logo
МЕТОДИЧКА ПО ФИЛОСОФИИ_Тимошевский_2011-2012

Тема 2.1. Древний восток. Античность.

Проблема начала философии: Запад или Восток? Человек в древних сказаниях и мифах. Общие мировые представления о кругообращении жизненных форм. Бинарные и триадические структуры мира. Живое и мертвое, сырое и вареное, мужское и женское. Древние культы и божества. Первобытная магия. Обряды и ритуалы. Древние формы освоения мира (охота, собирательство) и первобытное сознание. Человек в культуре и мировоззрении Востока.

Возникновение и периодизация древнекитайской философии.

Школы и течения философии Древнего Китая. Трактат Сыма Таня “Основные указания о шести школах” как первая известная классификация древнекитайской философии. Становление китайской философии и культура Дао. Графическая формула генетического кода спирали Дао. Переходный тип самосознания. Рождение философа-мудреца. Философия “Книги Перемен”. Философия древнего даосизма. Философия древнего конфуцианства.

Философская культура Древней Индии.

Предфилософия ведического периода. Многослойные тексты Вед: Веды (самхиты), Яджурведа и Атхарваведа, Брахманы, Араньяки, Упанишады, Веданги. Понятия “шрути”, “риши”, “смрити”, “Пуруши”, “Брахман”, “Атман”.

Эпический период. Превращение философии в специальную науку: памятник III в. до н. э. “Артхашастра”. Понятия “анвикшики-тарка-видьям” и “трайи-видья”. Философские идеи “Махабхараты”, “Рамаяны”, Свода законов Ману.

Классический период. Неортодоксальные и ортодоксальные школы. Работы выдающегося русского буддолога Ф.И. Щербатского.

Возникновение античной философии. Натурфилософский, гуманистический, синтетический и эллинистический периоды развития античной философской культуры.

Натурфилософский период. От Мифоса к Логосу: открытие Философии. Философия как создание эллинского гения. Философия как образ жизни: трагедия Первых. Самопознание. Антропоморфизм, пантеизм, гилозоизм. Боги и культы. Дисциплинарные пространства античной культуры: гимназия, храм, агора. Философские учения как ответ на вопросы человеческого существования. Память о семи мудрецах. Проблема первоосновы мира: открытие “Архэ” (Субстанции). Фалес Милетский как первый философ Эллады. Мистика и математика в философии Пифагора: открытие Гармонии. Число как начало. Гераклит: Огонь-Логос и безначальная вечность борьбы Любви и Вражды. Онтологическое Творение как коитус сперматического Логоса и девственной Природы. Семена Божественного Логоса. Миропознание как онтологическое вопрошание Природы. Гераклит и элеаты: открытие Диалектики. Принцип PANTA REI. Тождество Бытия и не-Бытия. Единство и борьба противоположностей. Эмпедокл и “четыре корня”. Демокрит и Анаксагор: открытие Микрокосма. Парменид: открытие Бытия. Тождество Бытия и Мышления. Метод как путь к истине.

Гуманистический период. Софисты. Человек как мера всех вещей. Сократ: открытие Человека. Жизнь Сократа и проблема источников. Сократическое незнание. “Даймонион” и “майевтика” Сократа. Сократики, кинизм, мегарская и элидская школы.

Период Великого синтеза: Платон и Аристотель.

Загадка Платона. Эйдосы и “Вторая навигация”: открытие Метафизики. Умопостигаемое и чувственное Бытие. Диалектическая игра Бытия и не-Бытия. Единое и многое. Первый Великий Синтез: Миф о пещере. Гиперурания, или мир идей. Структура идеального мира. Анамнез и Эрос: открытие Духа. Идея Блага. Мудрость. Макрокосм и микрокосм в философии Платона. Логос как разумный и гармоничный космический порядок. Человек и его парадокс. Порядок Бытия как основа порядка человека и общества. Метемпсихоз и проблема души. Миф об Эре. Платоновская академия.

Аристотель. Основной вопрос философа. Второй Великий Синтез: новая Метафизика. Сущность как субъект Бытия. Возможность (динамис) и действительность (энергейа). Энтелехия. Четыре причины. Проблема субстанции. Спор с Платоном о Сверхчувственном. Физика как постижение Чувственного. Эфир, или “пятая сущность”. Психология как постижение Одушевленного. Душа и ее трехчастность. Этика как постижение Счастья. Политика как постижение Власти. Проблема идеального государства. Логика как постижение Мысли. Риторика. Поэтика. Школа перипатетиков и ее закат.

Эллинистический период. Революция Александра Македонского и ее духовные последствия. Эллинизм: открытие Индивида. Диоген и Кратет: поиски Человека. Киники и распад сократических школ. Эпикур и эпикурейцы. “Сад” Эпикура: открытие Атараксии. Стоики. Зенон Стоик: Логос и Бог. Скептики и эклектики. Пиррон: открытие Эпохэ. Неостоицизм. Сенека: открытие Греха. Неоскептицизм. Секст Эмпирик: новая версия Сомнения. Неопифагореизм. Нумений и Гермес Трисмегист: открытие Триады. Неоплатонизм. Плотин и Прокл: открытие Единого. Сверхбытийный принцип Всеединства. Мифологическое угадывание судьбы Бытия (мантика) как специфически античный онтологический метод. Император Юстиниан и конец древней языческой философии.