33. Объективный идеализм Платона. Учение об идеальном государстве.
Идеализм — термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности сознания по отношению к материи. Во многих историко-философских трудах проводится дихотомия (деление), считающая противопоставление идеализма материализму сущностью философии. Идеализм Платоновского или дуалистического типа, основанный на резком противоположении двух областей бытия: мира умосозерцаемых идей, как вечных и истинных сущностей, и мира чувственных явлений, как бытия текущего неуловимого, только кажущегося, лишенного внутренней силы и достоинства; при всей призрачности видимого бытия, оно имеет, однако, в этой системе самостоятельную основу, независимую от мира идей, именно материю, представляющую нечто среднее между бытием и небытием.
Идеальное государство - вот что стоит в центре всей философии Платона. Идеальным государством у Платона является государство, устроенное в соответствии с его идеей. А его идея - это идея Всеобщего Блага. Всеобщее благо, считал Платон, несовместимо с частным интересом. Поэтому правители такого государства должны, во-первых, быть философами, чтобы понимать, в чем состоит идея государства, а во-вторых, они не должны иметь семьи и собственности, потому что это связано с частным интересом, который противоречит идее Всеобщего Блага.
Идеальное государство, по мнению Платона, должно быть сословным. Высшее сословие философов формируется в этом государстве путем специального отбора, начиная с детского возраста. Помимо этого сословия, управляющего с точки зрения Высшего Блага, Платон выделяет сословие производителей, для которого допустимо своекорыстие и стремление к "так называемому благу". Речь идет о материальных вещах: пище, одежде, жилье и т. п. Они делимы, а потому людям свойственно стремление заполучить свою часть материальных благ. В отличие от них, Всеобщее Благо одно на всех. К примеру, общественное согласие, о котором печется государство, одно на всех, и его нельзя присвоить в одиночку. Поэтому о нем, согласно Платону, должны заботиться люди, с частной собственностью никак не связанные. Кроме того, в идеальном государстве Платона предусмотрено сословие стражей, которое необходимо для охраны, а также для завоевательных войн, в которых добывают рабов. В государстве Платона рабство сохраняется. Стражи, в отличие от производителей, у которых отдельные семьи, имеют общих жен и детей. Ведь если у каждого будет своя семья, то и стараться он будет для нее в ущерб общим целям. А стражи служат государству, подобно философам. Поэтому их удел - общее проживание, совместные трапезы и т. п. Каждый из стражей лично для себя получает только пропитание. Платона считают автором первой коммунистической утопии. Более того, в его представлениях присутствуют черты военного коммунизма с его казарменной идеологией и психологией. Но своеобразие коммунизма Платона в том, что это коммунизм верхов и коммунизм потребления, а не производства. Противоречие между Всеобщим Благом и частным интересом Платон разрешает за счет того, что разводит то и другое по разным полюсам. То и другое достается у Платона разным сословиям. Частный интерес, считал Платон, - это материальный интерес, тогда как всеобщий интерес по существу является идеальным интересом. И поскольку всеобщее, по Платону выше частного, то и идеальное выше материального. Именно в этом суть идеализма Платона.
Учение Платона есть философский идеализм. Философский идеализм - это признание первенства идеального по отношению к материальному. Принято подразделять идеализм на объективный и субъективный в зависимости от того, ищут идеальную основу мира в самом человеке как субъекте или же во внешнем ему объективном мире. Но эти две формы идеализма нельзя рассматривать как равноправные и независимые друг от друга.
- 1.Агностицизм Юма и субъективный идеализм Беркли.
- 2. Античный атомизм. Демокрит и Эпикур: сходство и различие.
- 3. Антропологическая революция в античной философии. Сократ и мы.
- 4. Бытие- основополагающая философская категория. Основные формы бытия, их взаимосвязь.
- 5. Всемирно-исторический процесс глобализации: сущность и основные тенденции
- 6. Всемирно-исторический процесс информатизации общества: сущность и основные тенденции.
- 7. Гипотеза как форма развития научного знания, её роль в экономическом познании.
- 8. Глобальная энергетическая проблема.
- 9. Глобальные проблемы современности. Экологическая и демографическая проблемы в России.
- 10. Движение- способ существования материи. Формы движения, их взаимосвязь
- 11. Диалектика и метафизика: содержание понятий. Диалектика и синергетика.
- 12. Диалектическая картина мира в философии Гераклита.
- 13. Духовная сфера жизни общества. Духовные проблемы России.
- 14. Западноевропейская философия эпохи Возрождения. Н.Кузанский. Дж.Бруно. Новое естествознание.
- 15.Значение Аристотеля в античной философии. Учение о форме и материи, четырех видах причинности.
- 16. Значение учения Конфуция для развития современного Китая.
- 17.Информационное общество-общество знаний. Значение интеллектуального капитала.
- 18.Истина- центральная категория гносеологии. Истина как процесс.
- 19.Исторические предпосылки возникновения философии, её предмет, структура и функции.
- 20.Кризис техногенной цивилизации и современный глобальный финансовый кризис.
- 21.Материальный сенсуализм Локка. Социальное учение.
- 22. Материя- фундаментальная категория онтологии.
- 23. Мировоззрение, его исторические типы и функции
- 24.Мифологическое сознание: функции и социокультурное значение
- 25.Мышление и язык. «Машинный интеллект» и человеческое мышление.
- 26.Наука и образование- стратегические факторы развития информационного общества.
- 27.Научная революция Нового времени. Философия Бэкона, разработкаиндуктивного метода.
- 28.Научная теория, её структура и функции; роль в экономическомпознании.
- 29.Научное познание: уровни, методы и формы, использование в экономической науке.
- 30.Неопозитивизм как философия науки.
- 31.Общество как предмет исследования социальной философии.
- 32.Общество как саморазвивающаяся и самоорганизующаяся система
- 33. Объективный идеализм Платона. Учение об идеальном государстве.
- 34. Оптимизация отношений между обществом и природой.
- 35. Основной вопрос философии, две его стороны. Агностицизм.
- 36. Основные черты натурфилософии милетской школы.
- 37. Отражение – всеобщее свойство материи, формы отражения.
- 38.Познание как предмет философского анализа. Специфика и формы чувственного и рационального познания.
- 39. Политическая сфера жизни общества. Политические проблемы России.
- 40. Принципы, основные законы и парные категории диалектики, их роль в экономическом познании.
- 41. Природа и Бог в философии Спинозы.
- 42.Проблема как исходный пункт научного исследования.
- 43. Проблема человека в философской мысли: свобода, смысл жизни ответственность, творчество.
- 44. Пространство и время как универсальные формы материи
- 45. Разработка Гегелем диалектического метода познания
- 46.Религия как явление мировой культуры.
- 48. Современная западная иррационалистическая философия: экзистенционализм и фрейдизм. Экзистенциализм. Его основные разновидности
- 49. Сознание как высшая форма отражения действительности. Сознание и мозг. Проблема бессознательного.
- 50.Социальная сфера жизни общества. Социальные проблемы России.
- 51. Средневековая философия. Номинализм и реализм. Августин и Фома Аквинский.
- 52.Теоретические источники и естественнонаучные предпосылки формирования философии марксизма. Философия марксизма
- 53. ФилософияГоббса, учение о государстве.
- 54. Философия Декарта: дуализм, деизм, дедуктивная методология.
- 55. Философия Древней Индии и Китая.
- 56. Философия Канта: познание, его возможности и границы.
- 57. Философия Пифагора: мир как число.
- 58. Философия Эпохи Просвещения.
- 59. Формационная и цивилизационная концепция развития.
- 60. Экономическая сфера жизни общества. Переход России на инновационный тип развития экономики. Россия в контексте всемирно-исторического процесса глобализации.
- 61 Элейская школа. Философское учение о бытии. Апории Зенона.
- 62. Этическое учение Канта.