная цивилизация под влиянием прогрессирующих процессов технизации, носит техногенный характер: современная техника не только дала человеку возможность активно осваивать и преобразовывать природу для получения материальных благ, но и породила огромное количество проблем как локального, так и глобального характера.
Самая важная черта техногенной цивилизации – это утрата человеком власти над техникой. Порожденные техногенной цивилизацией глобальные проблемы угрожают существованию не только природы, но и человека.
К числу этих проблем относятся:
- проблема угрозы термоядерной войны,
- проблема ограниченности природных ресурсов,
- экологические проблемы,
- проблема быстрого роста численности населения Земли
- продовольственная проблема,
- проблема сохранения культурного наследия и ряд других.
Все это свидетельствует о глубоком кризисе техногенной цивилизации.
Перспективы выхода из техногенного кризиса:
изменение приоритетов – формирование экологической культуры;
изменение логики инженерного мышления, система «Техника – человек» должна смениться системой «Техника – человек – окружающая среда», где все элементы этой системы равноправны;
Смена типа мышления, техногенный тип мышления должен смениться гуманистическим, в котором будут органично сочетаться чувства и разум, логика и здравый смысл, вера и наука.
Современный глобальный финансовый кризис (обсуждение данной темы философами ФинУниверситета)
Существует множество точек зрения на мировой финансовый кризис:
- (Профессор Барбылаев) Финансовый кризис имеет синергетический характер. Известно, что каждое явление проявляется в двух тенденциях. Это и происходит с человечеством. Очевидно, что оно идет или к самоуничтожению, или к новым формам жизни. Сейчас деньги управляют людьми, они проникают всюду, во все поры общественной жизни.
- (Профессор Пырин) Представляется, что основная причина фин. кризиса вызвана периодически назревающими противоречиями между возрастающими затратами и реальными результатами человеческой деятельности. Кризис возникает тогда, когда диапазон между ними достигает конфликтной стадии.
- (Доцент Просеков) Часто правители призывают экономить деньги на ассигнованиях на гуманитарные науки и культуру. В СССР управляли «технари», малообразованные гуманитарно. Роль гуманитарных наук для естествоиспытателей, в том числе математиков, очень велика, так как формируется образное мышление.
- (Профессор Скибицкий) Стоит вопрос: достигли мы дна или нет? Если достигли, то должен быть подъем. Дж. Стиглиц, лауреат Нобелевской премии, говорит, что самый страшный критерий этого кризиса – безработица. Главная неравновесность – биосфера и общество. Справедливо связывать современный кризис с потерей управления. Необходимо научное управление развитием мировой цивилизации.
Пути решения: Необходимо найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая ее рыночную природу, в то же время обеспечили бы рыночной экономике максимальную социальную эффективность и нравственные ориентиры. Возникает потребность в институционализации общественной морали, появляются новые институты морали.
Таким образом, необходимо переосмысление роли государственного регулирования и «свободного рынка», статуса глобальных финансовых структур и глобального регулирования, а также, ценностно-революционного переосмысления современного мироустройства (воспитания человечества в духе толерантности, взаимоуважения).
- 1.Агностицизм Юма и субъективный идеализм Беркли.
- 2. Античный атомизм. Демокрит и Эпикур: сходство и различие.
- 3. Антропологическая революция в античной философии. Сократ и мы.
- 4. Бытие- основополагающая философская категория. Основные формы бытия, их взаимосвязь.
- 5. Всемирно-исторический процесс глобализации: сущность и основные тенденции
- 6. Всемирно-исторический процесс информатизации общества: сущность и основные тенденции.
- 7. Гипотеза как форма развития научного знания, её роль в экономическом познании.
- 8. Глобальная энергетическая проблема.
- 9. Глобальные проблемы современности. Экологическая и демографическая проблемы в России.
- 10. Движение- способ существования материи. Формы движения, их взаимосвязь
- 11. Диалектика и метафизика: содержание понятий. Диалектика и синергетика.
- 12. Диалектическая картина мира в философии Гераклита.
- 13. Духовная сфера жизни общества. Духовные проблемы России.
- 14. Западноевропейская философия эпохи Возрождения. Н.Кузанский. Дж.Бруно. Новое естествознание.
- 15.Значение Аристотеля в античной философии. Учение о форме и материи, четырех видах причинности.
- 16. Значение учения Конфуция для развития современного Китая.
- 17.Информационное общество-общество знаний. Значение интеллектуального капитала.
- 18.Истина- центральная категория гносеологии. Истина как процесс.
- 19.Исторические предпосылки возникновения философии, её предмет, структура и функции.
- 20.Кризис техногенной цивилизации и современный глобальный финансовый кризис.
- 21.Материальный сенсуализм Локка. Социальное учение.
- 22. Материя- фундаментальная категория онтологии.
- 23. Мировоззрение, его исторические типы и функции
- 24.Мифологическое сознание: функции и социокультурное значение
- 25.Мышление и язык. «Машинный интеллект» и человеческое мышление.
- 26.Наука и образование- стратегические факторы развития информационного общества.
- 27.Научная революция Нового времени. Философия Бэкона, разработкаиндуктивного метода.
- 28.Научная теория, её структура и функции; роль в экономическомпознании.
- 29.Научное познание: уровни, методы и формы, использование в экономической науке.
- 30.Неопозитивизм как философия науки.
- 31.Общество как предмет исследования социальной философии.
- 32.Общество как саморазвивающаяся и самоорганизующаяся система
- 33. Объективный идеализм Платона. Учение об идеальном государстве.
- 34. Оптимизация отношений между обществом и природой.
- 35. Основной вопрос философии, две его стороны. Агностицизм.
- 36. Основные черты натурфилософии милетской школы.
- 37. Отражение – всеобщее свойство материи, формы отражения.
- 38.Познание как предмет философского анализа. Специфика и формы чувственного и рационального познания.
- 39. Политическая сфера жизни общества. Политические проблемы России.
- 40. Принципы, основные законы и парные категории диалектики, их роль в экономическом познании.
- 41. Природа и Бог в философии Спинозы.
- 42.Проблема как исходный пункт научного исследования.
- 43. Проблема человека в философской мысли: свобода, смысл жизни ответственность, творчество.
- 44. Пространство и время как универсальные формы материи
- 45. Разработка Гегелем диалектического метода познания
- 46.Религия как явление мировой культуры.
- 48. Современная западная иррационалистическая философия: экзистенционализм и фрейдизм. Экзистенциализм. Его основные разновидности
- 49. Сознание как высшая форма отражения действительности. Сознание и мозг. Проблема бессознательного.
- 50.Социальная сфера жизни общества. Социальные проблемы России.
- 51. Средневековая философия. Номинализм и реализм. Августин и Фома Аквинский.
- 52.Теоретические источники и естественнонаучные предпосылки формирования философии марксизма. Философия марксизма
- 53. ФилософияГоббса, учение о государстве.
- 54. Философия Декарта: дуализм, деизм, дедуктивная методология.
- 55. Философия Древней Индии и Китая.
- 56. Философия Канта: познание, его возможности и границы.
- 57. Философия Пифагора: мир как число.
- 58. Философия Эпохи Просвещения.
- 59. Формационная и цивилизационная концепция развития.
- 60. Экономическая сфера жизни общества. Переход России на инновационный тип развития экономики. Россия в контексте всемирно-исторического процесса глобализации.
- 61 Элейская школа. Философское учение о бытии. Апории Зенона.
- 62. Этическое учение Канта.