28.Научная теория, её структура и функции; роль в экономическомпознании.
Наука делится на 2 уровня: эмпирический (практика, оперирование абстрактными объектами) и теоретический (идеальные объекты). Между уровнями нет логического перехода, в них используются разные языки и категории. Методы эмпирического уровня- сравнение, описание, классификация, эксперимент, систематизация и идеализация. Формы эмпирич.уровня- факт, эмпирический закон и эмпирич.теория. Формы и методы теоретического уровня: теоретический закон, проблема, гипотеза, сама теория.
Теория в отличие от гипотезы представляет собой уже не вероятное, а достоверное знание. Научная теория - это система знаний, описывающая и объясняющая определенную совокупность явлений, дающая обоснование всех выдвинутых положений и сводящая открытые в данной области законы к единому основанию. Например, теория относительности, квантовая теория, теория государства и права и т.д. Обозначим основные черты научной теории: 1. Научная теория - это знание об определенном предмете или строго определенной, органически связанной группе явлений. Объединение знания в теорию определяется ее предметом. 2. Теорию характеризует объяснение известной совокупности фактов, а не простое их описание, вскрытие закономерностей их функционирования и развития. 3. Теория должна обладать прогностической силой, предсказывать течение процессов. 4. В развитой теории все ее главные положения должны быть объединены общим началом, основанием. 5. Все входящие в содержание теории положения должны быть обоснованы. Структура научной теории:
основания теории (аксиомы геометрии Евклида, принципы диалектики);
законы, выступающие в качестве косяка научной теории, ее базы
узловые понятия, категориальный аппарат теории, с помощью которого выражается и излагается основное содержание теории;
идеи, в которых органически слиты отражение объективной реальности и постановка практических задач перед людьми.
Высокая роль и растущее значение науки в жизни современного общества, с одной стороны, а с другой - опасные негативные социальные следствия бездумности, а порой и откровенно преступного использования достижений науки повышают в наши дни требования к нравственным качествам ученых, к этической, если ставить вопрос шире, стороне научной деятельности. Глобальные проблемы современности, - экологическая в особенности, да и не только она, - говорят о том, что от людей науки, да и от всех людей вообще требуется ныне по-новому, с повышенной требовательностью подходить к оценке и нашей познавательной, и нашей практической деятельности.
- 1.Агностицизм Юма и субъективный идеализм Беркли.
- 2. Античный атомизм. Демокрит и Эпикур: сходство и различие.
- 3. Антропологическая революция в античной философии. Сократ и мы.
- 4. Бытие- основополагающая философская категория. Основные формы бытия, их взаимосвязь.
- 5. Всемирно-исторический процесс глобализации: сущность и основные тенденции
- 6. Всемирно-исторический процесс информатизации общества: сущность и основные тенденции.
- 7. Гипотеза как форма развития научного знания, её роль в экономическом познании.
- 8. Глобальная энергетическая проблема.
- 9. Глобальные проблемы современности. Экологическая и демографическая проблемы в России.
- 10. Движение- способ существования материи. Формы движения, их взаимосвязь
- 11. Диалектика и метафизика: содержание понятий. Диалектика и синергетика.
- 12. Диалектическая картина мира в философии Гераклита.
- 13. Духовная сфера жизни общества. Духовные проблемы России.
- 14. Западноевропейская философия эпохи Возрождения. Н.Кузанский. Дж.Бруно. Новое естествознание.
- 15.Значение Аристотеля в античной философии. Учение о форме и материи, четырех видах причинности.
- 16. Значение учения Конфуция для развития современного Китая.
- 17.Информационное общество-общество знаний. Значение интеллектуального капитала.
- 18.Истина- центральная категория гносеологии. Истина как процесс.
- 19.Исторические предпосылки возникновения философии, её предмет, структура и функции.
- 20.Кризис техногенной цивилизации и современный глобальный финансовый кризис.
- 21.Материальный сенсуализм Локка. Социальное учение.
- 22. Материя- фундаментальная категория онтологии.
- 23. Мировоззрение, его исторические типы и функции
- 24.Мифологическое сознание: функции и социокультурное значение
- 25.Мышление и язык. «Машинный интеллект» и человеческое мышление.
- 26.Наука и образование- стратегические факторы развития информационного общества.
- 27.Научная революция Нового времени. Философия Бэкона, разработкаиндуктивного метода.
- 28.Научная теория, её структура и функции; роль в экономическомпознании.
- 29.Научное познание: уровни, методы и формы, использование в экономической науке.
- 30.Неопозитивизм как философия науки.
- 31.Общество как предмет исследования социальной философии.
- 32.Общество как саморазвивающаяся и самоорганизующаяся система
- 33. Объективный идеализм Платона. Учение об идеальном государстве.
- 34. Оптимизация отношений между обществом и природой.
- 35. Основной вопрос философии, две его стороны. Агностицизм.
- 36. Основные черты натурфилософии милетской школы.
- 37. Отражение – всеобщее свойство материи, формы отражения.
- 38.Познание как предмет философского анализа. Специфика и формы чувственного и рационального познания.
- 39. Политическая сфера жизни общества. Политические проблемы России.
- 40. Принципы, основные законы и парные категории диалектики, их роль в экономическом познании.
- 41. Природа и Бог в философии Спинозы.
- 42.Проблема как исходный пункт научного исследования.
- 43. Проблема человека в философской мысли: свобода, смысл жизни ответственность, творчество.
- 44. Пространство и время как универсальные формы материи
- 45. Разработка Гегелем диалектического метода познания
- 46.Религия как явление мировой культуры.
- 48. Современная западная иррационалистическая философия: экзистенционализм и фрейдизм. Экзистенциализм. Его основные разновидности
- 49. Сознание как высшая форма отражения действительности. Сознание и мозг. Проблема бессознательного.
- 50.Социальная сфера жизни общества. Социальные проблемы России.
- 51. Средневековая философия. Номинализм и реализм. Августин и Фома Аквинский.
- 52.Теоретические источники и естественнонаучные предпосылки формирования философии марксизма. Философия марксизма
- 53. ФилософияГоббса, учение о государстве.
- 54. Философия Декарта: дуализм, деизм, дедуктивная методология.
- 55. Философия Древней Индии и Китая.
- 56. Философия Канта: познание, его возможности и границы.
- 57. Философия Пифагора: мир как число.
- 58. Философия Эпохи Просвещения.
- 59. Формационная и цивилизационная концепция развития.
- 60. Экономическая сфера жизни общества. Переход России на инновационный тип развития экономики. Россия в контексте всемирно-исторического процесса глобализации.
- 61 Элейская школа. Философское учение о бытии. Апории Зенона.
- 62. Этическое учение Канта.