logo search
итог

31. Социально-историческая реальность в социально-гуманитарном познании.

История- всякий процесс, в природе и обществе. История-наука и идеология как форма истор. сознания. Наука-попытка понять причинно-следственные связи и выявить тенденции, понять смысл. Идеология-система взглядов, отражающее чьи-то и защищающие интересы.

Уровни истор.знания: 1) знание на уровне факта , есть здесь идеология ,наука. 2) Знание на уровне теории. 3) Философия истории -высший уровень истор.знания Совр.философия истории- относит.самостоятельная область философского знания, которая посвящена осмыслению качественного своеобразия развития общества в его отличии от природы. Это раздел философии, который призван ответить на наиболее общие вопросы исторического процесса: это направленность и смысл истории, критерии периодизации истории, роль личности в истории, движущие силы истории, альтернативность историч. процесса, закономерность истории и случайность, историческое время, соотношение прошлого настоящего и будущего.

Ввиду того, что история исследует особый, сложный (исторический), развивающийся объект, это объект не может быть воспроизведен на опыте. Например, невозможно в опыте воспроизвести историю становления Вселенной, происхождение жизни, возникновение человека. Поэтому история использует особый исторический и логический методы. В основе исторического метода лежит изучение реальной истории в ее конкретном многообразии, выявление исторических фактов и на этой основе такое мыслительное воссоздание исторического процесса, при котором раскрывается логика, закономерность его развития. Логический же метод не требует непосредственного рассмотрения хода реальной истории, а раскрывает ее объективную логику путем изучения исторического процесса на высших стадиях его развития.

Ошибочно отождествлять исторический метод с эмпирическим описанием, а статус теор-го приписывать только логическому методу. При любом способе анализа исторически развивающегося объекта предполагается эмпирическая база: факты реальной истории и факты, фиксирующие особенности структуры и функционирования изучаемого процесса на высших стадиях развития.

Часто эти методы рассматривают как один метод единства исторического и логического (или метод логической реконструкции развивающихся объектов). Для метода характерен следующий путь исследования объекта. 1) Что такое этот объект (выделение существенных признаков, т.е. детерминация объекта); 2) Исследование высшей стадии развития объекта; 3) Нахождение истоков объекта; 4) Реконструкция развития объекта.

Конечная цель исторического исследования – прогнозирование развития и изменения объекта.

Работа с несуществующим в реальной действительности объектом приводит историю к созданию особого типа реальности – социально- исторической реальности.

Социально-историческая реальность не может рассматриваться в категориях только субъективности или только объективности. Структура исторической реальности определяется тремя основными элементами: 1) информация о прошлом Чтобы оказаться исторически реальным, событие действительной жизни должно быть зафиксировано в памяти человечества в виде информации об этом событии 2) историческое сознание Информация о прошлом, попавшая в поле зрения исторического сознания и получившая в нем определенную оценку и интерпретацию становится историческим знанием 3) историческая вера как вера в то, что историческое знание, которым мы располагаем, соответствует действительному ходу событий в прошлом. Историческая вера это вера в реальность самой исторической реальности. Историческое познание невозможно без доверия к источнику информации и к методам его интерпретации. Оно невозможно также без веры в те ценности, на основе которых формируется историческое сознание.