logo search
Shpora_bilety

Билет 113. Основные принципы клинического мышления, согласно х. Вульфу.

Согласно Х.Р.Вульфу, клиническое мышление врача играет важную роль в процессе принятия клинических решений (постановка диагноза, выбор и назначение, лечения), на который оказывают влияние два класса факторов. 1 – принципы опред научным фактором:

1.1.Дедуктивный компонент: выводы из теоретического знания о механизмах развития заболевания, опирающиеся на а) Донаучные теории, б) Научные теории

1.2.Эмпирический (индуктивный) компонент: выводы из опыта ведения аналогичных пациентов, исходящие из

а) Неконтролируемых наблюдений б) Контролируемых наблюдений

Второй класс принципов, определяющих клиническое мышле­ние врача — это:

2. Гуманистическое мышление, включающее в себя:

Эмпатический компонент, вытекающий из понимания пациента как дружественного человеческого существа,

Этический компонент, вытекающий из этических норм и понимания того, что «хорошо» и что «плохо».

Клиническое мышление врача оказывается многомерным и очень сложным образованием. Оно, с одной стороны, опирается на теории, подводя под них клинические данные (дедуктивный компо­нент), а, с другой стороны, распространяет опытные данные по­лученные при наблюдении прошлых клинических случаев, на новых пациентов (индуктивный компонент). Оно способно опираться как на разного рода теоретические дона­учные представления, так и на не вполне проверенные опытные данные (например, утверждения об эффективности лечения, еще не прошедшего проверку средствами современных рандомизированных испытаний). Клиническое мышление врача выходит за границы только естественнонаучного знание имея дело с челове­ком и его гуманитарным потенциалом. Клиническое мышление не может быть вполне эффективным, если оно не опирается на некоторый момент сочувствия врача больному и способности войти в его ситуацию и его внутренний мир (эмпатический компонент). Гуманитарная составляющая клинического мышле­ния связана с этическими представлениями — нормами, моральными обязательствами, определяющими прин­ципы «хорошего» и «плохого» в тех или иных обстоятельствах медицинской практики. Первостепенную важность эта состав­ляющая приобретает сегодня в связи с развитием новой междис­циплинарной науки — биомедицинской этики, развитием новых медицинских и биотехнологий (в частности, бурно развивающихся сегодня нанотехнологий).