32. Философия о сущности человека. Человек и общество.
Человек является объектом изучения различных наук. Как биологическое существо он исследуется в медицине, генетике, анатомии, физиологии, как социальное - в социологии, социальной психологии, как духовное существо - в гуманитарных науках. Важнейшую роль в ориентации этих исследований играет философия, которая изучает в целом проблему человека и его отношения к миру. Философию интересует наиболее устойчивое, фундаментальное в отношениях человека с миром. Представление о человеке в философии складывалось на протяжении всей её истории. Так, в греческой философии человек космоцентричен, а в средневековой его образ теоцентричен. В философии нового времени образ человека смещает бога на периферию, выдвигаясь сам в центр. На место человека, верящего не в себя, а в бога в средневековой философии, приходит его понимание как мыслящей вещи. Затем на место антропоцентричной концепции человека пришла деятельностная парадигма, основы которой были заложены в классической немецкой философии и затем получили своё дальнейшее развитие в марксистской философии. В основе построения тех или иных учений о человеке всегда лежит то или иное понимание природы человека. При этом природу человека усматривали в различных факторах, что и определило суть этих учений. К числу основных концепций природы человека относятся натуралистические, психологические, социологические и персоналистические учения.
Общество — это и колыбель и распятие человека. Со стороны общества спектр позитивных ценностей в его отношении к человеку включает в себя невероятное множество элементов: от заботы общества о благополучном рождении ребенка до организации достойных похорон своих граждан. Со стороны личности общество встречает не меньшую заботу, выражающуюся и в защите его социальных норм, и в честном служении общему делу, и в самопожертвовании во имя общественного благополучия. Проблема субстанциальных отношений между личностью и обществом — возможно, самая близкая и самая трудная, самая «кровная» и самая мучительная для человека проблема. Человек погружен в социум не только внешним, но и внутренним — интеллектуальным, психическим и эмоциональным образом. Он порождается обществом как политическое (коллективистское), культурное, нравственное и экономическое (трудовое и кооперативное) существо. Общество «вкладывает» в природу человека, получаемую им непосредственно от отца и матери, свои ценности, идеи, нормы и идеалы, короче культуру, составляющую основное содержание внутреннего мира личности. Благодаря ему и находимой в нем другой личности человек оказывается в состоянии совершить акт самосознания и стать собственно личностью. Вместе с тем, общество со всеми своими структурами и институтами — самый ближайший и самый опасный враг собственно человека, его внутреннего мира, как, впрочем, и тела, хотя на последнее в большей степени покушается природа, ибо оно как нечто природное и есть ее «плоть от плоти», которую оно всегда тяготеет вернуть себе, а не только творить.
И тем не менее, не природа, а общество особенно эффективно порождает и убивает личность. Войны, социально обусловленные болезни, экономическая и политическая несправедливость, суды, тюрьмы, армии, государство, церкви, транснациональные корпорации, СМИ и т.д. — все они жаждут заполучить нас, говоря по-простонародному, с потрохами, т.е., не спросясь, они желают заполучить все пространство внутреннего мира человека и, более того, наше Я, нашу свободу, желания, потребности, симпатии, любовь, надежду, мечты...
- 1. Философия как мировоззрение. Предмет философии, специфика философских проблем, структура и функции философии, ее отношение к религии и науке.
- 2. Предпосылки возникновения философии в древней Греции. Ранние греческие философы о первоначале бытия (Милетская школа, Пифагор)
- 3. Стихийная диалектика Гераклит.
- 4. Элейская школа о бытии, множественности и движении (Парменид и Зенон).
- 5. Атомизм Демокрита, проблема причинности, необходимости и случайности.
- 6. Софисты и Сократ: поворот к проблеме человека, метод Сократа
- 7. Идеализм Платона: идеи и вещи, процесс познания.
- 8. Идеальное государство Платона.
- 9. Аристотель о первых началах и причинах бытия. Его учение о познании.
- 10. Скептицизм, стоицизм и эпикурейство об идеале счастливой жизни и путях его достижения.
- 11. Средневековая философия и ее основные проблемы: Бог и мир, разум и вера. Фома Аквинский.
- 12. Гуманистическая концепция человека в философии Возрождения. Пантеизм Николая Кузанского.
- 13.Проблема метода в философии Нового времени. Эмпиризм ф. Бэкона. Рационализм Декарта.
- 14.Спиноза о субстанции, свободе и необходимости.
- 15. Линия сенсуализма в теории познания Нового времени (Локка, Беркли, Юм).
- 16. Философия французского Просвещения (деизм, особенности материализма).
- 17. Французские просветители о человеке, обществе, государстве
- 18. Кант о процессе познания и его границах (априоризм)
- 19. Этика категорического императива Канта.
- 20. Философская система Гегеля и ее диалектика
- 21. Философское учение Маркса: материализм и диалектика в понимании природы и общества.
- 22. Иррационализм Шопенгауэра.
- 23. Философия Ницше.
- 24. Экзистенциализм в философии 19 – 20 веков и проблема человека.
- 25. Позитивизм и неопозитивизм в современной философии. Философия науки.
- 26. Философское понимание сущности бытия и его основных характеристик.
- 27. Философия о сущности сознания.
- 28. Процесс познания и проблема истины.
- 29.Научное познание: структура, формы, методы.
- 30.Проблема закономерности в историческом процессе.
- 31. Природа и общество. Этапы их взаимодействия.
- 32. Философия о сущности человека. Человек и общество.
- 33. Наука в современном обществе. Наука, техника, технология и общественный прогресс.
- 34. Глобальные проблемы современной цивилизации и пути их решения.