logo
МЕТОДИЧКА ПО ФИЛОСОФИИ_Тимошевский_2011-2012

Тема 2.2. Средневековье

  1. В чем заключается смысл духовной революции, произведенной появлением Библии? Каково философское содержание христианского монотеизма, креационизма и антропоцентризма? В чем принципиальная противоположность христианского и античного понимания Бога? Каков философский смысл христианского Провидения?

  2. В чем заключается противоположность христианства и античной философии в понимании главного источника познания? Как соотносятся греческий Эрос и христианская Любовь (Агапэ)? В чем заключается кардинальная переоценка ценностей в западной культуре, осуществленная христианством? Как соотносятся бессмертие души у древних греков и воскресение из мертвых Христа?

  3. В чем новый смысл истории и жизни человека в христианской версии? Что означает выражение “христианство задало новую планку человеку, новое измерение и горизонт его жизни”? Каковы кардинальные философские проблемы, связанные с Библией?

  4. Что такое “патристика”? На какие этапы развития она делится? Какова связь между философией Филона Александрийского и философией патристики? Что такое “гносис”? кто были первыми гностиками? Изложите их основные философские идеи. Каковы были основные принципы Климента Александрийского и Оригена, главных представителей Катехизиской школы? Изложите основные философские идеи Тертуллиана.

  5. Каковы основные факты биографии и духовной эволюции Августина Блаженного? Какие сочинения он написал? Какую роль в становлении философии Августина сыграло его обращение в веру? Что значит “человек как проблема” в понимании Августина? Как понимал познание Августин? Как он понимал идею Бога? Что означают лики христианской троицы как философские принципы в учении Августина? Что такое “темпоральность”? Каков онтологический статус зла, согласно Августину? Как соотносятся у Августина благодать, свобода и воля? Изложите учение Августина о “Граде земном” и “Граде небесном”. Что составляет, по убеждению Августина, суть человека?

  6. Кто такой Северин Боэций? Раскройте смысл “логического квадрата оппозиций”. Изложите основные положения сочинения Боэция “Утешение философией”. Как Боэций решал вопрос о соотношении зла и свободы? Как он понимал веру и разум?

  7. Как соотносятся термины “школы”, “схоластика”, “университет”? В чем заключается фундаментальная программа исследований схоластов?

  8. Изложите основные этапы жизни и названия сочинений Скота Эриугены. Сформулируйте основные положения трактата Эриугены “О разделении природы”.

  9. Каковы жизнь и сочинения Ансельма д’Аосты? Сформулируйте его доказательства бытия Бога. Как Ансельм решает бином “Бог и Человек”?

  10. Каковы жизнь и сочинения Пьера Абеляра? Какую роль играет сомнение в теории познания Абеляра? Каковы основные правила его гносеологии? Какова роль “рацио” в философии Абеляра? Каковы основные принципы этики Абеляра? В чем разница в понимании соотношения разума и веры между Ансельмом д’Аостой и Абеляром?

  11. Каковы личность и исследовательская программа Альберта Великого? В чем он видел различие философии и теологии?

  12. Каковы жизнь и сочинения Фомы Аквинского? Как он понимал соотношение философии и теологии? Какова, согласно Фоме, принципиальная структура метафизики? Что такое “трансценденталии”? Изложите пять способов доказательства бытия Бога Фомы Аквинского. Какова концепция человека у Фомы? Что такое естественное и позитивное право? Как Фома Аквинский понимал соотношение между разумом и верой?

  13. Изложите основные жизненные вехи и содержание сочинений Иоанна Дунса Скота. В чем главное различие между Скотом и Фомой Аквинским? Как Иоанн Дунс Скот понимал “сущее”? что такое его “принцип индивидуации”?

  14. Как складывалась жизнь и какова творческая эволюция Уильяма Оккама? Как он понимал соотношение разума и веры? В чем заключается окккамовское обоснование примата индивидуального? Как у Оккама соотносятся интуитивное и абстрактное познание? Что такое “Бритва (Лезвие) Оккама”? Какую роль этот принцип сыграл в критике синтеза Платона и синтеза Аристотеля? Как понимал логику Оккам? Как он решал проблему бытия Бога? Какой принцип философии провозгласил Оккам вместо прежних принципов схоластики “Понимаю, чтобы верить” и “Верую, чтобы понимать”?