Тема 2.4. Новое время
Какие изменения в культуре Запада принесла “научная революция” Нового времени? С именами каких мыслителей она связана? О каком новом типе знания, открытом этой революцией, можно говорить?
Как в эпоху Нового времени изменялось представление о форме знания и облике ученого? Какова взаимосвязь науки и магии в эту эпоху? Дайте основные характеристики астрологии и магии. Кто такой Иоганн Рейхлин и каковы его основные идеи? Что такое каббалистика? Кто был самым значительным из магов Нового времени? Каковы его самые известные идеи? Что такое алхимия? Что такое ятрохимия?
Каковы основные сочинения и идеи Фракастро, Кардано, делла Порто?
В чем состоит философское значение “коперниканской революции”? Как Коперник сформировался в качестве ученого? Какой была его общественная деятельность? Что такое “Первое повествование” Ретика? Что означает “инструментальная интерпретация” деятельности Коперника? В чем состоит реализм и неоплатонизм Коперника? Каковы основные положения теории Коперника?
В чем состоит жизненная драма Галилея? Какую роль в науке и философии сыграло изобретение подзорной трубы? В чем суть и характер разногласий между Галилеем и церковью? Как Галилей решал вопрос о соотношении науки и веры? В чем смысл “первого суда” над Галилеем? Изложите основные положения трактата Галилея “Диалог о двух главнейших системах мира”. Каким был “второй суд” над Галилеем? Что представляло собой его знаменитое “отречение”? что представлял собой последний большой трактат Галилея? Каким был галилеевский образ жизни? Как представлял себе Галилей метод научного познания? Как он соотносил понятия “опыта” и “эксперимента”? Какова роль “мысленных экспериментов”?
В чем заключается философское значение творчества Ньютона? Какое его сочинение можно считать кульминацией тысячелетних усилий мыслителей понять Вселенную?
Какой были жизнь и творчество Ньютона? Изложите основные принципы ньютоновской онтологии. Каков, согласно Ньютону, порядок мира: как Ньютон доказывал существование Бога? Каков смысл ньютоновского изречения “Гипотез не измышляю”? что представляет собой механизм Вселенной Ньютона? Что представляла собой механика Ньютона как исследовательская программа? Как Ньютон открыл дифференциальное исчисление? В чем смысл спора между ним и Лейбницем по вопросу исчисления бесконечно малых величин?
- Цель и задачи курса, основные рекомендации и источники для изучения философии
- Наименование и содержание разделов учебной дисциплины
- Раздел 1. Введение в философию
- Тема 1.1. Предмет и предназначение философии
- Раздел 2. Философия в ее истории
- Тема 2.1. Древний восток. Античность.
- Тема 2.2. Средневековье
- Тема 2.3. Гуманизм и возрождение
- Тема 2.4. Новое время
- Тема 2.5. Новейшее время
- Раздел 3. Философия бытия
- Тема 3.1. Бытие, материя, дух
- Тема 3.2. Атрибуты материи и атрибуты духа
- Тема 3.3. Учение о развитии
- Тема 3.4. Учение об истории и обществе
- Раздел 4. Философия сознания, знания и познания (гносеология и эпистемология)
- Тема 4.1. Природа сознания и современные представления о знании и познании
- Тема 4.2. Научное и практическое познание
- Тема 4.3. Вненаучное и паранаучное знание
- Раздел 5. Философия человека
- Тема 5.1. Образ человека в истории культуры. Основные парадигмы человека
- Тема 5.2. Человек как философская проблема
- Тема 5.3. Учение о душе
- Тема 5.4. Смысл жизни
- Тема 5.5. Учение о ценностях (аксиология)
- Тема 5.6. Философия любви
- Раздел 6. Философия духа
- Тема 6.1. Философия духовности и философия религии
- Тема 6.2. Философия искусства
- Тема 6.3. Философия морали
- Тема 6.4. Философия права
- Тема 6.5. Философия науки
- Раздел 7. Философия культуры
- Тема 7.1. Культура и цивилизация
- Тема 7.2. Философия ненасилия
- Тема 7.3. Философия экологии
- Тема 7.4. Философия политики
- Тема 7.5. Философия глобальных проблем
- Тема 7.6. Философия и футурология
- Планы семинарских занятий.
- Словарь основных терминов.
- Список рекомендуемой литературы.
- Темы контрольных работ.
- Методические указания по подготовке к семинарским занятиям.
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Тема 1.1. Предмет и предназначение философии
- Тема 2.1. Древний восток. Античность.
- Тема 2.2. Средневековье
- Тема 2.3. Гуманизм и возрождение
- Тема 2.4. Новое время
- Тема 2.5. Новейшее время
- Тема 3.1. Бытие, материя, дух
- Тема 3.3. Учение о развитии
- Тема 3.4. Учение об истории и обществе
- Тема 4.1. Природа сознания и современные представления о знании и познании. Проблема истины
- Тема 4.2. Научное и практическое познание
- Тема 5.1. Образ человека в истории культуры. Основные парадигмы человека
- Тема 5.3. Учение о душе
- Тема 5.4. Смысл жизни
- Тема 5.5. Учение о ценностях (аксиология)
- Тема 5.6. Философия любви
- Тема 6.1. Философия духовности и философия религии
- Тема 6.2. Философия искусства
- Тема 6.3. Философия морали
- Тема 6.4. Философия права
- Тема 6.5. Философия науки
- Тема 7.1. Культура и цивилизация
- Тема 7.2. Философия ненасилия
- Тема 7.3. Философия экологии
- Тема 7.4. Философия политики
- Тема 7.5. Философия глобальных проблем
- Тема 7.6. Философия и футурология
- Вопросы для итогового контроля успеваемости (экзамена).