logo
Философия 1 курс ФБФО СПБГАСУ

15. Линия сенсуализма в теории познания Нового времени (Локка, Беркли, Юм).

Сенсуализм – учение, которое абсолютизирует чувства (Локк)

Классическая формула С. «нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах»

восходит к антич.философии. Уже досократики, обращаясь к чувственному восприятию, пытались с психологической ифизической т.зр. описать наблюдаемые процессы как механическоевзаимодействиеорганов чувств ивнешних объектов, что особенно характерно для Эмпедокла и атомистов.

Джон Локк (1632-1704)

Цель философии-помощь человеку добиваться успеха в своей деят.

мир материалистичен. основа познания-опыт

идеал человека-джентельмен, повышающий свой ур-нь образования и добивается успехов.

Видными представителями С. являлись такие англ. философы 17—18 вв.: Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли и Д.Юм. 

В новой философии распространению сенсуализма способствовал Локк; хотя он был эмпириком и считал себя отчасти учеником Декарта, тем не менее несомненно, что его «Опыт о человеческом разумении» способствовал сенсуализму. Из двух источников познания — ощущений и рефлексии — Локк гораздо подробнее рассмотрел первый. Его учение о рефлексии страдает той же неопределённостью, которая заметна и в его рассуждениях о субстанции, так что из Локка весьма нетрудно было вывести последовательное сенсуалистическое учение. В введении к своим «Новым опытам о человеческом разумении» Лейбниц сводит разногласие между сенсуализмом и рационализмом к нескольким основным пунктам и Локку, хотя и с оговорками, приписывает учение сенсуалистов, что душа есть tabula rasa (чистый лист), что все знание происходит из внешнего опыта, не исключая и истин математических, и т. д. Последовательный сенсуализм мы находим в сочинениях Кондильяка, а именно в его «Essai sur l’origine des connaissances humaines», «Traité des sensations» и «Traité des systèmes». Несмотря на несовершенство его психологического метода, на полное отсутствие экспериментального характера в его исследованиях, построенных на умозрительных, априорных предположениях, работы Кондильяка сохраняют значение в истории психологии. Книга Гельвеция «De l’esprit» не прибавляет ничего принципиально нового к «Трактату об ощущениях», хотя у Гельвеция больший наклон к материализму, чем у Кондильяка. Катт написал дополнение к Кондильяку в книге «Traité des sensations et des passions en général». Боппэ подражал Кондильяку и в том отношении, что исходной его точкой служит воображаемая статуя, одаренная жизнью. Вся школа так называемых французских идеологов находится в большей или меньшей зависимости от Кондильяка, с которым некоторые из её представителей полемизируют, другие — соглашаются.