logo
МЕТОДИЧКА ПО ФИЛОСОФИИ_Тимошевский_2011-2012

Тема 6.2. Философия искусства

Понятийный статус искусства. Искусство как мастерство, умение и как творческая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм. Исторические коннотации искусства: его взаимодействие с формами и типами культуры. Непрерывное изменение характера и объема искусства, его “протеизм”. Эмпирически-фактическая и феноменологическая определимость искусства. Триединство понятия искусства в античности: “POIESIS – MIMESIS – TECHNE”. Художественная культура как собственный мир искусства: “AISTHETIKOS”.

Метафизика искусства. Гносеологическая сущность искусства. Трансцендентные основания искусства. Искусство как феноменальный акт. Взаимодополняющие координаты искусства в античной и средневековой эстетике: экзистенциальное присутствие человека в художественной культуре и возможность явления истины эстетическому сознанию. Мифологема как явление истины (“иерофания”): трансцендентное через символ. Искусство и искус (искушение). Принцип “филиокве”, учение о “двух истинах” Фомы Аквинского и эмансипация художественного творчества.

Историзм и искусство. Ренессанс. Человек как гносеологический и творческий субъект: отделенность от мира. Новое время. Классическая модель искусства и его истории (Гегель, Маркс, Винкельман). “Европейский проект” и искусство. Искусство как отражение действительности. Проблематика художественного образа. Содержание и форма. Воображение. Проблема художественного и реального мира (Шопенгауэр, Ницше): “POIESIS”. Инновации в искусстве конца 19 – начала 20 в. Трансформация классики. “Modern art”. Искусство как предмет переживания и выражение жизни человека. Артефакт.

Современное искусство. Новейшее время. Коммуникативный принцип структуризации художественного мира. Бытие искусства как коммутация ценностных значений. Искусство как дискурс. “Провокация” как манифест современного искусства. Реальность искусства XXI века: плюрализм программ, рефлексий, манифестов, сообществ, сосуществование классической, модернистской и постмодернистской парадигм. Культура и рынок. Массовое искусство и идеологемы массового сознания. “Масскульт”, социализирование индивидов и тотальные системы власти.