4. Бытие- основополагающая философская категория. Основные формы бытия, их взаимосвязь.
" Бытие " - фундаментальное понятие, которое многие мыслители считают основанием философии.
Понятие Бытия ввел в философию Парменид (VI-V вв. до н. э.), выделив его следующие основные характеристики: целостность, истинность, благость, красота. Он провозглашал единство мысли и Бытия и противопоставлял Бытие — небытию.
Затем у Платона единый мир Бытия был разделен надвое: мир идей (мир истины) и действительность (мир подобий).
В религиозной философии это деление сохраняется, истинное бытие Бог, а остальной мир — зависит от него.
В материалистической философии мир разделили обратным образом: на мир материального и на зависимый от него мир идеального (связанного с сознанием человека).
В настоящее время чаще принято представлять Бытие как целостность, как Единое, в котором всегда взаимодействуют идеальные и материальные процессы и явления.
Принципиально важна она и для философии. Вспомним: при определении бытия мы сначала остановились на том, что (различные) целостности мира равно существуют и что это придает всем им характер реальности, создает предпосылку единства мира. Теперь сосредоточим внимание на диалектических различиях между основными формами бытия - диалектических в том смысле, что не будут упущены из виду всеобщие связи бытия , взаимосвязи между этими формами .
Целесообразно выделить следующие различающиеся, но и взаимосвязанные основные формы бытия :
бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком;
бытие человека, которое (условно) подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие ;
бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное;
бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие ( бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.
Бытие отдельного человека представляет собой диалектическое единство тела и духа. Человек для самого себя и первая, и «вторая природа». Не случайно в традиционной, классической философии человека нередко определяли как «мыслящую вещь». Но бытие человека как мыслящей и чувствующей «вещи» в мире природы явилось одной из предпосылок возникновения и общения, т.е. предпосылкой формирования специфики человеческого бытия .
Формы бытия вычленяются исключительно в познавательных целях, для удобства анализа. Самостоятельны они только в абстракции. В теории. В реальности же они неотделимы друг от друга. Ясно, что бытие человека взаимопересекается как с бытием природы (поскольку человек – существо природное, материальное, так и с бытием идеального, поскольку обладает сознанием. Аналитическое же их разведение, рассмотрение по отдельности позволяет лучше увидеть и понять специфику, уникальные особенности каждого слоя бытия.
- 1.Агностицизм Юма и субъективный идеализм Беркли.
- 2. Античный атомизм. Демокрит и Эпикур: сходство и различие.
- 3. Антропологическая революция в античной философии. Сократ и мы.
- 4. Бытие- основополагающая философская категория. Основные формы бытия, их взаимосвязь.
- 5. Всемирно-исторический процесс глобализации: сущность и основные тенденции
- 6. Всемирно-исторический процесс информатизации общества: сущность и основные тенденции.
- 7. Гипотеза как форма развития научного знания, её роль в экономическом познании.
- 8. Глобальная энергетическая проблема.
- 9. Глобальные проблемы современности. Экологическая и демографическая проблемы в России.
- 10. Движение- способ существования материи. Формы движения, их взаимосвязь
- 11. Диалектика и метафизика: содержание понятий. Диалектика и синергетика.
- 12. Диалектическая картина мира в философии Гераклита.
- 13. Духовная сфера жизни общества. Духовные проблемы России.
- 14. Западноевропейская философия эпохи Возрождения. Н.Кузанский. Дж.Бруно. Новое естествознание.
- 15.Значение Аристотеля в античной философии. Учение о форме и материи, четырех видах причинности.
- 16. Значение учения Конфуция для развития современного Китая.
- 17.Информационное общество-общество знаний. Значение интеллектуального капитала.
- 18.Истина- центральная категория гносеологии. Истина как процесс.
- 19.Исторические предпосылки возникновения философии, её предмет, структура и функции.
- 20.Кризис техногенной цивилизации и современный глобальный финансовый кризис.
- 21.Материальный сенсуализм Локка. Социальное учение.
- 22. Материя- фундаментальная категория онтологии.
- 23. Мировоззрение, его исторические типы и функции
- 24.Мифологическое сознание: функции и социокультурное значение
- 25.Мышление и язык. «Машинный интеллект» и человеческое мышление.
- 26.Наука и образование- стратегические факторы развития информационного общества.
- 27.Научная революция Нового времени. Философия Бэкона, разработкаиндуктивного метода.
- 28.Научная теория, её структура и функции; роль в экономическомпознании.
- 29.Научное познание: уровни, методы и формы, использование в экономической науке.
- 30.Неопозитивизм как философия науки.
- 31.Общество как предмет исследования социальной философии.
- 32.Общество как саморазвивающаяся и самоорганизующаяся система
- 33. Объективный идеализм Платона. Учение об идеальном государстве.
- 34. Оптимизация отношений между обществом и природой.
- 35. Основной вопрос философии, две его стороны. Агностицизм.
- 36. Основные черты натурфилософии милетской школы.
- 37. Отражение – всеобщее свойство материи, формы отражения.
- 38.Познание как предмет философского анализа. Специфика и формы чувственного и рационального познания.
- 39. Политическая сфера жизни общества. Политические проблемы России.
- 40. Принципы, основные законы и парные категории диалектики, их роль в экономическом познании.
- 41. Природа и Бог в философии Спинозы.
- 42.Проблема как исходный пункт научного исследования.
- 43. Проблема человека в философской мысли: свобода, смысл жизни ответственность, творчество.
- 44. Пространство и время как универсальные формы материи
- 45. Разработка Гегелем диалектического метода познания
- 46.Религия как явление мировой культуры.
- 48. Современная западная иррационалистическая философия: экзистенционализм и фрейдизм. Экзистенциализм. Его основные разновидности
- 49. Сознание как высшая форма отражения действительности. Сознание и мозг. Проблема бессознательного.
- 50.Социальная сфера жизни общества. Социальные проблемы России.
- 51. Средневековая философия. Номинализм и реализм. Августин и Фома Аквинский.
- 52.Теоретические источники и естественнонаучные предпосылки формирования философии марксизма. Философия марксизма
- 53. ФилософияГоббса, учение о государстве.
- 54. Философия Декарта: дуализм, деизм, дедуктивная методология.
- 55. Философия Древней Индии и Китая.
- 56. Философия Канта: познание, его возможности и границы.
- 57. Философия Пифагора: мир как число.
- 58. Философия Эпохи Просвещения.
- 59. Формационная и цивилизационная концепция развития.
- 60. Экономическая сфера жизни общества. Переход России на инновационный тип развития экономики. Россия в контексте всемирно-исторического процесса глобализации.
- 61 Элейская школа. Философское учение о бытии. Апории Зенона.
- 62. Этическое учение Канта.