10.2. Проблема как этап научного исследования
Развитие научного знания происходит в процессе постановки и решения все новых и новых научных проблем. Проблема — это вопрос, ответ на который не содержится в имеющемся знании. Иначе говоря, проблема — это «знание о незнании», то есть когда отсутствует знание о какой-то предметной области, каких-то явлениях, но есть осознание его отсутствия. Осознать проблему — значит обнаружить свое незнание, а это уже — своеобразное знание. Р. Декарт в этой связи писал: «Неизвестное должно быть каким-либо способом обозначено, ибо иначе мы не были бы побуждаемы отыскивать именно его скорее, чем что-либо другое».
Проблема — форма теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Проблема не есть застывшая форма знания, а процесс, включающий два основных момента (этапа движения познания) — ее постановку и решение. Правильное выведение проблемного знания из предшествующих фактов и обобщений, умение верно поставить проблему — необходимая предпосылка ее успешного решения. Формулировка проблемы часто более существенна, чем ее разрешение, которое может быть делом лишь математического или экспериментального искусства. Постановка новых вопросов, развитие новых возможностей, рассмотрение старых проблем под новым углом зрения требуют творческого воображения и отражают действительный успех в науке.
В. Гейзенберг отмечал, что при постановке и решении научных проблем необходимо следующее:
а) определенная система понятий, с помощью которых исследователь будет фиксировать те или иные феномены;
б) система методов, избираемая с учетом целей исследования и характера решаемых проблем;
в) опора на научные традиции, поскольку, по мнению ученого, «в деле выбора проблемы традиция, ход исторического развития играют существенную роль», хотя, конечно, определенное значение имеют интересы и наклонности самого ученого.
Как считает К. Поппер, наука начинает не с наблюдений, а именно с проблем, и ее развитие есть переход от одних проблем к другим — от менее глубоких к более глубоким. Проблемы возникают, по его мнению:
а) либо как следствие противоречия в отдельной теории;
б) либо при столкновении двух различных теорий;
в) либо в результате столкновения теории с наблюдениями.
Конечно, рассуждает К.Поппер, наблюдение и эксперимент играют в науке решающую роль. Однако этим процедурам всегда предшествует вопрос или проблема, т.е. «нечто теоретическое». «Для того чтобы мы могли наблюдать, в нашем уме должен присутствовать конкретный вопрос, который мы могли бы разрешить при помощи наблюдений».
Для успешного решения любой научной проблемы К.Поппер формулирует два основных условия:
а) ясное, четкое ее формулирование;
б) критическое исследование различных ее решений.
Тем самым научная проблема выражается в наличии противоречивой ситуации, выступающей в виде противоположных позиций, которая требует соответствующего разрешения. Определяющее влияние на способ постановки и решения проблемы имеет, во-первых, характер мышления той эпохи, в которую формулируется проблема, и, во-вторых, уровень знания о тех объектах, которых касается возникшая проблема. Каждой исторической эпохе свойственны свои характерные формы проблемных ситуаций.
Проблема может возникнуть как из практической потребности, так и из внутренней логики развития самой науки, когда исследователь на основе оценки имеющегося знания приходит к выводу, что решения вопроса, поставленного практикой или самой наукой, в нем нет. Проблемы, возникающие в ходе познания реальной действительности, непосредственно вытекающие из практики, обычно называют эмпирическими в силу того, что для их решения обычно используют эмпирические методы, прибегают к разного рода эмпирическим действиям. Проблемы, вытекающие из внутренней логики развития уже сформировавшихся наук, называют теоретическими или концептуальными. Как правило, это — проблемы обобщения имеющихся знаний или их углубления, подведения под них более широкой или более глубокой теоретической базы, объяснения самих теорий, исходя из новых концепций. Результатом решения таких проблем является часто новая, более широкая или более фундаментальная, научная теория.
Условием постановки проблемы служит осмысление ее значения для практики и для самой науки. Для постановки проблемы необходима и оценка способности науки решить вставшую проблему. Известен целый ряд проблем, для решения которых в современной науке еще нет возможности. Наука при этом может как обгонять, так и отставать от общественного развития, от потребностей практики. В наше время установлено, что для успешного развития той или иной области жизни фундаментальные исследования должны опережать конкретные технологические потребности на 8—10 лет.
Проблема составляет важный этап в научном исследовании. Сама постановка проблем является показателем уровня развития науки. Проблема является стимулом развития науки, а способность к постановке проблем и характер поставленных проблем — показателем зрелости ученого. Проблема указывает направление научного поиска, пути научного исследования. Методика постановки проблем включает поэтому поиск решения того или иного вопроса в существующем научном знании, изучение состояния этого вопроса в науке. Важный этап в постановке проблемы — ее определение, которое справедливо рассматривается как первая ступенька к ее решению, к познанию нового. Проблема должна стать точным указанием того, что еще не познано. Для этого надо установить по возможности точные границы поставленной проблемы, ее место среди других проблем, решаемых данной наукой, одним словом, точно знать, что мы еще не знаем. Для правильной постановки проблемы надо, далее, знать уровень науки, средства, методы, которыми она располагает и которые можно использовать для решения проблемы. Вот почему правильная постановка проблемы в значительной степени является залогом ее решения.
При этом надо иметь в виду, что постановка проблемы во всем ее объеме — не одноразовый акт, а последовательное развертывание ряда вопросов. Вслед за решением вопросов о том, что надо знать, следуют вопросы, как получить нужные знания, вопрос о методе, о путях, приемах, средствах познания нового, об условиях решения научной проблемы.
Каждая из действующих в физической культуре наук сталкивается со своими проблемными ситуациями, формулирует и решает свои проблемы. Наиболее распространенными проблемами выступают те или иные потребности социальных и профессиональных групп общества в целом в физических качествах, в физической подготовке людей, методы и способы их формирования и поддержания, привлечения людей к физической культуре, организация и управление физкультурным движением и т. п.
Научные проблемы следует отличать от ненаучных (псевдопроблем), например, проблема создания вечного двигателя. Решение какой-либо конкретной проблемы есть существенный момент развития знания, в ходе которого возникают новые проблемы, а также выдвигаются те или иные концептуальные идеи, в том числе и гипотезы. Наряду с теоретическими существуют и практические проблемы.
Не любая проблема является научной. Научные проблемы выделяются из всех остальных тем, что они ставятся на основе научных предпосылок и исследуются научными методами.
Научные проблемы принято подразделять на фундаментальные, доминирующей целью которых является расширение научного знания, и прикладные, ориентированные, главным образом, на технико-технологическое применение результатов исследования. К последним относятся и проблемы, связанные с усовершенствованием, развитием средств познания. Их важная роль по-настоящему стала осознаваться в XX столетии. Например, многие проблемы ядерной физики невозможно было бы ни осознать, ни решить без новых технических средств познания. В разработке таких средств приходится согласовывать большое количество конструктивных, технико-экономических и других проблем.
Следует заметить, что четких границ между фундаментальными и прикладными проблемами все же не существует. Одна и та же проблема, исследуемая с практической или чисто познавательной целью, может иметь решение, обладающее как практической, так и познавательной ценностью. Такое взаимопроникновение и взаимосвязь двух аспектов науки удачно выражаются в известном афоризме: «Нет ничего более практичного, чем хорошая теория».
Осознание проблемы побуждает ученого построить некоторый план исследования, а также представить себе возможный конечный результат в качестве цели исследования. Выбор проблемы является одновременно и выбором направления исследования. Исследование, которое не начинается с постановки проблемы, обречено на то, чтобы остаться беспредметным.
Постановка научной проблемы включает в себя:
1) осознание проблемной ситуации;
2) формирование проблемного замысла с последующей конкретизацией его в серию сменяющих друг друга вопросов;
3) определение конкретных путей, средств, методов научного
исследования.
Проблемная ситуация является, как правило, результатом противоречия между вновь открытыми в науке фактами и существующей теорией. Возникает проблемная ситуация обычно в следующих случаях:
а) когда новый эмпирический материал не укладывается в рамки имеющихся теоретических представлений, то есть когда обнаруживается невозможность приложения существующей теории к новой предметной области (например, безрезультатность попыток применения представлений классической механики к электромагнитным явлениям);
б) когда развитие теории наталкивается на недостаток опытных данных (такой вариант проблемной ситуации стимулирует целенаправленный экспериментальный поиск);
в) когда возникает необходимость создания теории, обобщающей некоторый круг явлений, изучаемых наукой.
Итак, проблемная ситуация требует осмысления, формулирования и решения новых проблем. При этом проблема выступает как связующий элемент в поступательном движении человеческого знания от неполного, неточного знания ко все более полному и точному. Обнаружение и постановка проблемы вскрывает неполноту предыдущих знаний и тем самым является необходимым и неизбежным моментом в этом переходе к новому знанию.
Однако, далеко не все научные проблемы, в конце концов, решаются. Некоторые проблемы остаются нерешенными в течение продолжительного времени после их постановки (в связи с отсутствием условий для их решения, включая и причины вненаучного плана), другие проблемы оказываются неразрешимыми, а третьи вообще исчезают из поля зрения сменяющихся поколений ученых. В первую очередь устраняются проблемы, которые не соответствуют сегодняшнему уровню развития знаний, принятым в настоящее время научным теориям и поэтому не обещают глубоких результатов при своем рассмотрении. Так, проблема полного описания состояния Вселенной в некоторый момент времени считалась достойной рассмотрения во времена Лапласа, поскольку полагали, что на основе такого знания о Вселенной можно предсказать ее состояние в любой последующий момент. В современной науке подобная проблема считается совершенно бесперспективной. Во Вселенной действуют не только динамические, но и статистические закономерности, и предсказать ее последующее состояние на основе предшествующего невозможно.
В.О. Голубцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко выделяют общие требования, выполнение которых необходимо при постановке научных проблем.
Любая научная проблема должна формулироваться относительно
конкретных, реальных объектов или предметных областей. В науке не может быть «беспредметной» проблемы (также как и «беспредметной» гипотезы или теории).
Необходимо ясное понимание научной проблемы. Отсутствие такого
понимания (или только интуитивное понимание проблемы) влечет негативные последствия: мешает выделению направлений и разработке программ научных исследований, обоснованию и критическому анализу стратегии научного поиска. А это сказывается на способах координации деятельности различных групп исследователей. В условиях разделения научно-исследовательского труда нечетко сформулированная проблема неизбежно ведет к растрате времени, сил и материальных средств, к нагромождению разрозненной информации и т.д.
Научная проблема должна выделять такое направление исследования, в
котором отдельные вопросы могут получать осмысление и решение как ее частности. Известно, что относительно любого объекта в науке можно сформулировать большое количество вопросов, задающих целевые установки, и многие из них в той или иной мере могут оказаться полезными. Но самым важным является умение исследователя выделить, сформулировать, обосновать существенный вопрос, объединяющий все другие, и сосредоточиться на его решении. В этом проявляется подготовленность ученого.
Научная проблема должна обладать свойством разрешимости. Для
прогресса науки и дальнейших действий в научном исследовании важно установить, обладает ли данная проблема этим свойством. Познавательная деятельность ученого во многом зависит от того, какие результаты научного исследования следует считать решением проблемы. Обоснование разрешимости проблемы предполагает получение таких результатов исследования, которые нужно считать ее решением при данном состоянии науки. Поэтому разрешимая проблема (в отличие от псевдопроблем) дает возможность обосновывать и планировать конечный результат, а не объявлять любые результаты решением проблемы. Кроме того, разрешимая проблема позволяет оценивать, отбирать и контролировать познавательные действия и аргументы в самом процессе получения запланированных результатов, а не двигаться к ним при помощи методики «проб и ошибок».
Следует заметить, что в науке нередко приходится сталкиваться с проблемами, допускающими несколько вариантов решения (к таким проблемам, например, относятся технико-экономические проблемы, организационные и т.д.). В таких случаях приходится учитывать, какое именно решение обладает теми или иными преимуществами и поэтому более желательно в данных условиях. Чем сложнее проблема, тем большее количество неизвестных факторов необходимо учитывать при обосновании ее разрешимости, преимуществ и планировании ее решения.
Умение ученого формулировать и критически анализировать аргументы, используемые для обоснования разрешимости или принятия предлагаемого решения проблемы, является важной предпосылкой прогресса научного познания.
Способность воспринимать новые проблемы, видеть и формулировать их — важное условие научного творчества. В науке не существует каких-либо специальных методов поиска и формулирования научных проблем. Для многих из них невозможна и разработка алгоритмов решения. Эти вопросы являются наиболее сложной частью научно-исследовательского труда. Они требуют хорошей подготовки ученого, наличия у него опыта исследовательской работы, творческого подхода, а иногда и мужества.
- Основы философии
- Основы философии
- Введение.
- Глава 1.
- Философия как особая сфера духовной жизни.
- Тестовые задания
- Глава 2.
- 2.1. Становление философии. Античная философия и философия средневековья.
- Глава 3. История русской философии.
- 3.2. Русская философия XVII - XIX веков.
- 3.3. Русская религиозная философия конца XIX – начала XX вв.
- 3.4. Советский период отечественной философии
- Тестовые задания
- Глава 4. Современная научная картина мира.
- 4.I. Современная научная картина мира - целостный образ мироздания.
- 4.2. Учение о бытии.
- Тестовые задания
- Глава 5. Философское понятие материи.
- 5.1. Современная наука об организации и свойствах материи.
- 5.2. Движение как атрибут материи.
- 5.3. Пространство и время.
- Тестовые задания
- Глава 6. Сознание, самосознание и личность.
- 6.1. Предпосылки возникновения сознания. Идеальное и материальное.
- 6.2. Структура и функции сознания. Роль сознания в военном деле.
- Тестовые задания
- Глава 7. Диалектика как учение о универсальных связях и развитии.
- Глава 8. Познание как отражение действительности
- 8.1. Философия о сущности, структуре, возможностях и границах научного познания.
- 8.3. Практика как способ познания и отношения к миру.
- Объект и субъект практики.
- Тестовые задания
- Глава 9 Методы научного познания. Эмпиризм и схоластическое теоретизирование.
- 9.1. Эмпирические исследования в сфере
- 9.2.Специфика теоретического познания
- Тестовые задания
- Контрольные вопросы
- Глава 10 формы научного познания.
- 10.1.Факты - необходимое условие научного исследования
- 10.2. Проблема как этап научного исследования
- 10.3. Гипотеза как структурный элемент научной теории
- 10.4. Теория как целостная система достоверного
- Тестовые задания
- Литература
- Оглавление