Тема 2.5. Новейшее время
В чем заключалась переоценка ценностей, произведенная Ницше? Каков был его жизненный девиз? Был ли Ницше пророком нацизма? Что значит “дионисийское” и “апполоновское” начала? В чем для Ницше была проблема Сократа? Что означает “тупость фактов”? Что означает мысль Ницше “христианство есть порок”? В чем заключается идея “вечного возвращения”?
В чем смысл философии неокантианства? В чем различия между его основными школами?
Кто является главными представителями философии немецкого историцизма и каковы их идеи?
В чем вы видите суть философии Макса Вебера? Что общего и различного между ней и философией Карла Маркса? Что такое “расколдование мира”?
В чем разница между обыденным и философским прагматизмом? Каких представителей теории прагматизма вы знаете? Что значит выражение Дьюи “идеи как инструменты”?
В чем суть трагической философии Мигеля де Унамуно? Почему его называют “испанским Паскалем”? Какой диагноз западной культуре поставил Х. Ортега-и-Гассет?
Что такое феноменология Э. Гуссерля? Что означает понятие “эпохэ”?
Что такое экзистенциализм? Назовите основные течения этой философии.
В чем особенность взглядов и философской эволюции Ж.-П. Сартра?
Что такое “экзистенция” в философии Хайдеггера? Что означает “бытие-в-мире” и “бытие-с-другими”? Почему западная метафизика – это забвение Бытия? Какой язык, согласно Хайдеггеру, является подлинным языком Бытия?
Что такое философская герменевтика? Кто открыл “герменевтический круг” и в чем его смысл?
Что такое философия языка? Каковы ее основные представители?
Какие школы неосхоластики XX века вы можете перечислить?
Как развивался марксизм после Маркса? Что такое Франкфуртская школа?
Что такое философия психоанализа? Каковы ее основные представители?
Что означает философский структурализм? Как он соотносится с лингвистикой и психоанализом?
Что означает критический рационализм Кала Поппера? Что означает его знаменитый принцип фальсифицируемости?
Как решается проблема метода в современной эпистемологии?
Каковы ведущие представители современной американской философии?
Что такое философский постмодернизм? Каковы его основные теоретики? Как они относятся к идеям философии Просвещения?
- Цель и задачи курса, основные рекомендации и источники для изучения философии
- Наименование и содержание разделов учебной дисциплины
- Раздел 1. Введение в философию
- Тема 1.1. Предмет и предназначение философии
- Раздел 2. Философия в ее истории
- Тема 2.1. Древний восток. Античность.
- Тема 2.2. Средневековье
- Тема 2.3. Гуманизм и возрождение
- Тема 2.4. Новое время
- Тема 2.5. Новейшее время
- Раздел 3. Философия бытия
- Тема 3.1. Бытие, материя, дух
- Тема 3.2. Атрибуты материи и атрибуты духа
- Тема 3.3. Учение о развитии
- Тема 3.4. Учение об истории и обществе
- Раздел 4. Философия сознания, знания и познания (гносеология и эпистемология)
- Тема 4.1. Природа сознания и современные представления о знании и познании
- Тема 4.2. Научное и практическое познание
- Тема 4.3. Вненаучное и паранаучное знание
- Раздел 5. Философия человека
- Тема 5.1. Образ человека в истории культуры. Основные парадигмы человека
- Тема 5.2. Человек как философская проблема
- Тема 5.3. Учение о душе
- Тема 5.4. Смысл жизни
- Тема 5.5. Учение о ценностях (аксиология)
- Тема 5.6. Философия любви
- Раздел 6. Философия духа
- Тема 6.1. Философия духовности и философия религии
- Тема 6.2. Философия искусства
- Тема 6.3. Философия морали
- Тема 6.4. Философия права
- Тема 6.5. Философия науки
- Раздел 7. Философия культуры
- Тема 7.1. Культура и цивилизация
- Тема 7.2. Философия ненасилия
- Тема 7.3. Философия экологии
- Тема 7.4. Философия политики
- Тема 7.5. Философия глобальных проблем
- Тема 7.6. Философия и футурология
- Планы семинарских занятий.
- Словарь основных терминов.
- Список рекомендуемой литературы.
- Темы контрольных работ.
- Методические указания по подготовке к семинарским занятиям.
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Тема 1.1. Предмет и предназначение философии
- Тема 2.1. Древний восток. Античность.
- Тема 2.2. Средневековье
- Тема 2.3. Гуманизм и возрождение
- Тема 2.4. Новое время
- Тема 2.5. Новейшее время
- Тема 3.1. Бытие, материя, дух
- Тема 3.3. Учение о развитии
- Тема 3.4. Учение об истории и обществе
- Тема 4.1. Природа сознания и современные представления о знании и познании. Проблема истины
- Тема 4.2. Научное и практическое познание
- Тема 5.1. Образ человека в истории культуры. Основные парадигмы человека
- Тема 5.3. Учение о душе
- Тема 5.4. Смысл жизни
- Тема 5.5. Учение о ценностях (аксиология)
- Тема 5.6. Философия любви
- Тема 6.1. Философия духовности и философия религии
- Тема 6.2. Философия искусства
- Тема 6.3. Философия морали
- Тема 6.4. Философия права
- Тема 6.5. Философия науки
- Тема 7.1. Культура и цивилизация
- Тема 7.2. Философия ненасилия
- Тема 7.3. Философия экологии
- Тема 7.4. Философия политики
- Тема 7.5. Философия глобальных проблем
- Тема 7.6. Философия и футурология
- Вопросы для итогового контроля успеваемости (экзамена).