1. Философия как мировоззрение. Предмет философии, специфика философских проблем, структура и функции философии, ее отношение к религии и науке.
философия, наука о: 1) наиболее общих аспектов бытия; 2) наиболее общих законах развития природы, общества, человека.
философия- форма мировоззрения, которая основана на знании, имеет логическую систему и опирается на четкие понятия и категории. мировоззрение - система взглядов на мир, человека, место человека в мире (основной вопрос философии);
предмет философии: предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: -онтология (учение о бытии); -гносеология (учение о познании); -человек; -общество.
основная специфика(отличие) философии: в ее двойственности, т.е имеет много общего с наукой, но в тоже время не является наукой.
структура философии: онтологии (учение о бытии), гносеологии (учение о познании) и аксиологии (всеобщая теория ценностей).
функции философии: основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. принято выделять следующие функции философии (1-4 главные!!!):
• мировоззренческую - способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем и взаимодействия с окружающим миром;
• методологическую - выработка основных методов познания окружающей действительности;
• мыслительно-теоретическую: предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира;
• гносеологическую - имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания);
• прогностическую - заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
• критическую - расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания (подвергать сомнению окружающий мир, поиск нового, противоречия)
• аксиологическую - заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др.
• социальную - объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества;
• воспитательно-гуманитарную - гуманистические ценности и идеалы, укрепление морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни;
философия и религия: объединяет – вера в сверхъестественное. различие - религия опирается на веру и авторитет, а философия готова все подвергнуть сомнению и стремится к рациональному обоснованию.
философия и наука: философия направлена на общее, а наука - на частное; наука снабжает нас все более могучими средствами существования, которые могут быть использованы и во благо, и во зло, а философия не несет вреда; установление подлинных целей человеческой жизни не относится к области науки
- 1. Философия как мировоззрение. Предмет философии, специфика философских проблем, структура и функции философии, ее отношение к религии и науке.
- 2. Предпосылки возникновения философии в древней Греции. Ранние греческие философы о первоначале бытия (Милетская школа, Пифагор)
- 3. Стихийная диалектика Гераклит.
- 4. Элейская школа о бытии, множественности и движении (Парменид и Зенон).
- 5. Атомизм Демокрита, проблема причинности, необходимости и случайности.
- 6. Софисты и Сократ: поворот к проблеме человека, метод Сократа
- 7. Идеализм Платона: идеи и вещи, процесс познания.
- 8. Идеальное государство Платона.
- 9. Аристотель о первых началах и причинах бытия. Его учение о познании.
- 10. Скептицизм, стоицизм и эпикурейство об идеале счастливой жизни и путях его достижения.
- 11. Средневековая философия и ее основные проблемы: Бог и мир, разум и вера. Фома Аквинский.
- 12. Гуманистическая концепция человека в философии Возрождения. Пантеизм Николая Кузанского.
- 13.Проблема метода в философии Нового времени. Эмпиризм ф. Бэкона. Рационализм Декарта.
- 14.Спиноза о субстанции, свободе и необходимости.
- 15. Линия сенсуализма в теории познания Нового времени (Локка, Беркли, Юм).
- 16. Философия французского Просвещения (деизм, особенности материализма).
- 17. Французские просветители о человеке, обществе, государстве
- 18. Кант о процессе познания и его границах (априоризм)
- 19. Этика категорического императива Канта.
- 20. Философская система Гегеля и ее диалектика
- 21. Философское учение Маркса: материализм и диалектика в понимании природы и общества.
- 22. Иррационализм Шопенгауэра.
- 23. Философия Ницше.
- 24. Экзистенциализм в философии 19 – 20 веков и проблема человека.
- 25. Позитивизм и неопозитивизм в современной философии. Философия науки.
- 26. Философское понимание сущности бытия и его основных характеристик.
- 27. Философия о сущности сознания.
- 28. Процесс познания и проблема истины.
- 29.Научное познание: структура, формы, методы.
- 30.Проблема закономерности в историческом процессе.
- 31. Природа и общество. Этапы их взаимодействия.
- 32. Философия о сущности человека. Человек и общество.
- 33. Наука в современном обществе. Наука, техника, технология и общественный прогресс.
- 34. Глобальные проблемы современной цивилизации и пути их решения.