36. Основные черты натурфилософии милетской школы.
Считается, что создателями древнегреческой философии, а в частности натурфилософии (философия природы, понимаемая как целостную систему самых общих законов естествознания), являются три мыслителя, жившие в Милете – Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Главная их заслуга состояла в постановке вопроса о единой первооснове мира. Все вещи имеют некую единую первооснову, общую субстанцию. Это внутреннее единство, скрытое за внешним многообразием явлений, милетские философы понимали несколько по-разному.
Основатель милетской школы – Фалес – считал, что первовеществом, из которого состоят все вещи, является вода. Он различал воду как конкретное, определенное вещество и воду как всеобщее начало мира – влажную стихию, из которой все возникло и в которую все возвращается. Вода как первооснова мира в сгущенном состоянии создает твердые тела, а в более разреженном – жидкости и газы. Сама Земля представляет из себя плоский диск, который плавает на поверхности безграничного водного пространства.
Анаксимандр из Милета являлся, по-видимому, учеником Фалеса. Его главная заслуга – развитие идеи Фалеса о первооснове мира. Он считал, что первоосновой мира не может быть конкретное вещество – такое, как вода у Фалеса. Первоначало и первопричина не имеет границ, поэтому философ назвал ее «беспредельное», по-гречески – апейрон. Это первовещество нигде не существует в чистом виде. Из него обособляется противоположности теплого и холодного, дающие начало конкретным веществам. Любой предмет или вещество – одна из модификаций неопределенной и беспредельной материи, апейрона. Таким образом, Анаксимандр впервые поставил вопрос о существовании материи как таковой, не похожей ни на один из ее конкретных видов.
Ученик Анаксимандра Анаксимен считал, что первовеществом, первоосновой мира является воздух: «Из него выходит все, в него возвращается обратно все». Земля и другие планеты парят в воздухе. Воздух существует в двух состояниях: как первоначало мира и как обычный, чувственно воспринимаемый нами воздух. Учение о воздухе включает в себя важную новую идею о процессах разрежения и сгущения, в результате которых из первоосновы образуются конкретные вещества. Ряд состояний первоосновы мира – воздуха – Анаксимен выстраивает так: огонь – воздух (конкретное вещество) – ветры – облака – вода – земля – камни.
В учении Анаксимена происходит синтез, объединение идей его предшественников: воздух является и конкретным веществом, как вода у Фалеса, и абстрактным началом мироздания, как апейрон у Анаксимандра. Философия Анаксимена содержит в себе и некие антирелигиозные выводы. Он считал, что даже боги созданы из воздуха, а мир, по-видимому, не управляется сверхъестественными силами.
Главная философская идея милетской школы состоит, таким образом, в сведении всего многообразия мира к единой первооснове вещей. Милетцы не сомневались в изменчивости мира, в его существовании по неким природным законам, в возможности познать эти законы.
- 1.Агностицизм Юма и субъективный идеализм Беркли.
- 2. Античный атомизм. Демокрит и Эпикур: сходство и различие.
- 3. Антропологическая революция в античной философии. Сократ и мы.
- 4. Бытие- основополагающая философская категория. Основные формы бытия, их взаимосвязь.
- 5. Всемирно-исторический процесс глобализации: сущность и основные тенденции
- 6. Всемирно-исторический процесс информатизации общества: сущность и основные тенденции.
- 7. Гипотеза как форма развития научного знания, её роль в экономическом познании.
- 8. Глобальная энергетическая проблема.
- 9. Глобальные проблемы современности. Экологическая и демографическая проблемы в России.
- 10. Движение- способ существования материи. Формы движения, их взаимосвязь
- 11. Диалектика и метафизика: содержание понятий. Диалектика и синергетика.
- 12. Диалектическая картина мира в философии Гераклита.
- 13. Духовная сфера жизни общества. Духовные проблемы России.
- 14. Западноевропейская философия эпохи Возрождения. Н.Кузанский. Дж.Бруно. Новое естествознание.
- 15.Значение Аристотеля в античной философии. Учение о форме и материи, четырех видах причинности.
- 16. Значение учения Конфуция для развития современного Китая.
- 17.Информационное общество-общество знаний. Значение интеллектуального капитала.
- 18.Истина- центральная категория гносеологии. Истина как процесс.
- 19.Исторические предпосылки возникновения философии, её предмет, структура и функции.
- 20.Кризис техногенной цивилизации и современный глобальный финансовый кризис.
- 21.Материальный сенсуализм Локка. Социальное учение.
- 22. Материя- фундаментальная категория онтологии.
- 23. Мировоззрение, его исторические типы и функции
- 24.Мифологическое сознание: функции и социокультурное значение
- 25.Мышление и язык. «Машинный интеллект» и человеческое мышление.
- 26.Наука и образование- стратегические факторы развития информационного общества.
- 27.Научная революция Нового времени. Философия Бэкона, разработкаиндуктивного метода.
- 28.Научная теория, её структура и функции; роль в экономическомпознании.
- 29.Научное познание: уровни, методы и формы, использование в экономической науке.
- 30.Неопозитивизм как философия науки.
- 31.Общество как предмет исследования социальной философии.
- 32.Общество как саморазвивающаяся и самоорганизующаяся система
- 33. Объективный идеализм Платона. Учение об идеальном государстве.
- 34. Оптимизация отношений между обществом и природой.
- 35. Основной вопрос философии, две его стороны. Агностицизм.
- 36. Основные черты натурфилософии милетской школы.
- 37. Отражение – всеобщее свойство материи, формы отражения.
- 38.Познание как предмет философского анализа. Специфика и формы чувственного и рационального познания.
- 39. Политическая сфера жизни общества. Политические проблемы России.
- 40. Принципы, основные законы и парные категории диалектики, их роль в экономическом познании.
- 41. Природа и Бог в философии Спинозы.
- 42.Проблема как исходный пункт научного исследования.
- 43. Проблема человека в философской мысли: свобода, смысл жизни ответственность, творчество.
- 44. Пространство и время как универсальные формы материи
- 45. Разработка Гегелем диалектического метода познания
- 46.Религия как явление мировой культуры.
- 48. Современная западная иррационалистическая философия: экзистенционализм и фрейдизм. Экзистенциализм. Его основные разновидности
- 49. Сознание как высшая форма отражения действительности. Сознание и мозг. Проблема бессознательного.
- 50.Социальная сфера жизни общества. Социальные проблемы России.
- 51. Средневековая философия. Номинализм и реализм. Августин и Фома Аквинский.
- 52.Теоретические источники и естественнонаучные предпосылки формирования философии марксизма. Философия марксизма
- 53. ФилософияГоббса, учение о государстве.
- 54. Философия Декарта: дуализм, деизм, дедуктивная методология.
- 55. Философия Древней Индии и Китая.
- 56. Философия Канта: познание, его возможности и границы.
- 57. Философия Пифагора: мир как число.
- 58. Философия Эпохи Просвещения.
- 59. Формационная и цивилизационная концепция развития.
- 60. Экономическая сфера жизни общества. Переход России на инновационный тип развития экономики. Россия в контексте всемирно-исторического процесса глобализации.
- 61 Элейская школа. Философское учение о бытии. Апории Зенона.
- 62. Этическое учение Канта.