logo search
Философия 1 курс ФБФО СПБГАСУ

32. Философия о сущности человека. Человек и общество.

Человек является объектом изучения различных наук. Как биологическое существо он исследуется в медицине, генетике, анатомии, физиологии, как социальное - в социологии, социальной психологии, как духовное существо - в гуманитарных науках. Важнейшую роль в ориентации этих исследований играет философия, которая изучает в целом проблему человека и его отношения к миру. Философию интересует наиболее устойчивое, фундаментальное в отношениях человека с миром. Представление о человеке в философии складывалось на протяжении всей её истории. Так, в греческой философии человек космоцентричен, а в средневековой его образ теоцентричен. В философии нового времени образ человека смещает бога на периферию, выдвигаясь сам в центр. На место человека, верящего не в себя, а в бога в средневековой философии, приходит его понимание как мыслящей вещи. Затем на место антропоцентричной концепции человека пришла деятельностная парадигма, основы которой были заложены в классической немецкой философии и затем получили своё дальнейшее развитие в марксистской философии. В основе построения тех или иных учений о человеке всегда лежит то или иное понимание природы человека. При этом природу человека усматривали в различных факторах, что и определило суть этих учений. К числу основных концепций природы человека относятся натуралистические, психологические, социологические и персоналистические учения.

Общество — это и колыбель и распятие человека. Со стороны общества спектр позитивных ценностей в его отношении к человеку включает в себя невероятное множество элементов: от заботы общества о благополучном рождении ребенка до организации достойных похорон своих граждан. Со стороны личности общество встречает не меньшую заботу, выражающуюся и в защите его социальных норм, и в честном служении общему делу, и в самопожертвовании во имя общественного благополучия. Проблема субстанциальных отношений между личностью и обществом — возможно, самая близкая и самая трудная, самая «кровная» и самая мучительная для человека проблема. Человек погружен в социум не только внешним, но и внутренним — интеллектуальным, психическим и эмоциональным образом. Он порождается обществом как политическое (коллективистское), культурное, нравственное и экономическое (трудовое и кооперативное) существо. Общество «вкладывает» в природу человека, получаемую им непосредственно от отца и матери, свои ценности, идеи, нормы и идеалы, короче культуру, составляющую основное содержание внутреннего мира личности. Благодаря ему и находимой в нем другой личности человек оказывается в состоянии совершить акт самосознания и стать собственно личностью. Вместе с тем, общество со всеми своими структурами и институтами — самый ближайший и самый опасный враг собственно человека, его внутреннего мира, как, впрочем, и тела, хотя на последнее в большей степени покушается природа, ибо оно как нечто природное и есть ее «плоть от плоти», которую оно всегда тяготеет вернуть себе, а не только творить.

И тем не менее, не природа, а общество особенно эффективно порождает и убивает личность. Войны, социально обусловленные болезни, экономическая и политическая несправедливость, суды, тюрьмы, армии, государство, церкви, транснациональные корпорации, СМИ и т.д. — все они жаждут заполучить нас, говоря по-простонародному, с потрохами, т.е., не спросясь, они желают заполучить все пространство внутреннего мира человека и, более того, наше Я, нашу свободу, желания, потребности, симпатии, любовь, надежду, мечты...