10.1.Факты - необходимое условие научного исследования
Эмпирическое и теоретическое в исследовательской деятельности специалиста по физической подготовке войск состоит из структурных элементов, характеризующих последовательность познавательных действий и основные формы, в которых существует и развивается научное знание. Это факты действительности, возникающие из потребности их объяснения, научные проблемы, предварительное решение проблем в форме гипотез, последующее подтверждение, доказательство или опровержение гипотез и в заключение теория, содержащая закон,— таковы основные структурные элементы и соответственно основные гносеологические формы существования и развития научного знания и исследовательской деятельности специалистов различного профиля, в том числе и в сфере физической культуры и спорта.
Следует иметь в виду, что только в упрощенной логической схеме и лишь, в конечном счете, факт выступает исходным, а теория — завершающим элементом процесса исследования. Познание — общественно-исторический процесс, детерминированный практикой и достигнутым уровнем знаний в целом. Военный исследователь обращается к объекту не потому, что тот случайно попал в поле его зрения и начинает его изучение не с нуля. Он движим определенной целью, которая порождается потребностями военной практики, а формируется с помощью существующей на данный момент теории. Исследователь собирает факты, выдвигает и решает проблемы, опираясь не только на частную теорию объекта, но и на всю теоретическую базу, созданную развивающейся наукой от ее специальных областей до философского мировоззрения.
Практическое взаимодействие субъекта и объекта познания дает начало всей последовательности научного исследования. Практика регулирует весь этот процесс, воздействуя непосредственно и опосредованно на каждый элемент, познавательного цикла. В свою очередь обогащенная и проверенная на практике теория физического воспитания оказывается не только завершающим, но и начальным элементом каждого нового цикла. Ее достижения включаются в общую научную базу познания, участвуют в формировании и уточнении целей. Она воздействует на каждый элемент познавательного цикла и на развитие самой практики физической подготовки войск, повышая ее целесообразность и эффективность.
Процесс научного познания идет от явления к сущности, от исторического описания к логике его развития, от характеристики функций к структурному строению и т. п. Вместе с тем любое познание совершается и по логике познавательной деятельности. Всякое познание начинается с определения и отбора фактов, сбора и обработки информации, проходит этапы постановки проблемы, формулирования гипотезы, ее проверки, обоснования теории, объединения теорий в науку. Факт, проблема, гипотеза, теория, наука— таковы основные моменты научного познания.
Необходимым условием научного исследования является установление факта или фактов. Научный факт выступает в виде прямого наблюдения объекта, показания прибора, фотографии, протоколов опытов, таблиц, схем, записей, архивных документов, проверенных свидетельств очевидца и т.д.
Сила науки заключается в ее опоре на факты. Но сами по себе факты не составляют еще науки, так же как строительный материал еще не есть здание. Факты включаются в ткань науки лишь тогда, когда они подвергаются отбору, классификации, обобщению и объяснению. Задача научного познания заключается в том, чтобы вскрыть причину возникновения данного факта, выяснить существенное его значение и установить закономерную связь между фактами.
Факт — это имеющее место явление, событие, подтвержденное наблюдением, экспериментом или зафиксированное в науке.
Факт — это объективное явление или процесс, так или иначе включенный в систему научного знания. Факт становится явлением научного познания, будучи научно осознанным, зафиксированным, описанным.
Факт (от лат. factum — сделанное, свершившееся): а) синоним понятия «истина», реальное событие, результат — в противоположность вымышленному; б) особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание, т.е. полученное в ходе наблюдений и экспериментов.
Существуют факты действительности и факты науки. Факты действительности — это вещи, свойства, отношения, события, существующие или существовавшие на самом деле, независимо от их осознания. Это явления и события, на которые направлен познавательный процесс и которые включены в отношение «объект — субъект». Факты науки — это отражение фактов действительности, зафиксированное в языке науки в виде эмпирических суждений.
Факт становится научным, когда он включен в логическую структуру конкретной системы научного знания. Как отмечал Н. Бор, ни один опытный факт не может быть сформулирован помимо некоторой системы понятий. В современной методологии науки существуют две полярные точки зрения в понимании природы факта — фактуализм, который подчеркивает автономность и независимость фактов по отношению к различным теориям, и теоретизм, напротив, утверждающий, что факты полностью зависят от теории и при смене теорий происходит изменение всего фактуального базиса науки. Верное решение проблемы состоит в признании того, что научный факт, обладая теоретической нагрузкой, относительно независим от теории, поскольку в своей основе обусловлен материальной действительностью. В научном познании совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и создания теорий. Задачей научной теории является описание фактов, их объяснение, а также предсказание ранее неизвестных.
Факты играют большую роль в проверке, подтверждении и опровержении теорий: соответствие фактам — одно из существенных требований, предъявляемых к научным теориям. Расхождение теории с фактом рассматривается как существенный недостаток теоретической системы знания. Вместе с тем, если теория противоречит одному или нескольким отдельным фактам, нет оснований считать ее опровергнутой, так как подобное противоречие может быть устранено в ходе развития теории или усовершенствования экспериментальной техники.
Научными фактами в физической культуре могут быть физические качества людей, их способности, ставшие объектом исследования, действия и их результаты, показатели, способы и средства физического развития, функции физической культуры и т. п.
Научные факты — это определенные фиксированные результаты эмпирических исследований (научных наблюдений, измерений, экспериментов). Причем для фиксации этих результатов требуется использование языка науки.
Научные факты отличаются определенными характерными чертами. К ним относятся: новизна, достоверность, точность, воспроизводимость и некоторые другие. Познание — это, как правило, процесс открытия новых фактов.
Новизна научного факта говорит о принципиально новом, неизвестном до сих пор знании о каком-то предмете или явлении (это не обязательно научное открытие, но это новое знание о том, чего мы не знали). Например, археологические раскопки в районе Новгорода позволили установить интересный для исторической науки факт — существование в XII веке неизвестной до недавнего времени особой новгородской денежной единицы. Или другой пример, который уже можно отнести к разряду крупных научных открытий последнего времени. В 2005 году был окончательно установлен факт существования в Солнечной системе десятой планеты, которая находится от Солнца на расстоянии в два раза большем, чем Плутон. Ее диаметр составляет 3000 километров и состоит она из горных пород и льда. Открытие этого сенсационного факта потребовало выработки новой классификации планет Солнечной системы, что и было сделано на ассамблее Международного астрономического союза в августе 2006 года.
Достоверность научного факта — это объективная истинность знания, зафиксированного в этом факте. Отсюда вытекает важное условие: научный факт не должен зависеть от того, кем и когда он был получен. В истории науки есть немало примеров, когда одни и те же факты устанавливали разные исследователи, причем независимо друг от друга.
Точность научного факта определяется совокупностью наиболее существенных признаков предметов, явлений, событий, их количественных и качественных характеристик. Известны примеры высочайшей точности, достигаемой при определении количественных характеристик некоторых физических констант.
Оценка получаемых фактов — важная составляющая научного исследования. Чем глубже, конкретнее исследователь будет оценивать роль и значение тех или иных фактов, тем эффективнее будет протекать его познавательная деятельность. Заметим, что иногда для характеристики фактов используются всякого рода эпитеты, подчеркивающие роль того или иного факта в исследовании («яркий факт», «бесспорный факт», «основной факт» и т.п.).
Оценка принципиальных особенностей научных фактов также помогает выяснить их масштабность, то есть предполагаемое значение для теории и практики.
Научные факты, призванные служить основой для дальнейшего теоретического исследования, сами требуют для своего выявления и оценки определенной работы теоретического мышления. Как любил говорить академик И.П. Павлов, без идеи в голове никакого научного факта установить невозможно. Но чтобы такая идея в голове родилась, необходимо соответствующая теоретическая подготовка исследователя.
Полученные в науке факты требуют определенного теоретического истолкования. При этом особый интерес ученых вызывает чаще всего не те факты, которые соответствуют существующей теории (или гипотезе), а те, которые обнаруживают противоречие с ней. М. Планк так оценил значение фактов для науки: «Первый повод к пересмотру или изменению какой-нибудь физической теории почти всегда вызывается установлением одного или нескольких фактов, которые не укладываются в рамки прежней теории. Факт является той архимедовой точкой опоры, при помощи которой сдвигаются с места даже самые солидные теории. Поэтому для настоящего теоретика ничто не может быть интереснее, чем такой факт, который находится в прямом противоречии с общепризнанной теорией: ведь здесь, собственно, начинается его работа».
Открытие новых эмпирических фактов имеет большое значение для развития системы научных знаний. В этом случае начинает «работать» внутренняя логика фактов, приводящая к неизбежному отказу от старых представлений, когда те приходят в явное противоречие с новыми экспериментальными данными.
Попытка исследователя (сознательная или бессознательная) игнорировать логику фактов, а иногда даже подтасовывать их, приводит к неправильным выводам, которые не согласуются с действительностью. Результаты такого «исследования» очень скоро устраняются из науки. Наука представляет собой самокорректирующуюся систему и никакой обман или невольная ошибка не могут в ней долго оставаться нераскрытыми. История науки показывает, что личные пристрастия, идеологические предпочтения отдельных ученых рано или поздно разбиваются логикой фактов и отметаются в процессе научного прогресса.
Эмпирические исследования ведут к открытию все новых фактов, а они, в свою очередь, требуют теоретического объяснения, истолкования. В процессе научного познания факты становятся необходимой основой и побудительной силой построения гипотез и теорий.
Наука располагает самыми разнообразными способами фиксации фактов: описание, протокол, фотография, рисунок, кинограмма и т. д. Главные методологические требования к этому процессу — точность, объективность, всесторонность и экономичность. Учитывая, что «факты — воздух науки», они должны включаться в процесс научного познания в самой простой и доступной для последующего оперирования с ними форме. Наиболее распространенной формой такой простейшей обработки фактов является формализация, обозначение их определенными символами: словами, словосочетаниями, сокращенными словосочетаниями, формулами, схемами и т. п.
Основное требование к факту в процессе научного познания— достоверность, истинность. Факт составляет фундамент всякого знания, поэтому от достоверности, истинности факта в определяющей степени зависит истинность всего процесса познания. Из этого, однако, не следует, что для истинности познания достаточно иметь истинные факты.
«Неправильные представления о правильных фактах» начинаются обычно уже на этапе их сбора, первичной обработки, группировки и систематизации. Надо учесть прежде всего, что в процессе познания могут возникать квазифакты, некие случайные события или предметы, появляющиеся в данной области, но не относящиеся к ней. Такими квазифактами в физической культуре могут стать стихийно сформировавшиеся физические качества, не являющиеся результатами физических упражнений, которые могут быть выданы за их результаты. В процессе исследования иногда возникают артефакты, искусственные образования, порой не имеющие существенного значения в данной области. Типичным их примером в физической культуре может служить искусственно формируемая мускулатура как результат так называемого культуризма.
Намеренные или непроизвольные искажения фактической основы исследования могут происходить уже на этапе сбора и группировки фактов. Это происходит тогда, когда нарушаются принципы объективности и всесторонности исследования, когда исходят не из объективной действительности, а из заранее принятых или заданных установок. Тогда вместо объективного исследования получается подгонка фактов под заранее установленную схему с целью «доказать» заранее принятые «выводы». Чтобы этого не случилось, необходимо опираться на прочный фундамент точных и бесспорных фактов, брать не отдельные факты, а их совокупность, не допуская при этом произвольных отступлений от них, а тем более — исключений, особенно тех фактов, которые не соответствуют предварительным установкам.
Начиная сбор фактов, необходимо исходить из того, что не все они равноценны. Есть факты весомые, прямо и непосредственно выражающие суть происходящих процессов, а есть второстепенные факты, выражающие побочные, поверхностные, несущественные стороны исследуемых процессов
Факт, взятый сам по себе, еще не составляет «тела науки». Чтобы сделать факты действительно фундаментом науки, их соответствующим образом обрабатывают: собирают, руководствуясь определенными принципами, целями, идеями; отбирают нужные, отсеивая ненужные; группируют; систематизируют. Все эти процедуры совершаются на основе определенных методов и методик, причем не столько «технологических», сколько принципиальных. К сбору фактов приступают, определив проблему, разработав ту или иную, пусть весьма приблизительную, неполную, а возможно и неверную гипотезу.
Факты — это наша повседневная действительность. Но подавляющее большинство их проходит, не привлекая внимания. Это происходит в силу того, что они легко укладываются в существующие схемы, получают достаточное объяснение с точки зрения имеющегося знания. Но в повседневном потоке деятельности возникают факты, противоречащие существующему знанию, не укладывающиеся в его схемы. Противоречие между фактом и теорией, призванной объяснить его, и дает начало проблеме. Это противоречие, которое в конечном счете выступает как противоречие между теорией и практикой, между новыми практическими потребностями и существующими теориями, является основной движущей силой познания вообще, научного познания— в особенности. Из противоречия между фактом и знанием возникает проблема.
Проблемой в строгом смысле этого слова называется задача, для решения которой на данном этапе развития познания или практики нет достаточных знаний или средств. В обиходном словоупотреблении проблемой называют теоретический или практический вопрос, требующий разрешения. Для решения научной проблемы необходимо новое знание, расширение или углубление имеющегося знания. Постановке научной проблемы предшествует этап поиска решения того или иного вопроса в имеющемся знании. Если находят возможность решить задачу на основе имеющегося знания, научной проблемы не возникает. Научная проблемная ситуация появляется только тогда, когда имеющееся знание не дает возможности решить тот или иной вопрос.
- Основы философии
- Основы философии
- Введение.
- Глава 1.
- Философия как особая сфера духовной жизни.
- Тестовые задания
- Глава 2.
- 2.1. Становление философии. Античная философия и философия средневековья.
- Глава 3. История русской философии.
- 3.2. Русская философия XVII - XIX веков.
- 3.3. Русская религиозная философия конца XIX – начала XX вв.
- 3.4. Советский период отечественной философии
- Тестовые задания
- Глава 4. Современная научная картина мира.
- 4.I. Современная научная картина мира - целостный образ мироздания.
- 4.2. Учение о бытии.
- Тестовые задания
- Глава 5. Философское понятие материи.
- 5.1. Современная наука об организации и свойствах материи.
- 5.2. Движение как атрибут материи.
- 5.3. Пространство и время.
- Тестовые задания
- Глава 6. Сознание, самосознание и личность.
- 6.1. Предпосылки возникновения сознания. Идеальное и материальное.
- 6.2. Структура и функции сознания. Роль сознания в военном деле.
- Тестовые задания
- Глава 7. Диалектика как учение о универсальных связях и развитии.
- Глава 8. Познание как отражение действительности
- 8.1. Философия о сущности, структуре, возможностях и границах научного познания.
- 8.3. Практика как способ познания и отношения к миру.
- Объект и субъект практики.
- Тестовые задания
- Глава 9 Методы научного познания. Эмпиризм и схоластическое теоретизирование.
- 9.1. Эмпирические исследования в сфере
- 9.2.Специфика теоретического познания
- Тестовые задания
- Контрольные вопросы
- Глава 10 формы научного познания.
- 10.1.Факты - необходимое условие научного исследования
- 10.2. Проблема как этап научного исследования
- 10.3. Гипотеза как структурный элемент научной теории
- 10.4. Теория как целостная система достоверного
- Тестовые задания
- Литература
- Оглавление