logo
МЕТОДИЧКА ПО ФИЛОСОФИИ_Тимошевский_2011-2012

Тема 4.1. Природа сознания и современные представления о знании и познании. Проблема истины

  1. Каково соотношение понятий “сознание”, “язык”, “речь”?

  2. Что такое язык как знаковая система и средство общения? Что такое естественные и искусственные языки?

  3. Соотнесите понятия “знак”, “значение”, “предмет”.

  4. Каково соотношение понятий “значение” и “смысл”?

  5. Раскройте семиотическую, речевую и языковую эволюции сознания.

  6. Раскройте проблематику современного языкознания: семиотики, семантики, семиологии.

  7. Каково соотношение понятий “жест”, “символ”, “знак”, “слово”, “письмо”?

  8. Раскройте содержание понятия общественного сознания и его структурных элементов (обыденного и теоретического сознания).

  9. Каково соотношение понятий “обыденное сознание” и “здравый смысл”?

  10. Что такое идеология как форма общественного сознания? Назовите основные формы общественного сознания.

  11. Каковы уровни и формы познавательной деятельности? В чем специфика чувственного познания?

  12. Охарактеризуйте основные формы чувственности: ощущение, восприятие, представление.

  13. Соотнесите восприятие и концепцию “конструирования” объектов познания. Что такое “оптикоцентризм”?

  14. В чем заключается социокультурная обусловленность чувственного отражения человеком внешних воздействий? В чем заключается единство образных и знаковых элементов познавательной деятельности?

  15. Что такое рациональность познания? Каковы его основные формы и их соотношение с формами чувственного познания?

  16. Охарактеризуйте основные формы логического познания: понятие, суждение, умозаключение.

  17. Какова роль интуиции в познании? В чем заключается эмпиристская и рационалистская трактовки интуиции?

  18. Как соотносятся познание и воображение?

  19. Раскройте эволюцию представлений о природе и сущности человеческого знания.

  20. Каковы основные виды знания? Дайте характеристику умозрения, откровения, эмпирического опыта.

  21. Как соотносятся понятия “знание”, “понимание”, “умение”? Что такое “личностное знание”? Соотнесите понятие “информация” со знанием.

  22. В чем заключается проблема истины в познании? Раскройте классические и неклассические определения истины. Каковы критерии истины?