Объект и субъект практики.
При анализе практики используются категории «объект» и «субъект».
Объект практики дает возможность поставить вопрос о предмете приложения человеческих сил. В качестве такого выступает не сама по себе природа и общество, а сфера, сторона объективной реальности, охваченная общественными отношениями, или включенная в конкретный вид человеческой деятельности.
Субъект практики – вместо обычного «человек», ориентирует на выделение конкретно-исторического деятеля.
Соотнесение категорий «субъект» и «объект» помогает различает категории «объективное» и «субъективное» (близкие к ним, но не тождественные им понятия).
Объект – определяет в конечном счете способы деятельности с ним. Субъект – в свою очередь, является активным началом, носителем действия.
Субъект и объект позволяют представить практику в качестве конкретно-исторического явления.
В процессе преобразовательной деятельности человек вступает не только в отношения между субъектом и объектом (субъект – объективные отношения). Практика формируется в единстве субъект-объективных и субъект-субъективных отношений.
ПРАКТИКА И ПОЗНАНИЕ.
Практика неразрывно связана с познанием, они не могут быть противопоставлены друг другу. Познание – не самоцель; оно направлено на достижение целей, выдвинутых практикой. В свою очередь, и практика, поскольку она есть деятельность субъекта, наделенного сознанием и волей, включает в себя познавательные отношения субъекта и объекта, а также и теорию в качестве высшего компонента, и условия эффективной познавательной деятельности человека. Поскольку практика есть процесс перевода идеального в материальное, постольку она не может не включать в себя сознание.
Практика занимает важное место в теории познания:
1. Она выступает исходным пунктом и основой познания (т.е. играет важное значение для возникновения теории);
2. Практика является источником средств познания (т.е. стимулирует развитие теории);
3. Практика выступает движущей силой и целью познания;
4. Она является критерием истинности наших знаний о действительности (единство абсолютно и относительно в практике, как критерия истины):
а) абсолютность практики - все что доказано практикой, является объективной истиной;
Абсолютность практики как критерия истины заключается в том, что любое научное положение, теоретический вывод в конечном счете должны быть подтверждены или опровергнуты практикой. Практика абсолютна как процесс.
Критерием истинности знаний в области военного дела выступает военная практика. Военная практика как критерий истины диалектична, ей присущи и абсолютность, и относительность. Абсолютность военной практики как критерия истины заключается в том, что только деятельность Вооруженных Сил в мирное и военное время является конечным «судьей» любых военно – теоретических положений. Только она доказывает, что любые самые сложные явления войны познаваемы, объективная истина достижима.
Относительность же военной практики как критерия истины состоит в том, что она исторична, изменчива и сама себя корректирует. Современная практика подправляет и уточняет практику минувшую, а военная практика будущего внесет свои коррективы в итоги практики сегодняшней.
Абсолютность практики как критерия истины дает возможность отличать объективно истинные знания от заблуждения.
Заблуждение – несоответствие знания его предмету; расхождение субъективного образа действительности с его объективным прообразом; абсолютизация относительной истины.
б) относительность практики – она не может на каждом данном этапе полностью подтвердить или опровергнуть все теоретические положения.
Практика относительна как отдельный акт. Непрерывное развитие практики не дает знаниям человека превратиться в абсолют.
Выделяют следующие формы практики: производственная, социальная (политическая, правовая, художественная, педагогическая, воспитательная, семейно-бытовая, военная практика, практика в сфере физической культуры и спорта), научная практика и др.
Формами военной практики являются: война, различные виды военных демонстраций (учения у границ государства), подготовка к войне (т.е. область военного строительства, боевая подготовка войск).
Особенностью военной практики является то, что она сочетает в себе разрешение социальных и природных противоречий, направлена не на создание материальных ценностей, а на их защиту, захват или уничтожение, Военная практика представляет собой единство разрушительного и созидательного аспектов.
Практика в сфере физической культуры и спорта – это специфическая, предметно-чувственная деятельность человека, направленная на совершенствование его телесно-двигательных, психических и интеллектуальных качеств, формирование физической культуры личности.
Таким образом, познание – это сложный, диалектически противоречивый процесс воспроизведения в сознании сущности вещей, процессов, явлений в системе идеальных образов. В основе познания лежит всеобщий принцип отражения. Результатом познавательной деятельности человека является истина, источником и критерием которой выступает практика.
- Основы философии
- Основы философии
- Введение.
- Глава 1.
- Философия как особая сфера духовной жизни.
- Тестовые задания
- Глава 2.
- 2.1. Становление философии. Античная философия и философия средневековья.
- Глава 3. История русской философии.
- 3.2. Русская философия XVII - XIX веков.
- 3.3. Русская религиозная философия конца XIX – начала XX вв.
- 3.4. Советский период отечественной философии
- Тестовые задания
- Глава 4. Современная научная картина мира.
- 4.I. Современная научная картина мира - целостный образ мироздания.
- 4.2. Учение о бытии.
- Тестовые задания
- Глава 5. Философское понятие материи.
- 5.1. Современная наука об организации и свойствах материи.
- 5.2. Движение как атрибут материи.
- 5.3. Пространство и время.
- Тестовые задания
- Глава 6. Сознание, самосознание и личность.
- 6.1. Предпосылки возникновения сознания. Идеальное и материальное.
- 6.2. Структура и функции сознания. Роль сознания в военном деле.
- Тестовые задания
- Глава 7. Диалектика как учение о универсальных связях и развитии.
- Глава 8. Познание как отражение действительности
- 8.1. Философия о сущности, структуре, возможностях и границах научного познания.
- 8.3. Практика как способ познания и отношения к миру.
- Объект и субъект практики.
- Тестовые задания
- Глава 9 Методы научного познания. Эмпиризм и схоластическое теоретизирование.
- 9.1. Эмпирические исследования в сфере
- 9.2.Специфика теоретического познания
- Тестовые задания
- Контрольные вопросы
- Глава 10 формы научного познания.
- 10.1.Факты - необходимое условие научного исследования
- 10.2. Проблема как этап научного исследования
- 10.3. Гипотеза как структурный элемент научной теории
- 10.4. Теория как целостная система достоверного
- Тестовые задания
- Литература
- Оглавление