3. Стихийная диалектика Гераклит.
Диалектика исходит из того, что в познании мира, во-первых, вещи надо рассматривать во взаимосвязи их друг с другом, не брать изолированно; и, во-вторых, вещи надо рассматривать в их изменении и развитии. В соответствии с диалектической методологией сущность вещи может быть полностью понята только тогда, когда известна история становления этой вещи, отражено развитие этой вещи. Метафизика ближе обыденному, повседневному, нефилософскому сознанию. Мыслить метафизически проще. Диалектический же метод требует глубокой философской, теоретической культуры, постижения историко-философского опыта.
Диалектика - такое понимание мира и такой способ мышления, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессах изменения, развития
Стихийная диалектика греков (как и диалектика вообще) выражается во взглядах согласно которым мир изменчив (Гераклит, например, говорил: «Нельзя два раза войти в одну и ту же реку»), и все явления взаимосвязаны
Гераклит (544-483 гг. до н.э.)- автор знаменитого тезиса: «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды»
считал: первоначало-огонь; ввел закон единства и борьбы противоположностей; мир пост. изменяется; все в мире относительно(для одного-хорошо, для другого-плохо); всеобъемлющий бог-Логос(мировой разум); борьба-движущая сила всех процессов.
Гераклит был первым в истории сознательным диалектиком. Он утверждал также, что всеобщая гармония выражается в виде лука и лиры. Лира — диалектика сохранения и собственно гармонии. Лук — диалектика изменения, борьбы, разрушения и созидания.
законы диалектики:
1) закон единства и борьбы противоположностей - закон единства и борьбы противоположностей раскрывается через категории: противоположность, противоречие (импульс, толчок к изменению и развитию предмета), тождество, различие. Сущность закона: любой предмет обладает: противоположностями, которые в процессе взаимодействия приводят к противоречию. Противоречие дает толчок к изменению и развитию предмета.
2) закон перехода количественных изменений в качественные и обратно(любой предмет и явление обладают как количеством, так и качеством). Сущность закона: проявляется в том, что количественные изменения по достижению определенного момента приводят к качественным, а качественные изменения приводят к определенным количественным изменениям. Данный закон показывает механизм развития предмета.
3) закон отрицания отрицания - каждое явление, предмет, изменяясь, имеет определенный исходный пункт и результат. При этом результат данного процесса составляет исходный пункт дальнейшего процесса, который также имеет определенный результат. Так происходит в обществе, природе и мышлении. Одни явления отмирают, уходят в прошлое, другие становятся на их место.
Отрицание – такая связь старого и нового в процессе развития, когда новое возникает на базе старого под влиянием свойственных ему внутренних противоречий, преодолевает его и при этом сохраняет в той или иной степени, некоторые положительные черты, присущие старому.
Сущность закона: закон отрицания отрицания показывает связь старого и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит противоречивый характер, показывает направленность развития предмета (явления).
- 1. Философия как мировоззрение. Предмет философии, специфика философских проблем, структура и функции философии, ее отношение к религии и науке.
- 2. Предпосылки возникновения философии в древней Греции. Ранние греческие философы о первоначале бытия (Милетская школа, Пифагор)
- 3. Стихийная диалектика Гераклит.
- 4. Элейская школа о бытии, множественности и движении (Парменид и Зенон).
- 5. Атомизм Демокрита, проблема причинности, необходимости и случайности.
- 6. Софисты и Сократ: поворот к проблеме человека, метод Сократа
- 7. Идеализм Платона: идеи и вещи, процесс познания.
- 8. Идеальное государство Платона.
- 9. Аристотель о первых началах и причинах бытия. Его учение о познании.
- 10. Скептицизм, стоицизм и эпикурейство об идеале счастливой жизни и путях его достижения.
- 11. Средневековая философия и ее основные проблемы: Бог и мир, разум и вера. Фома Аквинский.
- 12. Гуманистическая концепция человека в философии Возрождения. Пантеизм Николая Кузанского.
- 13.Проблема метода в философии Нового времени. Эмпиризм ф. Бэкона. Рационализм Декарта.
- 14.Спиноза о субстанции, свободе и необходимости.
- 15. Линия сенсуализма в теории познания Нового времени (Локка, Беркли, Юм).
- 16. Философия французского Просвещения (деизм, особенности материализма).
- 17. Французские просветители о человеке, обществе, государстве
- 18. Кант о процессе познания и его границах (априоризм)
- 19. Этика категорического императива Канта.
- 20. Философская система Гегеля и ее диалектика
- 21. Философское учение Маркса: материализм и диалектика в понимании природы и общества.
- 22. Иррационализм Шопенгауэра.
- 23. Философия Ницше.
- 24. Экзистенциализм в философии 19 – 20 веков и проблема человека.
- 25. Позитивизм и неопозитивизм в современной философии. Философия науки.
- 26. Философское понимание сущности бытия и его основных характеристик.
- 27. Философия о сущности сознания.
- 28. Процесс познания и проблема истины.
- 29.Научное познание: структура, формы, методы.
- 30.Проблема закономерности в историческом процессе.
- 31. Природа и общество. Этапы их взаимодействия.
- 32. Философия о сущности человека. Человек и общество.
- 33. Наука в современном обществе. Наука, техника, технология и общественный прогресс.
- 34. Глобальные проблемы современной цивилизации и пути их решения.