9. Аристотель о первых началах и причинах бытия. Его учение о познании.
АРИСТОТЕЛЬ (384-322 гг. до н.э.) - древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. Считает путем к истинному знанию логический метод.
ПРИЧИНЫ БЫТИЯ: По Аристотелю, бытие -это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания. Аристотель дает свою трактовку данной проблемы:
• не существует "чистых идей", не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира;
•существуют только единичные и конкретно определенные веши;
•данные веши называются индивидуумы (в переводе - "неделимые"), то есть существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не "идея лошади", воплощением которой данная лошадь является, конкретный стул, находящийся в конкретном месте и имеющий свои признаки, а не "идея стула", конкретный дом, имеющий точно определенные параметры, а не "идея дома", и т. д.;
•индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов (кони вообще, дома вообще и т. д.) -вторичной.
По Аристотелю, материя - это потенция, ограниченная формой (например, медный шар — это медь, ограниченная шарообразностью, и т. д.).
Касаясь данной проблемы, философ также приходит к выводам о том, что: •все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой;•изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета;•реальность — это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи;•потенция (материал) есть пассивное начало, форма — активное; •высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.
УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ: В своей гносеологии Аристотель восстанавливает в правах эмпирическое познание. Если нет чувственного восприятия, то отсутствует и какое-нибудь знание, которое невозможно приобрести. Всякое познание начинается с чувственного восприятия, на основе чувственного восприятия возникает опыт, как некоторый ряд воспоминаний об одном и том же предмете, что и дает основание говорить, что чувственное восприятие – это знание индивидуального. Но это только первая ступень познания.
Следующая ступень познания, это ступень искусства (технэ). На этой ступени познания возникает знание общего и причин, но, однако, не первопричин и сущего. Такое знание появляется лишь на следующей ступени.
Следующая ступень познания – это ступень наук и философии, высшей из всех наук, которая собственно и занимается исследованием первопричин и сущего.
Знание общего не появляется из знания единичного, но может быть выявлено на основе такого знания. Знание общего уже присутствует в душе как возможность, которая может быть актуализирована, как посредством чувственных восприятий, так и активностью самого разума.
Историческое значение философии Аристотеля в том, что он: •внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о "чистых идеях"; •дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека; •выделил 10 философских категорий; •дал определение бытия через категории; •определил сущность материи; •выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа - политии; •внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода — от частного к общему, обосновал систему силлогизмов — вывода из двух и более посылок заключения).
ИГ АРИСТОТЕЛЯ: Аристотель выделяет шесть типов государства:
• монархия;
• тирания;
• аристократия;
• крайняя олигархия;
• охлократия (власть толпы, крайняя демократия);
• полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).
Подобно Платону Аристотель разделяет "дурные" формы государства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и "хорошие" (монархия, аристократия и полития).
Наилучшей формой государства, по Аристотелю, являетсяполития — совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство "среднего класса" (идеал Аристотеля).
- 1. Философия как мировоззрение. Предмет философии, специфика философских проблем, структура и функции философии, ее отношение к религии и науке.
- 2. Предпосылки возникновения философии в древней Греции. Ранние греческие философы о первоначале бытия (Милетская школа, Пифагор)
- 3. Стихийная диалектика Гераклит.
- 4. Элейская школа о бытии, множественности и движении (Парменид и Зенон).
- 5. Атомизм Демокрита, проблема причинности, необходимости и случайности.
- 6. Софисты и Сократ: поворот к проблеме человека, метод Сократа
- 7. Идеализм Платона: идеи и вещи, процесс познания.
- 8. Идеальное государство Платона.
- 9. Аристотель о первых началах и причинах бытия. Его учение о познании.
- 10. Скептицизм, стоицизм и эпикурейство об идеале счастливой жизни и путях его достижения.
- 11. Средневековая философия и ее основные проблемы: Бог и мир, разум и вера. Фома Аквинский.
- 12. Гуманистическая концепция человека в философии Возрождения. Пантеизм Николая Кузанского.
- 13.Проблема метода в философии Нового времени. Эмпиризм ф. Бэкона. Рационализм Декарта.
- 14.Спиноза о субстанции, свободе и необходимости.
- 15. Линия сенсуализма в теории познания Нового времени (Локка, Беркли, Юм).
- 16. Философия французского Просвещения (деизм, особенности материализма).
- 17. Французские просветители о человеке, обществе, государстве
- 18. Кант о процессе познания и его границах (априоризм)
- 19. Этика категорического императива Канта.
- 20. Философская система Гегеля и ее диалектика
- 21. Философское учение Маркса: материализм и диалектика в понимании природы и общества.
- 22. Иррационализм Шопенгауэра.
- 23. Философия Ницше.
- 24. Экзистенциализм в философии 19 – 20 веков и проблема человека.
- 25. Позитивизм и неопозитивизм в современной философии. Философия науки.
- 26. Философское понимание сущности бытия и его основных характеристик.
- 27. Философия о сущности сознания.
- 28. Процесс познания и проблема истины.
- 29.Научное познание: структура, формы, методы.
- 30.Проблема закономерности в историческом процессе.
- 31. Природа и общество. Этапы их взаимодействия.
- 32. Философия о сущности человека. Человек и общество.
- 33. Наука в современном обществе. Наука, техника, технология и общественный прогресс.
- 34. Глобальные проблемы современной цивилизации и пути их решения.