logo
ФИЛОСОФИЯ (1) (2)

19.Исторические предпосылки возникновения философии, её предмет, структура и функции.

Исторические предпосылки возникновения философии

- Философия возникла в период разложения первобытнообщинного строя и становления классового общества, когда происходят глубокие сдвиги в структуре и масштабности общественного производства - освоении больших земельных площадей, возникновении городов, и, как следствие, строительстве дорог, зданий, возникновении торговли.

- Ее возникновение было обусловлено стремлением заменить видение мира, которое давали мифология и религия, рациональным, дать единый взгляд на мир;

- Стремлением решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т. е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связывающиеся друг с другом по определенным логическим законам.

Предмет философии

Мир в целом, человек, общество, принципы и законы мировоздания и мышления.

Структура философии

1. Онтология (онто - бытие, логос-учение) – учение о сущем. Постановка вопросов о сущности мира и его происхождении, о том, что лежит в основе мира, основные формы проявления мира, в каком направлении он развивается и развивается ли вообще.

2. Гносеология (гносео – знать, познавать) Постановка вопросов о познаваемости мира и обоснованности наших знаний о нем, о закономерностях познавательной деятельности человека.

3. Методология – учение о путях познания.

4. Учение об обществе – социальная философия, связанная с выяснением вопросов о том, что такое общество, что можно отнести к общественным явлениям и т.д.

5. Философская антропология – проблемы природы, сущности и существования человека как особой формы бытия.

6. Этика – учение нравственности, проблемы добра и зла.

7. Эстетика – исследует сущность прекрасного, формы его проявления в искусстве и природе, а также его воздействие на воспринимающего.

Функции философии

1. Мировоззренческая: с помощью философии у человека формируются взгляды, идеи, мировоззрение в целом.

2. Познавательная.

3. Методологическая: поиск эффективных путей и приемов решения поставленных задач и целей, применение этих методов, позволяющих получить определенные знания.

4. Критическая: критически анализирует происходящие явления в чем-либо, в основе лежит принцип «подвергай все сомнению».

5. Аксиологическая: вырабатывает и устанавливает ценностно-нормативные ориентации личности и общества.

6. Эвристическая: служит для ускорения процесса решения нестандартных проблем и задач, для которых не существует алгоритма.