31. Социально-историческая реальность в социально-гуманитарном познании.
История- всякий процесс, в природе и обществе. История-наука и идеология как форма истор. сознания. Наука-попытка понять причинно-следственные связи и выявить тенденции, понять смысл. Идеология-система взглядов, отражающее чьи-то и защищающие интересы.
Уровни истор.знания: 1) знание на уровне факта , есть здесь идеология ,наука. 2) Знание на уровне теории. 3) Философия истории -высший уровень истор.знания Совр.философия истории- относит.самостоятельная область философского знания, которая посвящена осмыслению качественного своеобразия развития общества в его отличии от природы. Это раздел философии, который призван ответить на наиболее общие вопросы исторического процесса: это направленность и смысл истории, критерии периодизации истории, роль личности в истории, движущие силы истории, альтернативность историч. процесса, закономерность истории и случайность, историческое время, соотношение прошлого настоящего и будущего.
Ввиду того, что история исследует особый, сложный (исторический), развивающийся объект, это объект не может быть воспроизведен на опыте. Например, невозможно в опыте воспроизвести историю становления Вселенной, происхождение жизни, возникновение человека. Поэтому история использует особый исторический и логический методы. В основе исторического метода лежит изучение реальной истории в ее конкретном многообразии, выявление исторических фактов и на этой основе такое мыслительное воссоздание исторического процесса, при котором раскрывается логика, закономерность его развития. Логический же метод не требует непосредственного рассмотрения хода реальной истории, а раскрывает ее объективную логику путем изучения исторического процесса на высших стадиях его развития.
Ошибочно отождествлять исторический метод с эмпирическим описанием, а статус теор-го приписывать только логическому методу. При любом способе анализа исторически развивающегося объекта предполагается эмпирическая база: факты реальной истории и факты, фиксирующие особенности структуры и функционирования изучаемого процесса на высших стадиях развития.
Часто эти методы рассматривают как один метод единства исторического и логического (или метод логической реконструкции развивающихся объектов). Для метода характерен следующий путь исследования объекта. 1) Что такое этот объект (выделение существенных признаков, т.е. детерминация объекта); 2) Исследование высшей стадии развития объекта; 3) Нахождение истоков объекта; 4) Реконструкция развития объекта.
Конечная цель исторического исследования – прогнозирование развития и изменения объекта.
Работа с несуществующим в реальной действительности объектом приводит историю к созданию особого типа реальности – социально- исторической реальности.
Социально-историческая реальность не может рассматриваться в категориях только субъективности или только объективности. Структура исторической реальности определяется тремя основными элементами: 1) информация о прошлом Чтобы оказаться исторически реальным, событие действительной жизни должно быть зафиксировано в памяти человечества в виде информации об этом событии 2) историческое сознание Информация о прошлом, попавшая в поле зрения исторического сознания и получившая в нем определенную оценку и интерпретацию становится историческим знанием 3) историческая вера как вера в то, что историческое знание, которым мы располагаем, соответствует действительному ходу событий в прошлом. Историческая вера это вера в реальность самой исторической реальности. Историческое познание невозможно без доверия к источнику информации и к методам его интерпретации. Оно невозможно также без веры в те ценности, на основе которых формируется историческое сознание.
- 1. Философия науки; ее предмет и основные проблемы. Взаимосвязь истории и философии науки
- 2.Основные стороны бытия науки. Характерные черты научного знания.
- 3.Наука и духовная культура. Функции науки в жизни общества
- 4. Проблема возникновения науки и периодизация ее истории. Преднаука и наука
- 1.Подходы:
- 5. Генезис и становление теоретического знания в античной культуре
- 6.Формирование предпосылок научного мышления в средневековых университетах.
- 7.Научная революция 16-17 вв.: формирование основ математического естествознания
- 8 Рационализм и эмпиризм как основные философско-методологические программы в науке Нового времени
- 9.Классическая наука XVIII-XIX вв. Формирование науки как профессиональной деятельности. Дифференциация наук и возрастание их социальной роли.
- 10. Позитивистская традиция (классический позитивизм и эмпириокритицизм)
- 2. Эмпириокритицизм (второй позитивизм)
- 11. Логика развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности
- 12. Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания, классификация наук.
- 13. Эмпирический уровень научного познания. Основные методы исследования форм эмпирического знания.
- 14. Теоретический уровень научного познания. Основные методы исследования и формы теоретического знания.
- 15. Гипотеко-дедуктивная схема развития научного познания
- 18. Процедуры обоснования теоретических знаний
- 19. Научные революции как «точки бифрукации» в развитии знания. Нелинейность роста научного знания.
- 20. Наука как тип рациональности. Историческая смена типов научной рациональности.
- 21. Научные сообщества и их исторические типы. Наука, экономика, власть.
- 22. Главные характеристики современного этапа развития науки.
- 24. Проблема истины в социальном и гуманитарном познании
- 23. Этические проблемы современной науки. Кризис идеала ценностно-нейтрального научного исследования
- 25. Объяснение и понимание в социальном и гуманитарном познании
- 26.Роль языка в развитии социального и гуманитарного знания
- 27. Профессиональный долг и свобода научного сообщества
- 28. Прогностические возможности социального и гуманитарного знания
- 29. Категории пространства и времени в социально-гуманитарном познании
- 30. Специфика познавательных приемов в социогуманитарных науках
- 31. Социально-историческая реальность в социально-гуманитарном познании.
- 32.Соотношение религиозного и научного социально-гуманитарного знания
- 2. Исторические примеры взаимодействия религиозного и научного знания
- 33.Наука как социальный институт. Ее организация и функции в постиндустриальном обществе
- 34. Понятие личности в социальных и гуманитарных науках.
- 35. Культура, наука и техника: грани сопряжения и отталкивания
- 36. Специфика субъектно-объектных отношений и особенности методологии в социально-гуманитарном познании.
- 37.Социальные утопии и опасность их реализации в современном мире
- 38.Инновации и их роль в современном мире
- 39. Специфика социально-гуманитарного познания.
- 40. Толерантность и ее роль в решении социальных проблем
- 41. Положение человека в мире в эпоху глобализации
- 42. Природа ценностей и их роль в социально – гуманитарном познании (ценности, нормы, идеалы)
- 43. Натуралистический и культурно-исторический подходы в социальных и гуманитарных науках
- 44. Понятие факта в социально-гуманитарном познании
- 45. Традиционное и техногенное общество
- 46. Проблема объективности познания в социальных и гуманитарных науках.