logo
Философия 1 курс ФБФО СПБГАСУ

7. Идеализм Платона: идеи и вещи, процесс познания.

Платон (427-347 гг. до н.э.) – реально сущ.лишь чистые идеи (мир идей), а окруж.мир (мир теней)-отображение чистых идей(есть мир идей и мир вещей).

Является основателем идеализма.

СЧИТАЛ: -мат.вещи изменчивы и непост. (со временем прекращают свое сущ-е); -мир не пост., изменчив => не существует; -существ. лишь чистые идеи; чист.идеи есть истина, реальность, вечность, постоянство; -любой мат.предмет явл.воплощением чист.идеи; -весь мат.мир явл.отображением чист. идей

ИДЕАЛИЗМ: Идея - это первопричина всего сущего. Идеи вечны, неподвижны и неизменны. Признав идею первопричиной всего сущего, Платон тем самым определил и основную задачу философии, и предмет науки как познание мира идей, которое возможно лишь посредством диалектического процесса мышления как процесса образования и разделения понятий, и выявление их совместимости (или несовместимости) с предметным миром. Таким образом, Платон признает два метода познания: чувственный (неподлинный) и понятийно-мысленный (подлинный).

ТЕОРИЯ ИДЕАЛЬНОГО ГОС-ВА: (особую роль Платон уделил проблеме гос-ва).

монархия — справедливая власть одного человека;

• тирания — несправедливая власть одного человека;

аристократия — справедливая власть меньшинства;

• олигархия — несправедливая власть меньшинства;

• демократия — справедливая власть большинства;

• тимократия — несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.

ИДЕИ И ВЕЩИ: Платон вводит в мир идей. Всё разумное в человеке - душа. Её отличительный признак — мышление. До того, как попасть в тело, душа находилась в мире идей, где есть только идеи об объектах. При переходе в тело душа всё забывает, а потом начинает вспоминать, по мере встречи объектов на своём пути. Континентальная философия. Тогда наличие самих вещей, их первичность уже сомнительно. Формируется идеализм. Обратное ему течение — материализм. Первичны вещи, состоящие из материи, а идеи возникают после. Континентальная философия - всё базируется на интуиции и понимании, аналогии, терминах. В конце концов получаем постмодернизм.

ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ: касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира: •поскольку материальный мир является всего лишь отображением "мира идей", то предметом познания должны стать прежде всего "чистые идеи"; •"чистые идеи" невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение — "докса"); •"чистые идеи" можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности (идеалистическому познанию); •высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные — образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать "чистые идеи".

Историческое значение философии Платона в том, что: • впервые философом оставлено целое собрание фундаментальных произведений; •положено начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая "линия Платона" — противоположность материалистической "линии Демокрита"); •впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества — государство, законы и т. д.; •были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие — становление, вечное — временное, покоящееся — движущееся, неделимое — делимое и др.); •была создана философская школа (Академия), просуществовавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последователи Платона (Аристотель и др.).