logo
Основы философии(полный)

Объект и субъект практики.

При анализе практики используются категории «объект» и «субъект».

Объект практики дает возможность поставить вопрос о предмете приложения человеческих сил. В качестве такого выступает не сама по себе природа и общество, а сфера, сторона объективной реальности, охваченная общественными отношениями, или включенная в конкретный вид человеческой деятельности.

Субъект практики – вместо обычного «человек», ориентирует на выделение конкретно-исторического деятеля.

Соотнесение категорий «субъект» и «объект» помогает различает категории «объективное» и «субъективное» (близкие к ним, но не тождественные им понятия).

Объект – определяет в конечном счете способы деятельности с ним. Субъект – в свою очередь, является активным началом, носителем действия.

Субъект и объект позволяют представить практику в качестве конкретно-исторического явления.

В процессе преобразовательной деятельности человек вступает не только в отношения между субъектом и объектом (субъект – объективные отношения). Практика формируется в единстве субъект-объективных и субъект-субъективных отношений.

ПРАКТИКА И ПОЗНАНИЕ.

Практика неразрывно связана с познанием, они не могут быть противопоставлены друг другу. Познание – не самоцель; оно направлено на достижение целей, выдвинутых практикой. В свою очередь, и практика, поскольку она есть деятельность субъекта, наделенного сознанием и волей, включает в себя познавательные отношения субъекта и объекта, а также и теорию в качестве высшего компонента, и условия эффективной познавательной деятельности человека. Поскольку практика есть процесс перевода идеального в материальное, постольку она не может не включать в себя сознание.

Практика занимает важное место в теории познания:

1. Она выступает исходным пунктом и основой познания (т.е. играет важное значение для возникновения теории);

2. Практика является источником средств познания (т.е. стимулирует развитие теории);

3. Практика выступает движущей силой и целью познания;

4. Она является критерием истинности наших знаний о действительности (единство абсолютно и относительно в практике, как критерия истины):

а) абсолютность практики - все что доказано практикой, является объективной истиной;

Абсолютность практики как критерия истины заключается в том, что любое научное положение, теоретический вывод в конечном счете должны быть подтверждены или опровергнуты практикой. Практика абсолютна как процесс.

Критерием истинности знаний в области военного дела выступает военная практика. Военная практика как критерий истины диалектична, ей присущи и абсолютность, и относительность. Абсолютность военной практики как критерия истины заключается в том, что только деятельность Вооруженных Сил в мирное и военное время является конечным «судьей» любых военно – теоретических положений. Только она доказывает, что любые самые сложные явления войны познаваемы, объективная истина достижима.

Относительность же военной практики как критерия истины состоит в том, что она исторична, изменчива и сама себя корректирует. Современная практика подправляет и уточняет практику минувшую, а военная практика будущего внесет свои коррективы в итоги практики сегодняшней.

Абсолютность практики как критерия истины дает возможность отличать объективно истинные знания от заблуждения.

Заблуждение – несоответствие знания его предмету; расхождение субъективного образа действительности с его объективным прообразом; абсолютизация относительной истины.

б) относительность практики – она не может на каждом данном этапе полностью подтвердить или опровергнуть все теоретические положения.

Практика относительна как отдельный акт. Непрерывное развитие практики не дает знаниям человека превратиться в абсолют.

Выделяют следующие формы практики: производственная, социальная (политическая, правовая, художественная, педагогическая, воспитательная, семейно-бытовая, военная практика, практика в сфере физической культуры и спорта), научная практика и др.

Формами военной практики являются: война, различные виды военных демонстраций (учения у границ государства), подготовка к войне (т.е. область военного строительства, боевая подготовка войск).

Особенностью военной практики является то, что она сочетает в себе разрешение социальных и природных противоречий, направлена не на создание материальных ценностей, а на их защиту, захват или уничтожение, Военная практика представляет собой единство разрушительного и созидательного аспектов.

Практика в сфере физической культуры и спорта – это специфическая, предметно-чувственная деятельность человека, направленная на совершенствование его телесно-двигательных, психических и интеллектуальных качеств, формирование физической культуры личности.

Таким образом, познание – это сложный, диалектически противоречивый процесс воспроизведения в сознании сущности вещей, процессов, явлений в системе идеальных образов. В основе познания лежит всеобщий принцип отражения. Результатом познавательной деятельности человека является истина, источником и критерием которой выступает практика.