«Теория локальных цивилизаций»
Основоположники: Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, между которыми часто ставят знак равенства, поскольку их подходы практически ничем не отличаются и Дж. Тойнби.
Тезисы:
-
Всемирной истории не существует. Есть только история локальных цивилизаций.
Критерии цивилизации:
-
Территория
-
Культура (в ее основе – религия)
-
Цивилизация как локальное общество. Существует пять локальных цивилизаций: евро-христианская, арабо-исламская, русско-православная, индо-буддистская, китайско-конфуцианская.
-
Историческая аналогия.
Шпенглер.
У Шпенглера цивилизации закрытые. Цивилизация это социальный организм, и она проходит в жизни те же этапы, что и биологический организм. В своем развитии цивилизация проходит пять последовательных этапов:
Рождение => Рост => Расцвет (культура), => наступает имперализм* => Старение=> Смерть: цивилизация (разум и технологии).
Имперализм – момент времени, когда локальная цивилизация начинает завоевательные походы, начинается экспансия ее культуры и присоединение новых земель. Однако, со временем присоединенные провинции выражают недовольство своим положением подчинения центру, поэтому они стремяться обособиться, что постепенно приводит к развалу империи.
У Шпенглера цивилизация живет 1000 лет. Шпенглер – фаталист, поскольку он считает, что любая цивилизация должна погибнуть.
Дж. Тойнби. (30-е -60-е гг.)
Рассматривал становление английской империи.
Не был фаталистом как Шпенглер, и считал, что империю можно спасти, посредством обеспечения вечной жизни цивилизации.
У Тойнби локальная цивилизация подвержена влиянию различного рода вызовов. Они делятся на:
-
Вызовы от природной среды: вызов новых земель, ресурсы (экологическая проблема),
-
Вызовы от социального окружения: внешние завоевания, освобождение после завоевания.
Таким образом, Тойнби выделяет 4 вызова (проблемы).
На эти вызовы элита (аристократия) дает 4 ответа (решение проблем)
Вызовы также делятся на:
-
Сильные – как правило на него не находится ответа => это приводит к гибели
-
Слабые – ответ на них не нужен => отсутствие развития
-
Средней силы (золотой середины) – ответ найти трудно => развитие, совершенствование.
Отсутствие проблем (вызовов) приводит к стагнации. Решение проблем приводит к развитию.
Начало распада:
-
Вертикальный распад – начинают отпадать территории. Культурно-цивилизационные границы более подвижные. ( например распад СССР)
-
Горизонтальный распад – социально-экономический распад, расслоение между богатыми и бедными.
Глобально-цивилизационный подход
На сегодняшний день принято считать, что экономическая глобализация завершена полностью, политическая примерно наполовину, а культурной глобализации и вовсе нет.
Глобальная цивилизация до сих пор не сформирована. Она находится в стадии становления. Локальная цивилизация включается в глобальную.
П. Сорокин:
Его идея связана со становлением духовных ценностей в европейской цивилизации.
Сорокин утверждает, что европейская цивилизация прошла 3 этапа:
-
6-13 вв. – Духовные ценности важнее материальных (материальных ценностей почти не было, церковь подавляла все остальные институты).
-
14-19 вв. – Духовные ценности сравнялись с материальными, развивается наука, технологии, промышленность.
-
20 в. – Духовные ценности отходят на второй план, на первом месте материальные ценности. После этого этапа культура приходит к кризису и возврату к духовным ценностям.
- 2)Основной вопрос философии. Материализм и идеализм. Гностицизм и агностицизм.
- 3)Второй вопрос философии. Диалектика и метафизика.
- 4)Формы идеализма. Объективный идеализм. Субъективный идеализм. Дж. Беркли.
- 5)Основные интеллектуальные достижения античной философии. Досократики и сократики. Наивный материализм. Стихийная диалектика.
- 6)Милетская школа.
- 7)Школа элеатов. Апории Зенона и их разрешение.
- 8)Атомисты. Пифагор. Гераклит.
- 9)Сократ и афинская школа.
- 10)Платон. Идеи и вещи. «Каверна» Платона.
- 11)Аристотель. Критика Платона. Гилеморфизм. Форма форм. Парадокс «неподвижного перводвигателя».
- 12)Основные интеллектуальные достижения Средневековой философии. Господство религии и идеализма. Схоластика. Номинализм и реализм. Парадокс «всемогущества Бога».
- 13)Августин Блаженный.
- О благодати
- О свободе и божественном предопределении
- Добро и зло
- Истина и достоверное знание
- Познание
- 14)Ф. Аквинский. «Доказательства бытия Бога», их анализ.
- 5 Доказательств бытия Бога Фомы Аквинского
- 15)Средневековая концепция человека, его сущности и смысла существования.
- 16)Основные интеллектуальные достижения философии эпохи Возрождения. Антропоцентризм. Гуманизм.
- 17)Пантеизм как переходная форма от идеализма к материализму.
- 18)Философия позднего Возрождения. У. Шекспир. Реформация и протестантизм.
- 19)Основные интеллектуальные достижения философии XVII-XVIII вв.
- Готфрид Вильгельм Лейбниц
- Дэвид Юм
- 20)Ф. Бэкон. Сенсуализм. Понятие материи как бесконечной совокупности вещей. Метафизика и механицизм. Индуктивный метод.
- 4 Тезиса (основа для всех естественных наук):
- 21)Дж. Локк. Tabula rasa. Зарождение либерализма.
- 22)Р. Декарт. Дуализм. Принцип сомнения. Рационализм. Концепция «врожденных идей». Дедуктивный метод.
- 23)Б. Спиноза. Понятие субстанции. Causa sui.
- 24)Французский материализм XVIII в. Просвещение. Атеизм. Диалектика движения. Трактовка сознания.
- 25)Основные интеллектуальные достижения немецкой классической философии.
- 26)И. Кант. «Докритический» и «критический» периоды. Понятия феномена и ноумена. Аргументация агностицизма. Теория познания. Антиномии чистого разума. Категорический императив.
- 28) Л. Фейербах. Критика Гегеля. Антропологический принцип в интерпретации религии.
- 29)Основные направления и проблематика современной философии.
- 30)Теория и практика марксизма. Диамат и истмат. Достижения и противоречия.
- 31)Позитивизм и философия частных наук. Неопозитивизм. Постпозитивизм. Философия языка. Л. Витгенштейн. Достижения и противоречия.
- 32)Экзистенциализм и современное искусство. Светский и религиозный экзистенциализм. Достижения и противоречия.
- 33)Современная религиозная философия. Религия и наука. Неотомизм. Достижения и противоречия.
- 34) Материя как проблема. Определения материи в истории философии (античные материалисты, ф. Бэкон, в.И. Ленин).
- 35)Материя как субстанция. Атрибуты материи. Пространство и время. Теория относительности а. Эйнштейна.
- 36) Единый закономерный мировой процесс. Формы материи и их соотношение.
- 37. Социальная форма материи (фм). Проблема появления человека. Антропологический принцип в физике.
- 38. Сущность сознания. Свойства сознания. Проблема идеального (и. Кант, к. Маркс).
- 39)Сознание как свойство человека. Психика и ее структура.
- 40)Сознание как свойство материи. Отражение и его формы.
- 41) Основные понятия социальной философии. Общественное бытие и общественное сознание. Материалистические и идеалистическое понимание истории.
- 42) Сущностные силы человека. Труд, общение, сознание. Способности и потребности.
- «Теория локальных цивилизаций»
- 45) Теория «локальных цивилизаций». Н.Я. Данилевский, о. Шпенглер и а.Дж. Тойнби.
- 46. Глобально-цивилизационный подход. П.А. Сорокин, к. Ясперс, ф. Бродель, л.Н. Гумилев
- 52) Культурно-цивилизационные проблемы во взглядах современных либералов и социал-демократов.