Тема 2.2. Средневековье
В чем заключается смысл духовной революции, произведенной появлением Библии? Каково философское содержание христианского монотеизма, креационизма и антропоцентризма? В чем принципиальная противоположность христианского и античного понимания Бога? Каков философский смысл христианского Провидения?
В чем заключается противоположность христианства и античной философии в понимании главного источника познания? Как соотносятся греческий Эрос и христианская Любовь (Агапэ)? В чем заключается кардинальная переоценка ценностей в западной культуре, осуществленная христианством? Как соотносятся бессмертие души у древних греков и воскресение из мертвых Христа?
В чем новый смысл истории и жизни человека в христианской версии? Что означает выражение “христианство задало новую планку человеку, новое измерение и горизонт его жизни”? Каковы кардинальные философские проблемы, связанные с Библией?
Что такое “патристика”? На какие этапы развития она делится? Какова связь между философией Филона Александрийского и философией патристики? Что такое “гносис”? кто были первыми гностиками? Изложите их основные философские идеи. Каковы были основные принципы Климента Александрийского и Оригена, главных представителей Катехизиской школы? Изложите основные философские идеи Тертуллиана.
Каковы основные факты биографии и духовной эволюции Августина Блаженного? Какие сочинения он написал? Какую роль в становлении философии Августина сыграло его обращение в веру? Что значит “человек как проблема” в понимании Августина? Как понимал познание Августин? Как он понимал идею Бога? Что означают лики христианской троицы как философские принципы в учении Августина? Что такое “темпоральность”? Каков онтологический статус зла, согласно Августину? Как соотносятся у Августина благодать, свобода и воля? Изложите учение Августина о “Граде земном” и “Граде небесном”. Что составляет, по убеждению Августина, суть человека?
Кто такой Северин Боэций? Раскройте смысл “логического квадрата оппозиций”. Изложите основные положения сочинения Боэция “Утешение философией”. Как Боэций решал вопрос о соотношении зла и свободы? Как он понимал веру и разум?
Как соотносятся термины “школы”, “схоластика”, “университет”? В чем заключается фундаментальная программа исследований схоластов?
Изложите основные этапы жизни и названия сочинений Скота Эриугены. Сформулируйте основные положения трактата Эриугены “О разделении природы”.
Каковы жизнь и сочинения Ансельма д’Аосты? Сформулируйте его доказательства бытия Бога. Как Ансельм решает бином “Бог и Человек”?
Каковы жизнь и сочинения Пьера Абеляра? Какую роль играет сомнение в теории познания Абеляра? Каковы основные правила его гносеологии? Какова роль “рацио” в философии Абеляра? Каковы основные принципы этики Абеляра? В чем разница в понимании соотношения разума и веры между Ансельмом д’Аостой и Абеляром?
Каковы личность и исследовательская программа Альберта Великого? В чем он видел различие философии и теологии?
Каковы жизнь и сочинения Фомы Аквинского? Как он понимал соотношение философии и теологии? Какова, согласно Фоме, принципиальная структура метафизики? Что такое “трансценденталии”? Изложите пять способов доказательства бытия Бога Фомы Аквинского. Какова концепция человека у Фомы? Что такое естественное и позитивное право? Как Фома Аквинский понимал соотношение между разумом и верой?
Изложите основные жизненные вехи и содержание сочинений Иоанна Дунса Скота. В чем главное различие между Скотом и Фомой Аквинским? Как Иоанн Дунс Скот понимал “сущее”? что такое его “принцип индивидуации”?
Как складывалась жизнь и какова творческая эволюция Уильяма Оккама? Как он понимал соотношение разума и веры? В чем заключается окккамовское обоснование примата индивидуального? Как у Оккама соотносятся интуитивное и абстрактное познание? Что такое “Бритва (Лезвие) Оккама”? Какую роль этот принцип сыграл в критике синтеза Платона и синтеза Аристотеля? Как понимал логику Оккам? Как он решал проблему бытия Бога? Какой принцип философии провозгласил Оккам вместо прежних принципов схоластики “Понимаю, чтобы верить” и “Верую, чтобы понимать”?
- Цель и задачи курса, основные рекомендации и источники для изучения философии
- Наименование и содержание разделов учебной дисциплины
- Раздел 1. Введение в философию
- Тема 1.1. Предмет и предназначение философии
- Раздел 2. Философия в ее истории
- Тема 2.1. Древний восток. Античность.
- Тема 2.2. Средневековье
- Тема 2.3. Гуманизм и возрождение
- Тема 2.4. Новое время
- Тема 2.5. Новейшее время
- Раздел 3. Философия бытия
- Тема 3.1. Бытие, материя, дух
- Тема 3.2. Атрибуты материи и атрибуты духа
- Тема 3.3. Учение о развитии
- Тема 3.4. Учение об истории и обществе
- Раздел 4. Философия сознания, знания и познания (гносеология и эпистемология)
- Тема 4.1. Природа сознания и современные представления о знании и познании
- Тема 4.2. Научное и практическое познание
- Тема 4.3. Вненаучное и паранаучное знание
- Раздел 5. Философия человека
- Тема 5.1. Образ человека в истории культуры. Основные парадигмы человека
- Тема 5.2. Человек как философская проблема
- Тема 5.3. Учение о душе
- Тема 5.4. Смысл жизни
- Тема 5.5. Учение о ценностях (аксиология)
- Тема 5.6. Философия любви
- Раздел 6. Философия духа
- Тема 6.1. Философия духовности и философия религии
- Тема 6.2. Философия искусства
- Тема 6.3. Философия морали
- Тема 6.4. Философия права
- Тема 6.5. Философия науки
- Раздел 7. Философия культуры
- Тема 7.1. Культура и цивилизация
- Тема 7.2. Философия ненасилия
- Тема 7.3. Философия экологии
- Тема 7.4. Философия политики
- Тема 7.5. Философия глобальных проблем
- Тема 7.6. Философия и футурология
- Планы семинарских занятий.
- Словарь основных терминов.
- Список рекомендуемой литературы.
- Темы контрольных работ.
- Методические указания по подготовке к семинарским занятиям.
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Тема 1.1. Предмет и предназначение философии
- Тема 2.1. Древний восток. Античность.
- Тема 2.2. Средневековье
- Тема 2.3. Гуманизм и возрождение
- Тема 2.4. Новое время
- Тема 2.5. Новейшее время
- Тема 3.1. Бытие, материя, дух
- Тема 3.3. Учение о развитии
- Тема 3.4. Учение об истории и обществе
- Тема 4.1. Природа сознания и современные представления о знании и познании. Проблема истины
- Тема 4.2. Научное и практическое познание
- Тема 5.1. Образ человека в истории культуры. Основные парадигмы человека
- Тема 5.3. Учение о душе
- Тема 5.4. Смысл жизни
- Тема 5.5. Учение о ценностях (аксиология)
- Тема 5.6. Философия любви
- Тема 6.1. Философия духовности и философия религии
- Тема 6.2. Философия искусства
- Тема 6.3. Философия морали
- Тема 6.4. Философия права
- Тема 6.5. Философия науки
- Тема 7.1. Культура и цивилизация
- Тема 7.2. Философия ненасилия
- Тема 7.3. Философия экологии
- Тема 7.4. Философия политики
- Тема 7.5. Философия глобальных проблем
- Тема 7.6. Философия и футурология
- Вопросы для итогового контроля успеваемости (экзамена).