Словарь основных терминов.
Абстракция (с лат. отвлечение) — основная операция мышления, предполагающая отвлечение от непосредственно, чувственно воспринимаемого в объекте и выделение в нем существенного и необходимого. На основе процесса абстрагирования происходит образование философских понятий и категорий.
Агностицизм (с греч. не и знание) – исторически сложившееся направление в гносеологии, отрицающее возможность полного или даже частичного познания истины (солипсизм).
Аксиология (с гр.) - учение о ценностях, исследующее происхождение и эволюцию ценностей, причины их существования, их роль в познании мира. Возникает на рубеже XIX—XX вв.
Амбивалентность (с лат.) — двойственность переживания, двойственные чувства, эмоции, вызываемые у .человека какими-либо явлениями: любовь и ненависть, симпатия — антипатия, радость — горе и пр.
Антиклерикализм (от лат. против и духовенство) – учение, сутью которого является критика церкви и ее вероучений.
Антиномия (с гр; противоречие в законе) — противоречие между рядом положений, каждое из которых имеет законную силу. С точки зрения Канта, выбор субъектом той или иной точки зрения зависит от исходных посылок субъекта, а не от степени истинности положений.
Антропоморфизм (с гр. человек и форма) – принцип уподобления явлений окружающего мира человеку.
Антропоцентризм (с гр.) — воззрение, согласно которому человек — это центр Вселенной и высшая цель всего, совершающегося в мире. Парадигма, утвердившаяся в европейской философии со времени эпохи Возрождения.
Антроподицея (с гр. оправдание человека) — принцип, обосновывающий и оправдывающий ответственность человека за свое бытие в мире.
Апория (с греч. непреодолимое препятствие) – суждение, содержащее в себе противоречие тому, что в нем утверждается. Впервые термин используется в философии греческим мыслителем Зеноном Элейским.
Априорное знание (с лат. предшествующий опыту) — знание, предшествующее опыту и независимое от него. Априорными, по Канту, являются те понятия, которые не могут быть доказаны или опровергнуты опытом.
Артефакт (с лат. — сделанное искусственно) - процесс, предмет, вещь созданная людьми, то, что возникает только под воздействием людей.
Аффект (с лат. душевное волнение, страсть) — определенное эмоциональное состояние, для которого характерны сильные чувства и волевые порывы, нарушающие ясность мышления. Существует точка зрения, что без сильных аффектов не может быть успешного творчества.
Архетип (с гр, начало + образ) — прообраз, первичная форма, образец. К.-Г. Юнг определяет этим термином структурные элементы коллективного бессознательного, лежащего в основе психики человека и этносов. Архетип един для всех человеческих культур, но задавлен нормами и эталонами современной культуры.
Атеизм – (с греч. нет и Бог) – учение, отрицающее существование Бога, в том числе и как первопричины вещей и явлений.
Аутентичность (с гр.) — подлинность, достоверность, соответствие самому себе.
Бессознательное — психическая жизнь, происходящая без участия сознания. По З.Фрейду это Id или Оно. К.Юнг считает бессознательное коллективным достоянием, оно формирует основные мотивы жизнедеятельности, является источником творческой фантазии духа и архетипов культуры.
Бытие — философская категория, обозначающая существование, бытие в мире. Различают бытие природы, общества; человека, а также реальное бытие, или существование, и идеальное бытие, или сущность. 3 вида бытия или модусы бытия — возможность, действительность, необходимость. Значение категории бытия утверждают все философские школы; содержание, категории бытия — объект дискуссий.
Витализм (с лат. жизнь) — концепция жизненной силы, имеющейся во всех организмах. Утверждает, что характер и продолжительность жизни зависят от витальности того или иного организма.
Витальность (с лат, жизнь) — жизненная сила, степень жизненности.
Верификация (с лат. истина + делать) — подтверждение истинности или ложности какого-либо высказывания с помощью логического доказательства или опытным путем. Неопозитивизм считает, что метод верификации разоблачает несостоятельность тех высказываний, которые не могут быть подтверждены эмпирически.
Гедонизм (с гр. удовольствие) — направление в этике, считающее удовольствие, наслаждение смыслом бытия человека. Возникло в античности, в XX в. заново обосновывается многими философами.
Географический детерминизм – направление в социальной философии и социологии, объясняющее индивидуальные особенности развития этноса, присущие разным народам различные формы общественного сознания ( экономического, этического, правового, политического и др.), - особенностями географических условий проживания данного этноса (климатом, ландшафтом, плодородием почв, наличием или отсутствием каких-либо полезных ископаемых и т.д.).
Герменевтика (с гр.) — истолкование текстов или искусство перевода, объяснения. В XX в. герменевтикой называют учение о понимании, о научном постижении наук о культуре. Философская герменевтика обосновывает превосходство понимания и интерпретации над объяснением.
Гетерогенность (с гр. — разнородность) - характеристика чего-либо, состоящего из неоднородных элементов, в отличие от гомогенности, предполагающей однородность процесса или явления.
Гносеология (с гр.) — учение о познании. Гносеологический — относящийся к процессу познания.
Гносеологический оптимизм – исторически сложившееся направление в гносеологии, утверждавшее возможность познания истины в процессе развития науки.
Гипостазирование (с гр. сущность) — приписывание отвлеченным понятиям самостоятельного существования.
Дедукция - метод познания от общего к частному (противоположен индукции).
Деизм (от лат. Бог) – философско-религиозное учение, ограничивавшее участие Бога в судьбе мира сотврением и первотолчком, приведшим мир в движение, после которого мир развивается сам по себе, вне участия Бога. Возникло в натурфилософии Возрождения, было распространено в Европе в эпоху Нового времени и Просвещения.
Деконструкция (с лат.) — процесс, обратный конструкции, разборка смысловых конструкций текста с целью выявления его подлинного смысла.
Деонтология (с гр. учение о должном) — раздел этики, рассматривающий проблемы долга и моральных требований в отличие от аксиологии — учении о ценностях. Деонтология исследует проблемы должного поведения людей в соответствии с требованиями социально-исторической практики, культурной традиции.
Дескриптивность (с лат. описание) — изображение с помощью языка содержания переживания, соответственно — дескриптивный (описательный) метод в науке.
Детерминация (с лат. определять) — причинная обусловленность явлений действительности, наличие закономерности в явлениях природы и общества.
Деятельность — человеческая форма активного отношения к окружающему миру, предполагающая целесообразное его изменение и преобразование. В любой форме деятельности есть цель, средство и результат. Деятельность всегда опосредована орудиями и знаками.
Диалектика (с греч. искусство спора) – философское учение о всеобщей взаимосвязи всех вещей и явлений мира, предполагающей их движение и развитие, выход на более высокий качественный уровень.
Дискурс (с лат. рассуждение) — знания, полученные на основе предшествующих суждений, зафиксированные в письмах или устной речи.
Дуализм (с лат. два) – исторические сложившееся направление в философии, исходящее из постулата наличия двух независимых друг от друга первопричин бытия вещей и явлений.
Идеализм (с греч. идея) – исторически сложившееся направление в философии, согласно которому материальное есть результат идеальной первопричины.
Имманентный (с лат.) — пребывающий внутри, внутренне присущий.
Имморализм (с лат.) — отрицание обязательности принципов и предписаний морали. Крайний имморализм стоит на точке зрения аморализма, т. е. отрицания требований морали и принятых норм поведения в любом обществе.
Индукция (с лат. наведение) - метод и принцип познания, основанный на восхождении от частного, отдельного, единичного к общему и закономерному.
Интравертность (с лат.) — обращенность человека на свой внутренний мир, самоизоляция от мира, который воспринимается интровертом как грубо вмешивающийся в мысли и чувства человека и подчиняющий воздействиям извне (термин: введен К.-Г. Юнгом).
Интерпретация (с лат.) — истолкование, разъяснение смысла и значения чего-либо. Интерпретация предполагает предписывание определенных значений исследуемому объекту или процессу.
Категории (с гр. высказывание) — основные понятия философии, обозначающие присущие вещам и явлениям общие характеристики (например, причина и следствие, возможное и действительное, материальное и идеальное). Категории, согласно диалектическому учению, носят парный характер.
Категорический императив (с лат. – безусловное требование, повеление) термин философии И.Канта, означающий априорную форму морального знания в человеке, на основе которой он поступает и которой руководствуется при оценке собственных поступков.
Картезианство (с лат. имени Декарта) — философия приверженцев и продолжателей Декарта. Последовательный рационализм, дуализм тела и души, дедукция и математические методы в познании составляют особенности этой философской школы.
Код (с фр.) — совокупность знаков (символов) и система определенных правил, с помощью которых представляется, обрабатывается, передается и сохраняется информация. Культурные коды характеризуют разные типы культур.
Коммуникация (с лат. — совещаться с кем-либо) - центральное понятие в философии экзистенциализма: благодаря коммуникации субъект действительно становится самим собой, обнаруживая себя в другом. Коммуникация как общение может быть контактом, договором, дискуссией, встречей.
Коммулятивность (с лат. сообщение) — способность речи сообщать другому о переживаниях говорящего, в отличие от риторики, где на первый план выходит эстетическая функция речи, т. е. способность доставлять удовольствие своей красивой формой.
Конвергенция (с лат. вместе и сближаться) — сближение различных объектов исследования к одной системе. В социальной философии — поиск одинакового в разных, сообществах и государствах, что позволяет сближать их историю развития.
Конвенция (с дат.) — договор, регулирующий какие-либо отношения, условия, соглашения между познающими субъектами на основе целесообразности.
Контекст (с лат.) — тесная связь, соединение. Законченная часть текста или устной речи, обеспечивающая понимание смысла входящих в него слов и фраз.
Космоцентризм (с греч. космос и центр) – философская картина мира, сформировавшаяся в античной философии, согласно которой все вещи и явления мира созданы и соотносятся друг с другом на основе всеобщего Божественного порядка.
Креативность — способность к творчеству, созданию чего-либо нового. Креативность как свойство личности, как правило, сочетается с высоким интеллектом, творческой самореализацией и правильной самооценкой личности.
Креационизм (с лат. Творение) – религиозно-философское христианское учение о сотворении мира Богом из ничего.
Легитимность (с лат. законность) — признание или подтверждение законности каких-либо прав и полномочий.
Либидо (с лат. влечение, желание, стремление) — термин из философии психоанализа З. Фрейда, означающий врожденное инстинктивное сексуальное влечение, стихийную силу желания. К.-Г. Юнг расширяет понятие либидо до психической энергии вообще.
Логика – философское учение о законах мышления.
Материальное – философская категория для обозначения объективной реальности, которая познается на основе ощущений, существуя независимо от них и различных форм сознания.
Материализм – исторически сложившееся направление в философии, согласно которому материя первична по отношению к идеальным формам бытия и предопределяет в своем развитии характер последних.
Менталитет (с лат.) — образ мышления, общая духовная настроенность этноса, социальной группы, индивида. Менталитет обусловлен национальными и социокультурными особенностями, в которых живут и развиваются народы.
Метафизика (с гр. после природы) — со времен Аристотеля — первофилософия, основная философская наука, которая утверждает наличие неизменного, постоянного и связь всего, что есть в действительности.
Мимесис (с гр. подражание) — стилистический прием; воспроизведение какого-либо образца или подражание каким-то манерам и стилю поведения.
Монада (с гр. единица) — термин, обозначающий простейший элемент, неделимую часть бытия. Нередко термином монада обозначают духовную сущность в противовес материальной частице атому.
Монотеизм (с греч. один и Бог) – религия единобожия. В современном мире существует три монотеистические религии: иудаизм ( национальная религия древних евреев, сложившаяся в основных текстах примерно к 5 веку до н.э.; христианство – мировая религия, возникшая в 1 в. н.э., и ислам – религия, возникшая в 7 в. н.э.
Мораль – существующие на всех исторических этапах и меняющиеся в соответствии с уровнем морального сознания человечества представления о добре и зле, о необходимых к соблюдению всеми членами общества нормах поведения.
Объективация (с лат. предмет) — превращение в объект, опредмечивание. Объективировать — превратить что-либо в объект.
Овеществление — понятие, которое обозначает исторически преходящую форму социальных отношений, когда отношения между людьми принимают видимость отношении между вещами, что приводит к отчуждению человека от его сущности и обезличению человека.
Онтология (с гр.) — учение о бытии, об основных началах всего существующего. Одна из наиболее древних частей философского знания, развиваемая с самых истоков философии.
Опредмечивание и распредмечивание — процессы, в которых человеческие способности в процессе деятельности воплощаются в определенном предмете или вещи. Вместе с созданием чего-то нового человек изменяет и самого себя. Обратный процесс называется распредмечивание, когда свойства предмета в процессе познания становятся достоянием человека.
Ориенталистика (с лат. восточный) — совокупность наук, связанных с изучением культуры и языков восточных народов.
Отчуждение (с нем.) — одна из наиболее обсуждаемых проблем философии XX века. Понятие отчуждения раскрывает положение человека в современном мире, когда его судьба не зависит от его собственных усилий, само существование бессмысленно, основано на одиночестве и потере собственного "подлинного Я". Проблема истоков, сущности и снятия отчуждения исследуется многими философскими школами.
Пантеизм (с гр. все и Бог) — учение, о том, что все есть Бог, отождествляющее Бога и природу. Обожествление Вселенной, природы приводит практически к исчезновению Бога как Личности, Творца и Вседержителя.
Панлогизм (с гр.) — учение о том, что все в мире является осуществлением разума, что сама Вселенная имеет логическую природу.
Парадигма (с гр.) — образец, пример, своего рода эталон, который берется для доказательства определенных смысловых связей между изучаемыми явлениями. Термин парадигма заменяет понятие Картина мира.
Пассионарность (с лат. страсть, неистовость) — термин Л. Гумилева, означает особое состояние этноса, получившего извне большой заряд энергии, что делает этнос пассионарным.
Паттерн (с анг.) — образец, пример, специальная форма, модель, манера поведения. В социальной философии — типичные образцы какой-либо культуры, ее артефакты.
Позитивизм (с лат. положительный) — философская школа, основанная О. Контом, считающая философию обобщением наук, основанных на опыте, и претендующая на "снятие односторонностей" материализма и идеализма.
Политеизм (с греч. много и бог) - религия многобожия.
Провиденциализм (с лат. провидение, промысел) - философско-религиозное учение о предопределенности истории человечества и индивидуальной судьбы человека, всех событий в мире – провидением Божиим.
Редукция (с лат. отодвигать назад, возвращать) -— методологический прием сведения исследуемых явлений к исходным началам, :такое упрощение структуры объекта позволяет понять его происхождение и единство с другими объектами.
Реинкарнация (с лат.) — первоплощение души, возрождение.
Релятивизм (с лат. относительный) — учение об относительности всякого познания, а значит о невозможности получения константного, абсолютного объективного знания.
Рефлексия (с лат.) — самоуглубление, обращение внимания субъекта на самого себя и на результаты собственной активности, их переосмысление.
Реформация (с лат.) – процесс широких общественных преобразований (экономических, политических, церковных, культурных и др.), охвативших Зап.Европу в эпоху Возрождения.
Ригоризм (с лат. строгость, суровость) — этика долженствования.
Секуляризация (с лат.) – отделение от церкви, формирование в обществе светской культуры, дистанцирующейся от церкви, независимой от ее влияния. Термин носит не только культурологический, но также экономический (отторжение в средние века земель от церкви), политический (появление светских государств), эстетический (преодоление церковного канона в искусстве, появление светского искусства, литературы).
Сенсуализм (с лат. чувство, ощущение) — принцип познания, основанный на чувственном восприятии, согласно которому в интеллекте нет ничего, чего ранее не было в чувстве. Сенсуализм близок позитивизму.
Символ (с гp.) — отличительный знак, которому придает особое значение какая-либо группа людей. Символ многозначен, хранит тайну, указание, понятное только посвященным.
Синкретизм – принцип целостного воззрения на мир, отсутствие разделения его на части. Свойственен древним культурам, тенденции к развитию синкретического воззрения на мир появляются в настоящее время.
Синология (с лат. названия Китая) — наука о китайском языке и литературе, часть китаеведения.
Синтез (с гр.соединять, сочетать) - процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое. Понятие противоположно понятию «анализ».
Скептицизм (с греч. сомнение) – исторически сложившееся направление в гносеологии, обосновывающее необходимость сомнения, критического мышления, как двигателя научного прогресса.
Соборность – понятие в русской религиозной философии начала ХХ века, противопоставившее себя западному индивидуализму, позитивизму и секуляризации, отражавшее особенность восприятия мира русским человеком (через собор, собрание). Развито в трудах С.Н.Булгакова, П.А.Флоренского и др.
Социальная философия – философское учение об обществе, его сущности, происхождении и всеобщих закономерностях его развития.
София (с гр. мудрость) — в русской религиозной философии творческая премудрость Бога, в ней заключены все мировые идеи и идеи самого человечества. Олицетворение женственного в Боге и символ тайн бытия.
Стохастический (с гр. догадка) — случайный или вероятностный процесс, характер изменения которого точно предсказать или описать невозможно.
Сублимация (с лат. вознесение, поднятие кверху) — в философии З. Фрейда обозначает переключение либидозных влечений, не получающих удовлетворения, на более высокие, преимущественно духовные виды деятельности — политику, искусство, науку.
Субстанция (с лат. сущность) — нечто неизменное в противовес меняющимся состояниям и свойствам. Часто субстанция — синоним материи, вещества. Термин используется с античных времен, однако, в разных философских школах понимается по-разному.
Сциентизм (с лат. наука) — абсолютизация роли науки в жизни общества, особенно характерная для современной индустриальной цивилизации.
Тварность — сотворенное Богом, например, природа, вещь, человек; созданное, сотворенное, возникающее в результате акта Божественного творения.
Тенденция (с лат.) — стремление, склонность к чему-либо; предвзятая мысль, проводимая в какой-либо теории или научном труде; направление, в котором идет развитие каких-либо явлений действительности.
Теодицея (с гр. бог + правда, справедливость) — учение об оправдании бога, в связи с существованием в мире не только добра, но и зла.
Теология (с гр.) — богословие, учение о Боге, систематизация вероучения той или иной религии. Теология зачастую отождествляется с религиозной философией и в этой связи является объектом философской критики.
Теосо́фия (от греч. божественная мудрость) — оккультное религиозное движение, уходящее корнями в гностицизм и неоплатонизм. В более узком значении под теософией понимается учение Е.П.Блаватской и ее последователей.
Теоцентризм – религиозно-философский принцип, согласно которому Бог является началом и центром мироздания.
Теизм (с гр.) — вера в единого Бога, существующего как творец, хранитель и властитель мира, вне мира и выше всего мирского.
Толерантность (с лат. терпение) — терпимость к разного рода взглядам, нормам поведения, привычкам, отличным от тех, которые разделяет субъект. Открытость для любых идейных течений, отсутствие страха перед конкуренцией идей.
Тоталитаризм (с лат. целый, полный) — общественно-политический строй, основанный на авторитарном вмешательстве властных структур во все сферы жизни общества и отдельного человека. Этот строй характеризуют ликвидация демократических свобод, однопартийная система, репрессии в отношении инакомыслящих.
Трансцендентное (с лат. выходящее за пределы) — недоступное познанию, то, что находится за" пределами опыта, по ту сторону опытного, эмпирического знания.
Феноменология (с тр. явление + наука) — по И. Канту - "наука о феноменах или явлениях действительности; по Гегелю - учение о развитии науки и знания, начиная от первой мысли познающего субъекта об объекте вплоть до абсолютной истины; по Гуссерлю - априорная наука о чистом сознании, которое всегда является "сознанием чего-либо" т. е. направленным на предмет.
Физикализм — философская концепция, считающая, что все познание должно осуществляться при помощи методов физики, в противном случае оно бессмысленно.
Философия (с греч. любовь к мудрости) – наука о всеобщих закономерностях развития бытия, природы, общества и мышления; тип мировоззрения.
Философская антропология – философское учение о человеке, его сущности, предназначении, смысле жизни, смерти, бессмертии.
Холизм (с гр. целое) — учение о целостности мира во всех его главных областях— психической, биологической и самой внешней и самой рациональной физической действительности.
Эгалитаризм (от фр. равенство) – учение о социальном равенстве, впервые получившее развитие в период Великой Французской революции.
Экзистенция (с лат.) — существование как факт бытия. Центральное понятие в экзистенциализме, считающем, что существование предшествует сущности человека.
Экзистенциализм – философское течение, возникшее во второй половине 19 в. (основателем считается датчанин С.Кьеркегор) и развивавшееся в 20 веке, в фокусе внимания которого проблемы человеческого существования, пограничные состояния человеческой души, такие как тоска, одиночество, страх, абсурд и как возможный исход – самоубийство.
Экуменизм — движение за объединение всех христианских церквей. Возникло в XX веке.
Экстравертность (с лат.) — обращенность личности вовне. Противоположно понятию «интровертность».
Эмпиризм (с гр. опыт) — направление в теории познания, которое считает главной силой в познании чувственный опыт (эмпирию). Эмпиризм как принцип познания противостоит рационализму.
Эпистемология (с гр. знание + учение) — теория познания. Эпистемологический синоним — теоретико-познавательный, гносеологический.
Эсхатология (с гр. крайний, последний) — представление о конце мира и связанных с ним возмездиях. Разрабатывалось преимущественно в религиозных концепциях. В XX веке используется в футурологических концепциях, связанных с катастрофическим. видением мира.
Эзотерическое учение (с гp.) — тайное учение, предназначенное только для избранных, специалистов и понятное только этому кругу. Противоположное учение — экзотерическое — доступно и понятно всем, непосвященным и неспециалистам.
Элита (с фр. лучшее, избранное) — обозначение высших, привилегированных слоев в обществе. Причина возникновения элит в природной одаренности людей. В современном мире различают 5 элит: политическая, экономическая, административная, военная, интеллектуальная.
Эстетика (с греч. чувственный) – философское учение о прекрасном, его сущности, происхождении и исторических воззрениях на красоту, присущих различным эпохам и народам.
Этика (с греч. нрав, обычай) – философское учение о морали, ее сущности, происхождении и исторических представлениях о морали, присущих разным народам, религиям и эпохам.
Этногенез (с гр. "племя, род и происхождение, развитие") —особенности развития различных этносов и народов.
- Цель и задачи курса, основные рекомендации и источники для изучения философии
- Наименование и содержание разделов учебной дисциплины
- Раздел 1. Введение в философию
- Тема 1.1. Предмет и предназначение философии
- Раздел 2. Философия в ее истории
- Тема 2.1. Древний восток. Античность.
- Тема 2.2. Средневековье
- Тема 2.3. Гуманизм и возрождение
- Тема 2.4. Новое время
- Тема 2.5. Новейшее время
- Раздел 3. Философия бытия
- Тема 3.1. Бытие, материя, дух
- Тема 3.2. Атрибуты материи и атрибуты духа
- Тема 3.3. Учение о развитии
- Тема 3.4. Учение об истории и обществе
- Раздел 4. Философия сознания, знания и познания (гносеология и эпистемология)
- Тема 4.1. Природа сознания и современные представления о знании и познании
- Тема 4.2. Научное и практическое познание
- Тема 4.3. Вненаучное и паранаучное знание
- Раздел 5. Философия человека
- Тема 5.1. Образ человека в истории культуры. Основные парадигмы человека
- Тема 5.2. Человек как философская проблема
- Тема 5.3. Учение о душе
- Тема 5.4. Смысл жизни
- Тема 5.5. Учение о ценностях (аксиология)
- Тема 5.6. Философия любви
- Раздел 6. Философия духа
- Тема 6.1. Философия духовности и философия религии
- Тема 6.2. Философия искусства
- Тема 6.3. Философия морали
- Тема 6.4. Философия права
- Тема 6.5. Философия науки
- Раздел 7. Философия культуры
- Тема 7.1. Культура и цивилизация
- Тема 7.2. Философия ненасилия
- Тема 7.3. Философия экологии
- Тема 7.4. Философия политики
- Тема 7.5. Философия глобальных проблем
- Тема 7.6. Философия и футурология
- Планы семинарских занятий.
- Словарь основных терминов.
- Список рекомендуемой литературы.
- Темы контрольных работ.
- Методические указания по подготовке к семинарским занятиям.
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Тема 1.1. Предмет и предназначение философии
- Тема 2.1. Древний восток. Античность.
- Тема 2.2. Средневековье
- Тема 2.3. Гуманизм и возрождение
- Тема 2.4. Новое время
- Тема 2.5. Новейшее время
- Тема 3.1. Бытие, материя, дух
- Тема 3.3. Учение о развитии
- Тема 3.4. Учение об истории и обществе
- Тема 4.1. Природа сознания и современные представления о знании и познании. Проблема истины
- Тема 4.2. Научное и практическое познание
- Тема 5.1. Образ человека в истории культуры. Основные парадигмы человека
- Тема 5.3. Учение о душе
- Тема 5.4. Смысл жизни
- Тема 5.5. Учение о ценностях (аксиология)
- Тема 5.6. Философия любви
- Тема 6.1. Философия духовности и философия религии
- Тема 6.2. Философия искусства
- Тема 6.3. Философия морали
- Тема 6.4. Философия права
- Тема 6.5. Философия науки
- Тема 7.1. Культура и цивилизация
- Тема 7.2. Философия ненасилия
- Тема 7.3. Философия экологии
- Тема 7.4. Философия политики
- Тема 7.5. Философия глобальных проблем
- Тема 7.6. Философия и футурология
- Вопросы для итогового контроля успеваемости (экзамена).