logo
Философия 1 курс ФБФО СПБГАСУ

13.Проблема метода в философии Нового времени. Эмпиризм ф. Бэкона. Рационализм Декарта.

Для философии Нового времени (с XVII века)характерна сильная материалистическая тенденция, вытекающая из опытного естествознания (куча открытий => разрыв в философии с религией: в борьбе против религиозных догматов и давления церкви возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования). Онтология – учение о бытии, ей в Новом времени уделяется особое внимание, особенно когда речь идет о движении, пространстве и времени.

Его основатель Бэкон: у материи свойства из комбинаций этих натур образуются все многообразные вещи природы. Его Учение о форме и движении. Форма – материальная сущность принадлежащего предмету свойства, род движения материальных частиц, из которых состоит тело. Для него нет пустоты, пространство – это протяженность материальных объектов. Время – объективная мера скорости мат. тел. Движение – прирожденное свойство материи.

Френсис Бэкон – эмпирик, знания должны получатся опытным путём, критиковал схоластику как бесплодные богословские споры, считал необходимым избавление от идолов рода (огранич. чел. ума и чувств), пещеры (суб. восприят. мира), рынка (неправ. употреб. слов), театра (вера авторитету). Индукция – от частного к общему. Отождествлял субстанцию с формой конкретных вещей. У материи есть множество свойств. Форма – род движения материальных частиц.

Декарт: дуалистическое понимание мира. Два независимых первоначала: нематериальную (мыслящую) субстанцию и материальную (протяженную) субстанцию. В основе идея естественного развития Солнечной системы: под действием движения материи. У материи собственная творческая сила, это основа движения. Движение – это механическое перемещение тел в пространстве, а пространство это протяженность тела, что означает что пространство – пустота, т.е. противоречие. Рене Декарт – рационалист, критиковал. схол., математик, выдвинул идею математизации всего научного знания, в познание отдавал предпочтение разуму, а не чувствам и опыту, так как последние зависят от органов чувств и суб. восприятия мира, выдвинул теорию о врождённых идеях. Дедукция – от общего к частному. Выделял «мыслящею» и «материальную» субстанцию.