6.1. Предпосылки возникновения сознания. Идеальное и материальное.
Тайна сознания волновала умы людей с древнейших времен. Человеческое сознание является сложным феноменом: оно многогранно, многомерно, многоаспектно. Это делает его объектом изучения многих наук, среди которых - философия, психология, биофизика, информатика, кибернетика, логика и др. Попытки осмысления феномена сознания предпринимались во всей истории философии и науки.
Древнегреческие философы отождествляли сознание с бестелесным началом, управляющим всем мирозданием. У Пифагора таким началом была душа, которая подразделялась на ум, рассудок и страсть. По его мнению, «душа есть гармония».
Идеалистическая тенденция в понимании души, заложенная пифагорейцами, наиболее ярко проявилась в философии Сократа. Сущность человека он усмотрел в его душе. Под душой Сократ понимал разум человека, мыслящую активность и нравственно-ориентированное поведение. Душа для него есть «сознающее Я», т.е. интеллектуальная и моральная личность.
Учение о душе, в рамках идеалистического миропонимания было продолжено Платоном. Объективно - идеалистическая точка зрения на происхождение сознания сводится к признанию того, что сознание в форме духа, Бога, мирового разума, абсолютной идеи или в какой-либо другой форме существовало всегда до человека, до материи. Сознание человека по отношению к данным формам существования объективной идеи, а также к природе, материи выступает «вторичным» сознанием. Согласно взглядам Платона, тело смертно – душа бессмертна. Тело и душа сотворены богами. Вечная и бестелесная душа есть частица Мировой души, души Космоса. Мировая душа - творческая сила, источник движения, жизни, одушевленности, сознания.
Натуралистическая концепция о душе складывается в рамках учений Гераклита, Демокрита, Эпикура, Лукреция. Эти философы полагали, что душа зависит от тела человека. Она состоит из атомов и зависит от окружающей человека среды. Душа возникает с рождением человека и умирает вместе с ним. Душа, согласно взглядам Эпикура, есть тело, состоящее из «тонких частиц», рассеянных по всему организму, а состоит «она из атомов гладких и круглых, отличных даже от атомов огня». Душа телесна и смертна, так как, когда «разрушается тело, то и душа рассеивается».
Согласно воззрениям Лукреция, душа телесна, поскольку «и дух и душа обладают телесной природой». Душа и дух связаны с телом; они состоят из тех же частиц, что и тело, но более тонких. Со смертью тела погибает и душа. Исходя из этих материалистических посылок, философ отрицает учение о загробном мире и делает вывод о ложности идей о бессмертии души.
Учение о душе занимает центральное место в философии Аристотеля. В специально посвященном сознанию сочинении «О душе» он рассматривает различные стороны психики. В этом сочинении философ анализирует такие свойства сознания, как память, эмоции, чувственное восприятие, и затем он осуществляет переход от понятия – к знанию, от ощущаемого желания – к разумной воле. Для Аристотеля душа и тело взаимосвязаны, как форма и материя; душа - организующий принцип органической жизни. Поэтому душа есть активное, целесообразное начало (форма) живого тела. Душа есть везде, где есть жизнь. Душа связана, с одной стороны, с миром вещей, а с другой - с Богом. Она есть причина и начало живого тела.
В учении средневекового схоласта Фомы Аквинского понятие души включает все признаки сознания. Под понятие сознания им были подведены все процессы психической деятельности человека. Душа и сознание рассматриваются им как две составляющие одного целого - разума человека. Фома Аквинский формулирует идею о том, что мыслит индивидуум, а не душа; тот, кто чувствует - человек, а не тело. Будучи бестелесной, душа - форма тела. Она есть формальное начало, которое обосновывает субстанциональность тела. Иными словами, душа есть начало одушевляющее тело.
Особую роль в формировании представлений о сознании играет Р. Декарт. В своих философских взглядах он исходит из признания существования двух субстанций: материи - субстанции протяженной и немыслящей, и души - субстанции мыслящей и непротяженной. Человек, в отличие от всех других существ, объединяет в себе два начала: материальное и духовное. Однако тело и душа - две реальности, не имеющие ничего общего. Душа - это мысль, а не жизнь как у Аристотеля.
Новая ступень в понимании природы сознания представлена немецкой классической философией. В философии И. Канта сознание абсолютно самостоятельно по отношению к объективной действительности. Нормы и принципы сознания являются трансцендентальными формами, т.е. они предшествуют всякому опыту, априорны. Поэтому внешний мир не отражается в сознании субъекта, а организуется в определенное единство посредством априорных форм рассудка.
Вопрос о природе сознания интересовал и другого крупнейшего представителя немецкой классической философии - Г. Гегеля. Он поставил вопрос о социально-исторической природе сознания и обосновал принцип историзма. Г. Гегель первым в истории философской мысли связал процесс формирования и развития сознания с мировой историей. По его мнению, сознание человека определяется историческими формами общественной жизни. Общественную жизнь он рассматривал как мировой дух, который проходит триаду развития как субъективный, объективный и абсолютный. Субъективный дух (или сознание человека) выступает, во-первых, как душа, являющаяся в виде человека (антропология), во-вторых, как сознание, в котором дух отличает себя от телесности (феноменология), и, в-третьих, как дух, теоретически и практически подчиняющий себе весь внешний мир (психология). Индивидуальное сознание есть одна из конечных форм существования абсолютной идеи.
С критикой гегелевского понимания сознания выступает марксизм. В диалектико-материалистической концепции сознание рассматривается как особое свойство высокоорганизованной материи, как отражение объективного мира, как продукт биологического и социального развития.
Методологическим принципом решения вопроса о происхождении сознания служит положение о том, что материя обладает общими свойствами. Важнейшим из них выступает способность отражения. В.И. Ленин писал: «Вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением - свойством отражения».
Отражение - всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта.
В учебнике «Введение в философию» дано следующее определение данной категории. Отражение - как всеобщее свойство материи, есть способность материальных явлений, предметов, систем воспроизводить в своих свойствах особенности других явлений, предметов, систем в процессе взаимодействия с последними.
Основой отражения является взаимодействие предметов и явлений в природе. Поэтому отражение обусловлено не воздействием одного материального предмета на другой, а их взаимодействием, в результате которого каждый отдельный материальный предмет в одно и то же время является и отображающим, и отображаемым.
Следовательно, отражение есть феномен взаимодействия материальных предметов (образований, систем), представляющих собой более или менее адекватное воспроизведение некоторых особенностей отражаемого предмета (оригинала) изменением состояния отражающего предмета (копии). Воспроизведение является вторичным, зависимым от оригинала и осуществляется в основном в виде изменения тех или иных сторон отображающего предмета. Таким образом, отражение - есть одна из сторон взаимодействия; определенное отношение в процессе взаимодействия; результат этого взаимодействия.
Любое отражение имеет содержание и форму. Содержание отражения выражается в том, какие изменения произошли в отражающем предмете. Форма отражения зависит от специфики и уровня организации взаимодействующих тел.
Д.И. Грядовой в учебнике «Основы философских знаний» выделяет специфические признаки отражения:
1. Момент подобия как специфический признак отражения, частным случаем которого являются изоморфизм и гомоморфизм.
Изоморфизм - есть адекватное воспроизведение оригинала, сходство между объектами, подобие их форм, структуры (пример изоморфизма - соответствие негатива и позитива в фотографии).
Гомоморфизм - есть лишь приблизительное отражение (соотношение местности и соответствующей ей топографической или географической карты).
2. Характерной чертой отражения является его вторичность по отношению к отображаемому, его зависимость от последнего по качеству, свойствам, специфике и особенностям. Вторичность всякого отражения, т.е. отражения как свойства всей материи, представляет собой всеобщую основу вторичности психического по отношению к физиологическому, сознания по отношению к материи.
3. Характерной чертой отражения является и то, что оно не простое повторение отображаемого. Отражение не является простым повторением отображаемого предмета: в нем отображаемое изменяется, преобразуется в зависимости от свойств явления или условий среды, в которых происходит конкретное отражение. Например, некачественное зеркало искажает отражение лица, а волны на воде - отражение облаков и т.д.
Отражение имеет разнообразные формы, основными из которых являются:
- отражение в неживой природе (механическое, физическое, химическое);
- отражение в живой природе (раздражимость, чувствительность, нейрофизиологическое отражение, психическое отражение, сознание);
- социальное отражение (общественное сознание).
Форма отражения определяется качественной природой взаимодействующих предметов. Поскольку материя в своем качественном многообразии бесконечна, постольку существует бесчисленное множество различных форм отражения. Изменение форм отражения особенно заметно с переходом от одного качественного состояния материи к другому, от одной формы движения материи к другой.
ОТРАЖЕНИЕ В НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ.
Проявляется в простых механических, физических, химических процессах. Имеет относительно пассивный, следообразующий характер. Его иногда трактуют как «предотражение», зародыш отражения. В этом случае след, отпечаток воздействия не становится ориентиром его собственной активности. Например, отражение в зеркале. Отражение (след) существует. Однако образа, как такового, нет (зеркало равнодушно к тому, что отражает). Образ как образ существует в этом случае только для нас, но не для зеркала.
ОТРАЖЕНИЕ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ.
Отражение в живой природе носит более активный характер. В литературе оно получило название «информационное отражение». Здесь результат отражения используется как информация о мире. Она позволяет регулировать жизнедеятельность организма.
В информационном отражении выделяют следующие виды: раздражимость, чувствительность, нейрофизиологическое и психическое отражение.
Раздражимость - это способность организма к простейшим реакциям в ответ на действие определенных раздражителей. Она выступает исходной формой биологического отражения. Это - допсихическая форма отражения. Раздражимость свойственна все живым организмам, в том числе и растениям (реакция на свет, на изменение температуры). Результатом такой формы отражения является реактивность организма, проявляющаяся в изменении движения, пространственного положения, в химических реакциях, происходящих в теле.
Чувствительность - более высокая форма биологического отражения, способность отражать отдельные свойства вещей в виде ощущений. Данная форма отражения присуща только животному миру, для которого характерен подвижный образ жизни и гетеротрофный способ питания. Это уже начальная форма психики. У высших животных отражение протекает не только в ощущениях, но и в восприятиях, представлениях, т.е. отражение в виде целостного образа.
Нейрофизиологическое отражение имеет отличия от низших видов отражения:
а) если отражение на уровне раздражения и чувствительности обеспечивает активность организма в отдельных движениях (поиск пищи, света, тепла), т.е.: стимул – реакция;
б) на уровне нейрофизиологического отражения организм способен выработать систему действий. Эта система лишь, в конечном счете, способствует достижению цели, т.е. она предполагает: наличие цели - планирование действия - действие по достижению цели.
Психическое отражение возможно лишь у живых существ, обладающих сложной нервной системой. Данная ступень отражения, включающая и сознание, является высшей ступенью биологического отражения.
В результате психического отражения формируется определенный субъективный образ объективного мира (предмета, процесса, явления). Сам по себе образ - идеален. Идеальное существование образа представляет собой субъективную реальность, т.е. нет самостоятельного мира идеальных образов, которые бы существовали наряду с материальными элементами мира. Однако образ (идеальное отражение) - это не пассивное, зеркальное отражение, он формируется при активном взаимодействии субъекта отражения и внешнего мира. Поэтому образ включает в себя не только познавательный аспект, оценку познавательной ситуации, но и активное отношение к познавательной ситуации, определенные эмоциональные аспекты отражения. Таким образом, психическое отражение - есть диалектическое единство познавательных и эмоциональных процессов, работы памяти, активности волевой сферы психики.
СОЦИАЛЬНАЯ ФОРМА ОТРАЖЕНИЯ.
Качественным скачком в развитии форм отражения явилось возникновение сознания у человека. Сознание - есть высшая, социальная форма отражения действительности. Сознание - это не просто копирование реального мира, не слепая реакция организма на внешние раздражители, а творческий, преобразующий процесс духовного освоения действительности. Оно в высшей степени активно.
Сознание - есть продукт исторического развития материи, свойственная только человеку функция мозга, состоящая в идеальном отражении и преобразовании действительности.
Отражение человеком окружающего мира осуществляется посредством понятий, суждений, умозаключений.
Нередко категории психика и сознание в научной литературе отождествляются. Однако, строго говоря, все в сфере психики человека носит сознательный характер. Понятие психического шире понятия сознания. Психика есть и у животного, но у него отсутствует сознание.
Психическое отражение животного и психика человека не тождественны. Животное не в состоянии осознать свое отношение к среде, не в состоянии целенаправленно изменять ее. Животное не вычленяет содержание информации от сигнала, не обладает абстрактным мышлением. Психика высших животных имеет активно-приспособительный характер отражения.
Психическая жизнь свойственна только что родившемуся ребенку, но он еще не обладает сознанием. Спящий человек видит сны, это психическое явление. Но это еще не факт сознания. Иллюзорный мир сновидений является богатейшей сферой душевной жизни человека, в которой реальности, как правило, разорваны и не объяснимы логическим путем. С философско-психологической точки зрения, сон выступает как временная потеря человеком чувства своего собственного бытия в мире.
Сон есть то состояние, когда человек не осознает содержание его духовного мира, когда он ничего не знает о внешнем мире, т.е. человек во время сна уходит от мира и как бы отстраняет от себя его раздражители. Психологической целью сна является отдых.
Сновидения являются важной формой выражения бессознательного в процессе творчества. Например, известно, что Д.И. Менделеев, предполагая наличие связи химических элементов, много и долго думал над этой идеей, пытался отыскать и выразить в виде таблицы эту закономерную связь, но ничего не выходило. «Однажды, - вспоминает о нем известный русский геолог А.А. Иностранцева, - Менделеев провозился над искомою таблицей до утра, но и все же ничего не вышло. Он с досады бросил работу и в кабинете, не раздеваясь, повалился на диван и крепко заснул. Во сне он увидел вполне ясно ту таблицу, которая позднее была напечатана. Реакция ученого была настолько сильна, что он сейчас же проснулся и быстро набросал эту таблицу на первом клочке бумаги».
Рафаэль увидел во сне образ Мадонны, и этот образ настолько глубоко и отчетливо запечатлелся в его памяти, что осталось только воспроизвести его на полотне. А.С. Пушкин часто использовал стихи, которые ему снились: просыпался и записывал. А. Эйнштейн отмечал, что обобщение связей пространства и времени пришло к нему, когда он находился в постели.
Во сне законы логического мышления подавляются, мозг временно освобождается от тирании словесных концепций, аксиом, законов и т.д. Такое особое состояние позволяет мозгу сбросить привычки, устранить противоречия и приобретает большую подвижность, многосторонность. Да и в бодрствующем состоянии не все психические процессы озарены у человека сознанием. Мы автоматически ориентируемся среди массы явлений. Например, на дороге перед внезапно возникшей машиной. Спортсмен в критические минуты действует бессознательно, спасая свою жизнь (гимнаст, мотогонщик).
Таким образом, психика человека представляет собой единство осознанного и неосознанного (бессознательного). К бессознательным явлениям относят: гипноз, телепатию, внушение, различные эмоциональные состояния, творческое вдохновение, сопровождающееся внезапным «озарением», новой идеей, рождающейся как бы от какого-то «толчка» изнутри, случаи мгновенного решения задач, долго не поддающихся сознательным усилиям, непроизвольное воспоминания о том, что казалось прочно забытым и т.д.
Бессознательное - не мистика, а реальность духовной жизни. О его существовании знали задолго до появления теории З. Фрейда. Бессознательным процессам зачастую давались естественно-научные объяснения. Общая идея о бессознательном встречается еще в древнеиндийском учении Потанджали, в котором бессознательное трактовалось как высший уровень познания, как интуиция и даже как движущая сила Вселенной.
Проблема бессознательного нашла отражение в учении Платона о познании как воспоминании. А. Августин сравнивает сферу воспоминаний с необозримым, скрытым от сознания внутренним помещением, а это необозримое, скрытое - есть бессознательное. Г.В. Лейбниц сформулировал концепцию бессознательного как низшей формы духовной деятельности человека. И. Кант связывал понятие бессознательного с интуицией и указывал на наличие сферы восприятий и чувств, которые не осознаются. Для А. Шопенгауэра бессознательное - есть воля в природе, источник жизни, стихийное жизненное начало. Ф.В. Ницше считал, что вера в человеческий разум есть величайшее заблуждение: разум играет вторую роль и осужден историей на то, чтобы, в конечном счете, исчезнуть и уступить место полнейшему автоматизму, т.е. деятельности, осуществляющейся бессознательно.
З. Фрейд исследовал область бессознательного, его место, роль в душевных расстройствах людей. Заслугой ранних работ З. Фрейда является привлечение внимания к сложной динамике психической деятельности человека, его внутреннему миру, а также разработанный им механизм психологической защиты. Поиски З. Фрейда, как врача, были связаны с выяснением причин неврозов и других психических заболеваний людей и попытками найти средства их лечения. Тем не менее, нельзя согласиться с той частью его теории, где он утверждает, что сознание, все жизненные процессы, включая научную и художественную деятельность, а также поступки человека определяются бессознательным, основой которого, по его мнению, является инстинктивная энергия, биологическое влечение (либидо).
По мнению З. Фрейда, социальная жизнь вырабатывает целую систему запретов, мешающих осуществлению бессознательных желаний. Развитие личности - это цепь преодолений острых внутренних конфликтов между бессознательными влечениями организма и внешними общественными запретами. Здесь явно преувеличивается влияние биологических факторов и недооценивается значение социальных явлений в формировании индивида и его жизнедеятельности.
С физиологической точки зрения бессознательные процессы выполняют своего рода охранительную функцию: они разгружают мозг от постоянного напряжения сознания там, где в этом нет необходимости.
Проникновение в природу сознания, закономерности его возникновения и развития - одна из сложнейших проблем современной науки. Сохраняются еще белые пятна в этой области знания: до конца не раскрыт вопрос происхождения живого из неживого; механизм превращения физического воздействия в психические процессы; каким образом психические акты превращаются в сознание и др.
В науке (мировой и отечественной) имеется ряд концепций по этим проблемам:
Российский ученый-биохимик А.И. Опарин научно обосновал теорию возникновения жизни на Земле в результате длительной химической эволюции материи.
Голландский ученый Д. Гринберг разработал теорию космического происхождения жизни на Земле.
Подготовка совместного русско-американского космического полета человека на Марс с целью поиска признаков жизни.
Таким образом, до глубокого раскрытия природы творчества, внутреннего механизма интеллектуальной деятельности человека еще далеко.
В философии имеются различные подходы к пониманию сущности сознания, условий его возникновения.
Объективный идеализм. Сознание - есть частица или проявление бога, «абсолютная идея».
Субъективный идеализм. Сознание - есть самобытная и непостижимая сущность человека.
Ранние формы материализма (упрощенный подход к пониманию сущности сознания). Возникновение сознания рассматривали вне практической деятельности человека, вне его предметно-чувственной деятельности.
Диалектико-материалистический подход. Преодолев крайности в анализе сущности сознания, выдвинул принципы решения вопроса о природе и сущности сознания:
объяснение происхождения сознания из закономерностей движения и развития материи;
материалистическое понимание истории: принцип определяющей роли труда, практики в становлении и развитии сознания;
формирование сознания с позиции диалектики, т.е. с учетом развития и взаимосвязи факторов, вызвавших его к жизни;
исследование сознания при опоре на данные частных наук, естествознание.
ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЗНАНИЯ.
В формировании сознания важную роль играют общие и непосредственные биологические предпосылки.
Общие биологические предпосылки включают: возникновение живого организма; дифференциацию живой материи (появление нервных клеток и нервной системы, развитие центральной нервной системы, особенно головного мозга).
Непосредственные биологические предпосылки непосредственно связаны с эволюцией человека: развитие нервной системы, формирование сложного по структуре головного мозга. Учеными доказано, что средний объем мозга шимпанзе - 400 см3, синантропа - 900 см3, неандертальца - 1400 см3, кроманьонца - 1600 см3, человека - 1600 см3.
Важной биологической предпосылкой возникновения сознания человека явилась телесная организация человекоподобных обезьян: прямохождение,, строение тела, конечностей, что облегчило выживание обезьян, приблизило переход к осознанию труда, к становлению человека. В качестве непосредственной биологической предпосылки формирования сознания учеными выделяется развитие первой сигнальной системы у высших животных (звуковые и двигательные средства информации).
Однако биологические предпосылки лишь создали возможность появления сознания. Их оказалось недостаточно для превращения возможности формирования сознания в действительность. Например, обнаруженный в стаде обезьян у озера Танганьики одичалый мальчик 7 лет, который вел образ жизни животного, не проявил признаков разума.
Решающую роль в возникновении и развитии сознания сыграли социальные условия, факторы общественной жизни: труд (практика, практически-преобразовательное отношение к действительности), речевое общение (зарождение членораздельной речи), образование общинных связей.
Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» обосновал трудовую гипотезу формирования человека, человеческого общества. Он писал, что труд - есть «первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека».
Данную гипотезу поддерживают многие ученые-антропологи. Неверно утверждение, что сначала возник труд, потом общество, а затем язык, мышление и сознание. Труд был лишь центральным условием формирования человека. Труд выступал в качестве «заказчика» специфически человеческих качеств. В труде формировалась воля, способности человека, развивался интеллект и воображение, совершенствовалось отношение к окружающей природе и отношение человека друг к другу. Труд завершил формирование человеческой анатомии, выделил человека из природы, противопоставил его природе как объект деятельности.
Именно трудовой вклад человека в общество должен служить мерой его достоинства, определять его положение, положение его семьи, мы должны поощрять добросовестный труд (никакой уравниловки). В труде, в практике человек создает «вторую» природу, орудия и средства производства, социальную среду обитания, социальные институты, т.е. создает культуру. Таким образом, возникновение сознания связано, прежде всего, с формированием культуры в целом.
Совместно с трудовой деятельностью важная роль в возникновении сознания у человека принадлежала речи, языку и общинным связям. Условия труда требовали общения, т.е. речи, языка. Ф. Энгельс писал: «Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг».
Речь - это деятельность человека, заключающаяся в общении между людьми, передача мысли посредством того или иного языка.
Язык - особая, информационно-знаковая деятельность человека. Роль языка в формировании человека: фиксирует предметные различия и смыслы, участвует в формировании предметной среды, обеспечивает социальное единство индивидов.
Общественный характер труда, образование общинных связей способствовали закреплению опыта поколений, передаче индивидуально приобретенных навыков, формированию нравственных норм, осознанию индивидом себя как личности.
Вышеизложенные условия являются внешними детерминантами, формирующими у человека сознание. Однако, помимо этих внешних (объективных) предпосылок, оказывающих непосредственное влияние на процесс возникновения и развития сознания, Д.И. Грядовой выделяет и ряд факторов субъективного характера. Это факторы внутреннего порядка, так как присущи конкретному человеку и являются проявлением его индивидуальности. Сознание каждого человека всегда в определенной степени обусловливается индивидуальными особенностями нейрофизиологических процессов, протекающих в организме, и особенностями его психики.
При рассмотрении вопроса о свойствах сознания В.Г. Кузнецов выделяет основные его характеристики: соотнесенность сознания с миром знания; возможность представления сознания как идеального мира; интерсубъективность, т.е. понимаемость элементов знания носителями сознания, что прямо выводит на понятие объективной истины, предметность и направленность (интенциональность - от лат. intentio – стремление, намерение, направленность); связь сознания с логикой и действительностью; отношение сознания к бытию; связь с бессознательным. А.Г. Спиркин среди свойств сознания выделяет: социальность, активность, идеальность.
- Основы философии
- Основы философии
- Введение.
- Глава 1.
- Философия как особая сфера духовной жизни.
- Тестовые задания
- Глава 2.
- 2.1. Становление философии. Античная философия и философия средневековья.
- Глава 3. История русской философии.
- 3.2. Русская философия XVII - XIX веков.
- 3.3. Русская религиозная философия конца XIX – начала XX вв.
- 3.4. Советский период отечественной философии
- Тестовые задания
- Глава 4. Современная научная картина мира.
- 4.I. Современная научная картина мира - целостный образ мироздания.
- 4.2. Учение о бытии.
- Тестовые задания
- Глава 5. Философское понятие материи.
- 5.1. Современная наука об организации и свойствах материи.
- 5.2. Движение как атрибут материи.
- 5.3. Пространство и время.
- Тестовые задания
- Глава 6. Сознание, самосознание и личность.
- 6.1. Предпосылки возникновения сознания. Идеальное и материальное.
- 6.2. Структура и функции сознания. Роль сознания в военном деле.
- Тестовые задания
- Глава 7. Диалектика как учение о универсальных связях и развитии.
- Глава 8. Познание как отражение действительности
- 8.1. Философия о сущности, структуре, возможностях и границах научного познания.
- 8.3. Практика как способ познания и отношения к миру.
- Объект и субъект практики.
- Тестовые задания
- Глава 9 Методы научного познания. Эмпиризм и схоластическое теоретизирование.
- 9.1. Эмпирические исследования в сфере
- 9.2.Специфика теоретического познания
- Тестовые задания
- Контрольные вопросы
- Глава 10 формы научного познания.
- 10.1.Факты - необходимое условие научного исследования
- 10.2. Проблема как этап научного исследования
- 10.3. Гипотеза как структурный элемент научной теории
- 10.4. Теория как целостная система достоверного
- Тестовые задания
- Литература
- Оглавление