44. Пространство и время как универсальные формы материи
Важнейшими формами бытия материи являются пространство и время.
Пространство и время, философские категории. Пространство — форма существования материальных объектов и процессов (характеризует структурность и протяженность материальных систем); время — форма последовательной смены состояний объектов и процессов (характеризует длительность их бытия). Пространство и время имеют объективный характер, неразрывно связаны друг с другом, бесконечны. Универсальные свойства времени — длительность, неповторяемость, необратимость; всеобщие свойства пространства — протяженность, единство прерывности и непрерывности.
Пространство и время не существуют вне материи и независимо от неё.
Пространственными характеристиками являются положения относительно др. Тел (координаты тел), расстояния между ними, углы между различными пространственными направлениями (отдельные объекты характеризуются протяжённостью и формой, которые определяются расстояниями между частями объекта и их ориентацией). Временные характеристики — «моменты», в которые происходят явления, продолжительности (длительности) процессов. Отношения между этими пространственными и временными величинами называются метрическими. Существуют также и топологические характеристики П. И в. — «соприкосновение» различных объектов, число направлений. С чисто пространственными отношениями имеют дело лишь в том случае, когда можно отвлечься от свойств и движения тел и их частей: с чисто временными — в случае, когда можно отвлечься от многообразия сосуществующих объектов.
Одной из главных философских проблем, связанных с пониманием статуса и свойств пространства является проблема их объективности, т.е. независимости от нашего сознания.
Так, еще Августин Блаженный в V в. заметил особенность времени: прошлого уже нет, будущего еще нет, а настоящее не имеет длительности (сколь угодно малый временной интервал также можно разделить на прошлое и будущее), и, значит, его тоже нет, как времени. Следовательно, время не обладает реальностью, а коренится лишь в глубинах нашей души. Агностик Д. Юм отказывался признавать за пространством и временем что-либо иное, кроме последовательности и сопряженности наших восприятий. И. Кант объявил пространство и время априорными, т.е. внеопытными категориями нашего рассудка. Если все знание основано на чувственном опыте, вопрошал И. Кант, то каким из органов чувств мы воспринимаем время? Можно ли его увидеть, потрогать и т.д.? Нет, т.е. следует признать, что в опыте пространство и время не даны и, значит, реальности за пределами субъекта познания не принадлежат. Другой довод И. Канта заключался в том, что ограниченный человеческий опыт не может дать доказательств всеобщности и необходимости пространства и времени. Подобные аргументы небеспочвенны, но не безупречны. В опыте мы всегда имеем дело с отдельными конечными вещами, а не со всеобщностью или бесконечностью. Но согласно диалектическому методу всякая отдельная вещь есть противоречивое единство общего и единичного. Значит, наряду с уникальными, неповторимыми свойствами и характеристиками в ней обязательно содержатся и такие, которые будут повторяться в других вещах, т.е. нечто общее. Следовательно, даже ограниченном опыте присутствуют некоторые моменты, общие с реальностью за пределами опыта. Так что ограниченность опыта не мешает познанию всеобщего и необходимого. Нельзя увидеть или потрогать ни материю, ни движение, ни другие им подобные абстракции, отвлеченные от чувственно воспринимаемых вещей. Увидеть в лесу дерево нельзя. Увидеть можно конкретную березу, елку, дуб и т.д., но дерево как таковое, дерево вообще увидеть нельзя. Ибо это всего лишь понятие, в котором от массы объектов отвлечены их общие признаки. Но сей факт никак не отменяет объективно-реального существования как конкретных деревьев, так и их общих свойств. Та же история и с понятиями пространства и времени. Понятие времени увидеть нельзя, а вот последовательность смены состояний материальных объектов (молодой — старый), что оно, собственно, и означает, доступна нашим органам чувств. Так что признание объективности пространства и времени ныне считается более обоснованной позицией, нежели настаивание на их субъективности.
- 1.Агностицизм Юма и субъективный идеализм Беркли.
- 2. Античный атомизм. Демокрит и Эпикур: сходство и различие.
- 3. Антропологическая революция в античной философии. Сократ и мы.
- 4. Бытие- основополагающая философская категория. Основные формы бытия, их взаимосвязь.
- 5. Всемирно-исторический процесс глобализации: сущность и основные тенденции
- 6. Всемирно-исторический процесс информатизации общества: сущность и основные тенденции.
- 7. Гипотеза как форма развития научного знания, её роль в экономическом познании.
- 8. Глобальная энергетическая проблема.
- 9. Глобальные проблемы современности. Экологическая и демографическая проблемы в России.
- 10. Движение- способ существования материи. Формы движения, их взаимосвязь
- 11. Диалектика и метафизика: содержание понятий. Диалектика и синергетика.
- 12. Диалектическая картина мира в философии Гераклита.
- 13. Духовная сфера жизни общества. Духовные проблемы России.
- 14. Западноевропейская философия эпохи Возрождения. Н.Кузанский. Дж.Бруно. Новое естествознание.
- 15.Значение Аристотеля в античной философии. Учение о форме и материи, четырех видах причинности.
- 16. Значение учения Конфуция для развития современного Китая.
- 17.Информационное общество-общество знаний. Значение интеллектуального капитала.
- 18.Истина- центральная категория гносеологии. Истина как процесс.
- 19.Исторические предпосылки возникновения философии, её предмет, структура и функции.
- 20.Кризис техногенной цивилизации и современный глобальный финансовый кризис.
- 21.Материальный сенсуализм Локка. Социальное учение.
- 22. Материя- фундаментальная категория онтологии.
- 23. Мировоззрение, его исторические типы и функции
- 24.Мифологическое сознание: функции и социокультурное значение
- 25.Мышление и язык. «Машинный интеллект» и человеческое мышление.
- 26.Наука и образование- стратегические факторы развития информационного общества.
- 27.Научная революция Нового времени. Философия Бэкона, разработкаиндуктивного метода.
- 28.Научная теория, её структура и функции; роль в экономическомпознании.
- 29.Научное познание: уровни, методы и формы, использование в экономической науке.
- 30.Неопозитивизм как философия науки.
- 31.Общество как предмет исследования социальной философии.
- 32.Общество как саморазвивающаяся и самоорганизующаяся система
- 33. Объективный идеализм Платона. Учение об идеальном государстве.
- 34. Оптимизация отношений между обществом и природой.
- 35. Основной вопрос философии, две его стороны. Агностицизм.
- 36. Основные черты натурфилософии милетской школы.
- 37. Отражение – всеобщее свойство материи, формы отражения.
- 38.Познание как предмет философского анализа. Специфика и формы чувственного и рационального познания.
- 39. Политическая сфера жизни общества. Политические проблемы России.
- 40. Принципы, основные законы и парные категории диалектики, их роль в экономическом познании.
- 41. Природа и Бог в философии Спинозы.
- 42.Проблема как исходный пункт научного исследования.
- 43. Проблема человека в философской мысли: свобода, смысл жизни ответственность, творчество.
- 44. Пространство и время как универсальные формы материи
- 45. Разработка Гегелем диалектического метода познания
- 46.Религия как явление мировой культуры.
- 48. Современная западная иррационалистическая философия: экзистенционализм и фрейдизм. Экзистенциализм. Его основные разновидности
- 49. Сознание как высшая форма отражения действительности. Сознание и мозг. Проблема бессознательного.
- 50.Социальная сфера жизни общества. Социальные проблемы России.
- 51. Средневековая философия. Номинализм и реализм. Августин и Фома Аквинский.
- 52.Теоретические источники и естественнонаучные предпосылки формирования философии марксизма. Философия марксизма
- 53. ФилософияГоббса, учение о государстве.
- 54. Философия Декарта: дуализм, деизм, дедуктивная методология.
- 55. Философия Древней Индии и Китая.
- 56. Философия Канта: познание, его возможности и границы.
- 57. Философия Пифагора: мир как число.
- 58. Философия Эпохи Просвещения.
- 59. Формационная и цивилизационная концепция развития.
- 60. Экономическая сфера жизни общества. Переход России на инновационный тип развития экономики. Россия в контексте всемирно-исторического процесса глобализации.
- 61 Элейская школа. Философское учение о бытии. Апории Зенона.
- 62. Этическое учение Канта.