Тема 2.1. Древний восток. Античность.
В чем состоит своеобразие пути формирования древневосточной философии? Назовите классические (ортодоксальные) и неортодоксальные философские школы Древней Индии. Каковы культурные предпосылки древнекитайской философии? Перечислите наиболее влиятельные философские школы Древнего Китая.
Каковы основные проблемы, которые изучались величайшими философами Древнего Востока? Попробуйте раскрыть содержание основных категорий древневосточной философии: Брахман, Атман, Пракрити, Гуны, Пуруша, Дхарма, Аджнянавада, Праманавада, Дао, Инь и Ян, Тянь, Ли.
Каковы отличительные особенности античной философии? Что означает выражение “философия – это потребность человеческого духа”? Каковы фундаментальные проблемы античной философии? Назовите основные периоды развития античной философии.
Что такое “эллинское чудо”? В чем различие между мышлением Запада и Востока? В чем суть гипотезы “перекрестного опыления культур”? Почему греческая философия зародилась в городах Ионии и Южной Италии, но обошла стороной Спарту? Каковы причины обособления философии в самостоятельную область древнегреческой культуры?
Каковы суть предания о семи греческих мудрецах и его значение для понимания особенностей ранней греческой философии? В чем вы видите связь между жизнью и философскими учениями Фалеса, Пифагора Самосского, Гераклита Эфесского, Зенона Элейского, Эмпедокла, Анаксагора, Демокрита? Дайте обобщенный портрет античного мудреца-философа. Чему был вызовом сам образ жизни первых философов античности?
Назовите имя древнегреческого мыслителя, положившего начало чистому теоретическому (рефлексивному) мышлению?
Почему Фалеса не устраивала мифологическая картина мира? В чем он видел субстанцию (архэ – первооснову) Бытия? В чем различие между идеями Фалеса и Гераклита?
Кто был основоположником элейской школы? Каковы его основные философские идеи?
Что такое “апейрон” и “Нус” Анаксимандра? В чем различие между “архэ” Фалеса и “архэ” Анаксимандра? Кто из античных философов первым выдвинул идею о бесчисленности миров во Вселенной? Что отличает философию Анаксагора от философии Анаксимандра? Раскройте смысл понятия “Гомеомерии”. Кто выдвинул идею “гомеомерий”?
Кто был основоположником древнегреческой атомистики? Что означает “Атом” как философское понятие? Что такое “Ананке” в философии Демокрита? В чем Эпикур развил учение Демокрита?
Кто из мыслителей – Коперник или Пифагор – раньше высказал мысль о движении Земли вокруг Солнца? Назовите две противоборствующие ветви в пифагорейской школе. Чем они отличаются друг от друга? В чем заключается сущность пифагорейского учения о мире? Какую роль играет в нем понятие числа? Почему пифагорейцы считали тетраду (равнобедренный треугольник) символом устройства всего мироздания? Почему декаде (числу “десять”) Пифагор придавал сакральное значение?
К кому из античных философов присоединился Коперник в своей теории мироздания – Эмпедоклу, Гераклиту, Демокриту, Пифагору, Ксенофану? Кто такой Аристарх Самосский? Каков его вклад в развитие гелиоцентрической гипотезы? Перечислите основополагающие идеи естествознания, зачатки которых можно обнаружить у античных философов?
Кто из античных мыслителей является автором диалектики – философского метода познания? Каковы особенности диалектики Гераклита? Какую роль играют в ней понятия сперматического Логоса (мирового огня) и космической Природы? Кто из античных мыслителей разработал систему диалектических категорий?
Что такое “апории” Зенона Элейского? Перечислите их и раскройте их логический смысл. Что хотел показать этими апориями Зенон? Есть ли выход из апорий Зенона? Что такое диалектическое противоречие? Как вы понимаете формулировку “движение есть единство прерывности и непрерывности пространства и времени”? Что означает проблема “Бытия и не-Бытия”? покажите это на примере попыток решения апорий Зенона. В чем заключается парадоксальность (“сумасшествие” вывода) апорий Зенона, отрицающих “истинность многого”? В чем значение апорий Зенона для современной теории. Можно ли считать, что они разрешены с позиций современной логики и математики?
Кто такие древнегреческие софисты? Каковы особенности софистики как способа мышления? Каков вклад софистов в развитие философской мысли?
Что значит выражение К. Маркса “Сократ есть внутренний предел греческой философии”? Почему древнегреческих философов делят на досократиков и сократиков? Почему, согласно Сократу, самое ценное человеческое качество – это добродетель? Что Сократ считал добродетелью? Что, по мнению Сократа, составляет предмет философии? Какие философские сочинения Сократа вы знаете? Какое из его письменных произведений считается лучшим? Что такое “ирония” и “майевтика” Сократа? Каков смысл сократовского понятия “даймонион”? Что означает сократовская мысль “Я знаю только то, что ничего не знаю”? Почему сам Сократ сравнивал себя с оводом? В чем жизненная драма Сократа? Что послужило официальным обвинением Сократа для вынесения ему смертного приговора? Можно ли считать комедию Аристофана “Облака” первым публичным обвинением против Сократа? Какова роль Сократа в истории философской мысли?
Каково настоящее имя Платона? За что он получил свое прозвище? Каковы основные вехи жизненной биографии Платона? Какие основные сочинения Платона вы знаете? В чем заключается проблема подлинности его творчества? В чем состоит проблема “не записанных теорий” Платона? В чем заключается проблема Сократа как одного из действующих персонажей диалогов Платона?
Какова роль мифа в понимании философии Платона? В чем заключается многозначность платоновской философии? Что такое “метафизика” Платона? Каков смысл платоновского образа “Вторая навигация”? Что значит феноменальное и метафеноменальное Бытие? Какие вербальные аналоги можно подобрать выражению “умопостигаемая реальность”? Что такое платоновская “Гиперурания”? Какова структура идеального мира Платона? Раскройте содержание принципов Единого и Диады. Каковы “генеральные” идеи Платона?
Каково, согласно Платону, происхождение и структура чувственно воспринимаемого космоса (мира вещей)? Каков смысл терминов “Бог” и “Божественное” в философии Платона? Перечислите источники познания в теории Платона и раскройте их содержание. Какова суть платоновских понятий “докса” и “эпистэмэ”? Какие ступени и формы познания соответствуют определенным формам Бытия и Реальности? Как Платон понимал диалектику?
Почему Платон полагал, что искусство – это удаление от истины, а риторика – мистификация истины? Раскройте смысл понятия Эроса в философии Платона. Что означает выражение “эротика – это алогичный путь к абсолюту”? Каковы ступени лестницы Любви в платоновском учении об Эросе?
В чем заключается дуализм понимания человека у Платона? Раскройте смысл парадоксов Платона “бегство от тела” и “бегство от мира”. Что означает у Платона очищение души и ее бессмертие? Какое новое содержание вложил Платон в орфико-пифагорейскую теорию метемпсихоза? Изложите смысл платоновского мифа об Эре. Какова основная идея мифа Платона о летающей крылатой колеснице? Воспроизведите содержание мифа Платона о пещере. Каковы четыре значения этого мифа?
Какова структура платоновского диалога “Государство”? Что означает выражение “Государство – это увеличенное изображение нашей души” (гигантография души)? Каково понятие платоновского совершенного государства? Изложите основные идеи трактатов Платона “Политик” и “Законы”? Что означает понятие “смешанная конституция” и “пропорциональное равенство”?
Когда была основана платоновская Академия? Какова была цель академии как философской школы? Как сложилась историческая судьба Академии?
Как складывалась жизнь Аристотеля? На какие две группы делятся сочинения Аристотеля? Назовите самые известные его трактаты. В чем сложность реконструкции аристотелевской мысли? Как складывались отношения Аристотеля и Платона?
Что такое метафизика в понимании Аристотеля? Перечислите четыре определения, которые Аристотель дает метафизике. Зачем, согласно Аристотелю, нужна метафизика? Что, по мнению Аристотеля, означает “последнее почему”? Каковы четыре аристотелевские “первые причины”? Что такое, согласно Аристотелю, “материя” и “форма” в статическом и динамическом смысле? Что означает “Бытие как таковое”? Сколько смыслов имеет понятие Бытия? Какова схема аристотелевского Бытия? Что представляют собой категории Бытия? Каков, по утверждению Аристотеля, “вечный вопрос” метафизики? Что такое аристотелевская субстанция? Каково ее соотношение с материей и формой? Что такое “первая субстанция” и “вторая субстанция”? Как соотносятся субстанция, акт и потенция? Что такое аристотелевская “энтелехия”? Сформулируйте смысл понятия “сверхчувственная субстанция”. Как соотносятся с ним понятия “вечное Время” и “вечное Движение”? Каковы отношения субстанций с чувственным миром? В чем различие понимания сверхчувственного между Платоном и Аристотелем? Что такое “вторая философия” у Аристотеля?
Раскройте смысл аристотелевских понятий пространства, времени и бесконечности. Что такое аристотелевский “эфир”? на какие сферы Аристотель делил физическую (чувственную) реальность?
Что такое “Душа” Аристотеля и в чем ее трехчастность? Как понимать выражение “Душа есть первая энтелехия физического тела, имеющего жизнь в потенции”? Дайте основные характеристики вегетативной, чувственной и понимающей души Аристотеля.
Что такое “этика” и что такое “счастье”, согласно Аристотелю? Что такое “этические” и “дианоэтические” добродетели? Каково аристотелевское понятие “золотой середины”? Какова аристотелевская психология морального поступка?
Каков аристотелевский идеал гражданина? Какими Аристотель видел формы реального и идеального государства?
Что такое “органон” Аристотеля? В чем разница между аристотелевскими понятиями “логика” и “аналитика”. Что такое логические категории Аристотеля? Сформулируйте аристотелевские понятия суждений, определений и силлогизма. Что такое “научный силлогизм”? Как соотносятся “индукция” и “интуиция”, диалектический и эристический силлогизмы в логике Аристотеля?
Каково влияние походов Александра Македонского на формирование эпохи эллинизма? В чем заключается “открытие индивида” в эту эпоху?
Кто был основателем и стал символом движения киников? В чем состояла программа Диогена? Каковы были философские идеи Кратета и других киников эллинистической эпохи? В чем проявился закат сократических школ? Каково значение киников для развития философской мысли?
Что такое “Сад” Эпикура? В чем проявилось отрицание Эпикуром философских идей Платона и Аристотеля? Раскройте содержание основных частей философии Эпикура – логики, физики, этики. Каков четырехэлементный “лечебник” Эпикура? В чем заключается эпикуровский идеал мудреца? Какова историческая судьба учения Эпикура?
Изложите генезис и основные этапы развития философии стоиков. Откуда произошло название этой философской школы? Воспроизведите основные положения логики, физики и этики древнегреческих стоиков. В чем отличие их идей от идей эпикурейской школы? Каковы основные идеи Панэция и Посидония?
В чем заключается новизна учения Пиррона? Почему его философское учение получило название скептицизма? Что значит понятие “эпохэ”? Кто открыл этот термин? Каковы главные философские мысли Карнеада?
Что такое философский эклектизм? С именем какого античного философа связано формирование этого философского течения? Изложите самые известные философские идеи Антиоха. Какова была философская позиция Цицерона?
Что такое неостоицизм? Каковы его основные черты? Изложите основные положения философского учения Сенеки. Какую роль в его философии играло понятие “Греха”? Раскройте отличительные особенности учения Эпиктета. Перечислите основные философские идеи и аргументы Марка Аврелия.
Что такое неоскептицизм? В чем заключается новое осмысление идей Пиррона Энезидемом? Каковы основные мысли Секста Эмпирика? В чем выразился конец античного скептицизма?
Кто такие “новые пифагорейцы” и каково их учение? Что такое неопифагорейские понятия “Душа мира” и “Триада”?
Что такое неоплатонизм? Кто был учителем Плотина, основоположника неоплатонизма? Изложите основные вехи жизни Плотина. Как называются его сочинения? Как понимал “Единое” Плотин? Что такое “Нус” и “Душа” в его философии? Каково, согласно Плотину, происхождение Космоса? Как представлял себе Плотин человека? Что такое в плотиновской философии “Абсолют”, “Экстаз”, “Творящее Сознание”? Изложите основные философские идеи Прокла. С именем какого императора связан конец античной философии?
- Цель и задачи курса, основные рекомендации и источники для изучения философии
- Наименование и содержание разделов учебной дисциплины
- Раздел 1. Введение в философию
- Тема 1.1. Предмет и предназначение философии
- Раздел 2. Философия в ее истории
- Тема 2.1. Древний восток. Античность.
- Тема 2.2. Средневековье
- Тема 2.3. Гуманизм и возрождение
- Тема 2.4. Новое время
- Тема 2.5. Новейшее время
- Раздел 3. Философия бытия
- Тема 3.1. Бытие, материя, дух
- Тема 3.2. Атрибуты материи и атрибуты духа
- Тема 3.3. Учение о развитии
- Тема 3.4. Учение об истории и обществе
- Раздел 4. Философия сознания, знания и познания (гносеология и эпистемология)
- Тема 4.1. Природа сознания и современные представления о знании и познании
- Тема 4.2. Научное и практическое познание
- Тема 4.3. Вненаучное и паранаучное знание
- Раздел 5. Философия человека
- Тема 5.1. Образ человека в истории культуры. Основные парадигмы человека
- Тема 5.2. Человек как философская проблема
- Тема 5.3. Учение о душе
- Тема 5.4. Смысл жизни
- Тема 5.5. Учение о ценностях (аксиология)
- Тема 5.6. Философия любви
- Раздел 6. Философия духа
- Тема 6.1. Философия духовности и философия религии
- Тема 6.2. Философия искусства
- Тема 6.3. Философия морали
- Тема 6.4. Философия права
- Тема 6.5. Философия науки
- Раздел 7. Философия культуры
- Тема 7.1. Культура и цивилизация
- Тема 7.2. Философия ненасилия
- Тема 7.3. Философия экологии
- Тема 7.4. Философия политики
- Тема 7.5. Философия глобальных проблем
- Тема 7.6. Философия и футурология
- Планы семинарских занятий.
- Словарь основных терминов.
- Список рекомендуемой литературы.
- Темы контрольных работ.
- Методические указания по подготовке к семинарским занятиям.
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Тема 1.1. Предмет и предназначение философии
- Тема 2.1. Древний восток. Античность.
- Тема 2.2. Средневековье
- Тема 2.3. Гуманизм и возрождение
- Тема 2.4. Новое время
- Тема 2.5. Новейшее время
- Тема 3.1. Бытие, материя, дух
- Тема 3.3. Учение о развитии
- Тема 3.4. Учение об истории и обществе
- Тема 4.1. Природа сознания и современные представления о знании и познании. Проблема истины
- Тема 4.2. Научное и практическое познание
- Тема 5.1. Образ человека в истории культуры. Основные парадигмы человека
- Тема 5.3. Учение о душе
- Тема 5.4. Смысл жизни
- Тема 5.5. Учение о ценностях (аксиология)
- Тема 5.6. Философия любви
- Тема 6.1. Философия духовности и философия религии
- Тема 6.2. Философия искусства
- Тема 6.3. Философия морали
- Тема 6.4. Философия права
- Тема 6.5. Философия науки
- Тема 7.1. Культура и цивилизация
- Тема 7.2. Философия ненасилия
- Тема 7.3. Философия экологии
- Тема 7.4. Философия политики
- Тема 7.5. Философия глобальных проблем
- Тема 7.6. Философия и футурология
- Вопросы для итогового контроля успеваемости (экзамена).