logo
Философия 1 курс ФБФО СПБГАСУ

6. Софисты и Сократ: поворот к проблеме человека, метод Сократа

Классический (сократический) период — время расцвета древнегреческой философии (совпавшее с расцветом древнегреческого полиса).

К данному этапу относятся: •философско-просветительская деятельность софистов; •философия Сократа; •зарождение "сократических" школ;

Софисты - философская школа в Древней Греции, существовавшая в V — первой половине IV вв. до н. э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого "софисты" — мудрецы, учителя мудрости).

Для софистов характерно: •критическое отношение к окружающей действительности; •стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли; •неприятие основ старой, традиционной цивилизации; •отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании; •стремление доказать условность государства и права, их несовершенство; •восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики; •субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.

Свою правоту представители данной философской школы доказывали с помощью софизмов — логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях. Примером данного умозаключения является «рогатый» софизм:

«То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога; значит, ты их имеешь».

Данный результат достигается не в результате парадоксальности, логической трудности софизма, а в результате некорректного использования логических смысловых операций. В указанном софизме первая посылка ложна, но выдается за правильную, отсюда результат.

к главным заслугам относят то, что они:

• критически взглянули на окружающую действительность;

• распространили большое количество философских и иных знаний среди граждан греческих полисов (за что впоследствии именовались древнегреческими просветителями).

• вели практическую философско-просветительскую деятельность (софисты и Сократ).

СОКРАТ (469-399 гг. до н.э.): -способствовал распространению знаний, просвящ. гр-н; -открыл метод майевтики: подвести собеседника наводящ.вопросами к выводу;

объяснение сущности и природы космоса философами сократического (классического) периода (сделали это глубже "досократиков"):

• меньше уделяли внимания поиску первоначала;

• допускали участие богов и идей в создании природы и Космоса;

• выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего

• положили начало спору между материализмом и идеализмом;

• проявили интерес к проблеме человека, общества, государства;

• от декларативно-догматического метода философствования перешли к диалогическо-доказательственному;

• внесли вклад в развитие логики;

В философии софистов и Сократа человек становится единственным бытием (имея в виду предшествующую философию, искавшую бытие вне человека) софист Горгий доказывает, что, если бы оно существовало, мы не могли бы иметь о нем никакого знания, а если бы имели таковое, то не могли бы его выразить. Иначе говоря, человек только в себе самом может найти истину. Эта идея очень четко была сформулирована другим известным софистом Протагором: «Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют». Таким образом, следует констатировать, что со времен софистов и Сократа проблема человека, человеческой личности становится одной из важнейших проблем философии.