logo
МЕТОДИЧКА ПО ФИЛОСОФИИ_Тимошевский_2011-2012

Тема 2.2. Средневековье

Философия первоначального христианства. Библия: новый смысл Бытия. Бытие в дар. Теистический принцип творения. Ареопагитики. Диалектика апофатики и катафатики как сохранение тайны творения. Творение как зов по имени. Рас-творение в мире как отзыв из не-Бытия.

Греческая патристика. Филон, гностики, Климент, Ориген: открытие Веры. Латинская патристика. Августин Аврелий: открытие Личности.

Схоластика. Онтологический аргумент. Соотношение веры и знания. Теологическое и философское понятие Абсолюта. Сущность и существование. Паламизм. Синергийное собирание Бытия. Тварные и нетварные энергии. Доверие воле Творца Бытия как специфически средневековый онтологический метод. Боэций. Открытие Универсалий. Онтологическая подоплека спора об универсалиях. Иоанн Скот Эриугена. Разум и вера. Ансельм д’Аоста. Открытие Дара. Пьер Абеляр: французский Сократ. Альберт Великий: Разум и Свет. Фома Аквинский: гений Метафизики. Иоанн Дунс Скот: открытие Индивидуации. Уильям Оккам: “Лезвие Бритвы”.

Теоморфная антропология. Плоть и душа. Родовой грех, искупление и спасение. Грех и покаяние. Свобода воли. Бог и любовь. Смирение. Проблема смерти. Работа над телом: аскетизм, сопереживание страданиям Христа. Дисциплинарные пространства: храм и рынок. Средневековый город: улицы и жилища. Демонстративное общество. Иерархизм и сословность. Придворное общество.