logo
Основы философии(полный)

2.1. Становление философии. Античная философия и философия средневековья.

Любая наука имеет свою историю. Не является исключением и философия. Различным историческим периодам развития общества соответствовали и различные исторические типы философии.

Так, ученые-философы обычно выделяют:

1. Античную философию (VI в. до н.э. - VI в. н.э.) - возникает под влиянием мифологии и науки.

2. Средневековую философию (V - XV вв.) - развивается в тесной связи с религиозным сознанием.

3. Философию эпохи Возрождения (XV - XVI вв.) - философские взгляды этой эпохи основываются на искусстве, а эстетический подход здесь играет доминирующую роль.

4. Философию Нового времени (XVII в.).

5. Философию эпохи Просвещения (XVIII - XIX вв.) - акцент на нравственно-этическую тематику, на человеческую деятельность, на мышление, основная ориентация на науку.

6. Современную философию (с середины ХХ в.).

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

Формирование Древнегреческой философии (V - IV вв. до н.э.) связано с рядом объективных обстоятельств:

а) экономический подъем Древней Греции в IX - VII вв. до н.э.;

б) большая роль городов и культурных центров;

в) активная политическая жизнь населения: социальное расслоение населения, классовая борьба, обширные внешние связи, непрерывные войны между отдельными греческими государст¬вами и другие причины.

Особенностью греческой философии являлось стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Для мыслителей этого пери¬ода развития человеческой истории была характерна диалектика мыш¬ления, рассмотрение космоса как непрерывно изменяющегося целого (особенно ярко диалектика представлена у Гераклита).

В философии Древней Греции выделяют ряд школ: Милетская школа, Эфесская школа, школа атомистов и др.

Милетская школа.

Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Все они одновременно были и естествоиспытателями: предпринимали попытки научного объяснения происхождения Земли, Солнца, звезд, высказывали предположения о причине солнечного затмения.

Фалес (625 - 547 гг. до н. э.) являлся родоначальником греческой философии. В качестве всеобщего начала мира называл воду. Вода - единый субстрат, она - вечна, вещи же, возникающие из воды - временны, прехо¬дящи.

Фалес первым в Древней Греции поднялся до уровня понимания материального единства мира.

Ученик Фалеса Анаксимандр (610 - 546 гг. до н. э.) первопричиной всего сущего считал апейрон - неопределенную по своей сущности вечную материю. Все возникает из апейрона и прекращает свое существование, превращаясь в него. В результате движения апейрона происходит рождение и гибель миров, вечный круговорот Вселенной.

По учению Анаксимена (588 - 525 гг. до н. э.), все сущее происходит из первоматерии – воздуха – и обратно в нее возвращается. Воздух бесконечен, вечен, подвижен. Сгущаясь, он образует сначала облака, затем воду и, наконец, землю и камни, разряжаясь – превращается в огонь.

Эфесская школа.

Гераклит (ок. 544 г. до н. э.) – древнегреческий философ-материалист и диалектик. Уроженец Эфеса, аристократ по рождению, царского происхождения. По Гераклиту, первооснова всего сущего – огонь, наиболее способный к изменению и подвижный. Из огня произошел мир в целом, отдельные вещи и даже души. Все рождается из огня и в него превращается. Мир, космос безначален, этот мир находится в постоянном движении и изменении. В мире нет ничего постоянного, в нем все течет, все изменяется. Однако движение Гераклит сводил к простому круговороту, т. е. он не дошел до понимания развития материи как поступатель¬ного движения. Гераклит обосновал единство и неразрывную связь борющихся противоположностей, утверждал познаваемость мира (познание начинается с органов чувств, а завершается - мышлением).

Школа Атомистов.

Левкипп (500 - 440 гг. до н. э.) – современник и соратник Демокрита, является основоположником атомистики. «Мир материален и вечен» - утверждал философ. Материя первична, вечна и бесконечна. Левкипп ввел в оборот науки три новых понятия: абсолютной пустоты, атомов, движущихся в этой пустоте, и механической необходимости.

Демокрит (460 - 370 гг. до н. э.) – один из основателей атомистики, занимался математикой, физикой, военной наукой. Он признавал два первоначала: атомы и пустоту. При этом атомы, т. е. неделимые частицы материи, неизменны: они вечны, находятся в постоянном движении и отличаются друг от друга лишь формой, величиной, положением и порядком. Атомы нельзя увидеть, их можно только мыслить. Движение, перемещение атомов - вечное, естественное состояние материи. Из соединения атомов образуются тела: распад атомов ведет к их гибели. Бесконечное множество атомов вечно движется в бесконечной, но делимой «атомизированной» пустоте; перемещаясь в разных направлениях, они иногда сталкиваются друг с другом, образуя вихри атомов. Все в природе причинно обусловлено. Так происходит бесконечное множество «рождающихся и умирающих» миров, которые не сотворены богом, а возникают и уничтожаются естественным путем, по необходимости.

Демокрит признавал познаваемость мира: в ее основе лежит теория истечения идолов (зародыш теории отражения внешнего мира в сознании человека). Он выдвинул идею развития общества от дикости к цивилизации, источник этого развития - нужда человека.

Школа Эпикурейцев.

Эпикур (341 - 270 гг. до н. э.) - в учении о природе он продолжал традиции атомистов. Особое внимание он уделял проблемам этики: цель человеческой жизни - счастье отдельного человека; высшее удовольствие человека - его душевный покой и безмятежность.

Активным поборником эпикурейской этики был римский философ Лукреций Кар.

Школа Пифагорейцев.

Пифагор (вторая половина VI - начало V в. до н. э.) – древнегреческий философ с острова Самоса. Утверждал, что начало всего сущего – есть число, соотношение чисел, а началом числа выступает единица, единое. Абсолютизировав абстракцию количества и оторвав его от материальных вещей, Пифагор и его последователи пришли к выводу о том, что количественные отношения являются сущностью вещей.

Школа Элеатов.

Парменид (род. 515 г. до н. э.) – глава элейской школы (Элеаты). Мир Парменид представлял в виде неподвижного и сплошь заполненного шара. Выступал против диалектики Гераклита и его последователей. Отрицание движения делает его родоначальником метафизики. Недоверие к показаниям чувств, высокая оценка умозрительного знания вносят в учение Парменида элемент рационализма. Бытие - есть то, что можно познать только разумом (а не органами чувств), бытие и мышление - есть одно и то же.

Зенон Элейский (490 - 430 гг. до н. э.) – древнегреческий философ. Впервые ввел в употребление диалогическую форму в философии, выдвинув ряд парадоксальных положений - апорий (затруднений), с помощью которых пытался доказать неподвижность бытия.

Апория «ДИХОТОМИЯ» (деление пополам): чтобы пройти какое-либо расстояние, необходимо вначале пройти его половину и т. д. до бесконечности; это деление будет продолжаться до бесконечности; таким образом, он делает вывод о том, что до конца расстояние пройти просто невозможно.

Апория «АХИЛЕС И ЧЕРЕПАХА»: быстроногий Ахилес никогда не сможет догнать черепаху, так как, когда он преодолеет разделяющее их расстояние, черепаха проползет еще немного, и так всякий раз будет продолжаться до бесконечности.

Апория «СТРЕЛА»: летящая стрела на самом деле покоится, а значит, движения нет.

Из апорий Зенон делает вывод, что движение реально не существует, а существует лишь в размышлениях человека, в его мышлении.

Школа Сократиков.

Сократ (470 - 399 гг. до н. э.) – древнегреческий философ. В центре его философии вопросы: Что такое человек? Что такое его сознание? Что есть добро и зло? Строение мира, физическая природа вещей непознаваемы: знать мы можем только себя самих. Это понимание предмета познания Сократ выразил формулой: «Познай самого себя». Высшая задача знания не теоретическая, а практическая – искусство жить. Философия выступает средством формирования добродетельного человека.

Важное место в философии Сократа занимает проблема знания и незнания: нравственное зло идет от незнания. Отсюда - знание служит источником нравственного совершенствования личности.

Платон (427 - 347 гг. до н. э.) – древнегреческий философ-идеалист, ученик Сократа, основатель объективного идеализма, автор свыше 30 философских диалогов («Софист», «Парменид», «Государство» и др.). Отстаивал идеалистический взгляд на мир. Бытие - есть идеальное, бестелесное образование - ИДЕЯ. Вещи причастны к идеям и существуют в силу этой причастности. Сама идея - есть вечное, неизменное, постоянное образование. Материя - в свою очередь, есть изменчивое, непостоянное и, в силу этого, непознаваемое образование.

Важнейшие объекты исследования в философии Платона: человек, общество и государство. Человек имеет бессмертную душу и смертное тело, телесное начало подчинено духовному в человеке.

В учении об обществе Платон изобразил идеальное аристократическое государство, предпосылкой которого является рабский труд («Законы»): государством правят «философы»; его охраняют «стражи», или «воины»; ниже этих обоих разрядов свободных граждан – «ремесленники».

Стоики.

Зенон из Китиона (333 - 262 гг. до н. э.).

Посидоний (II - I вв. до н. э.).

Сенека (5 г. до н. э. - 65 г.).

Марк Аврелий (121 - 180 гг.).

Все они считали, что философия не только наука, но и жизненная мудрость. Только философия способна научить человека сохранять самообла¬дание и достоинство. Свобода от власти внешнего мира - главное достоинство мудреца.

Скептицизм.

Пиррон (IV в. до н. э.) отвергал существование причины явлений, движения. Подвергал сомнению возможность достижения достоверного знания.

Завершает классическое развитие древнегреческой философии Аристотель.

Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ и энциклопедический ученый, основоположник науки логики и ряда отраслей специального знания.

В 17 лет Аристотель отправился в Афины. Образование получил в школе Платона. Был учителем А. Македонского (преподавал географию, историю, этику). В Афинах (335 г.) основал собственную школу - Ликей.

В философии Аристотель - дуалист. Признавал существование материального мира, природы как бесконечной совокупности вещей. Материя - это не конкретные вещи, а лишь их субстрат (основа), из которой они образуются. Однако, материя - есть пассивное начало, форма же представленная этой материей - есть активное начало. Главная из всех форм - и есть бог.

Аристотель явился автором геоцентрической системы мировоззрения: в центре вселенной находится Земля, вокруг нее - семь прозрачных сфер, на которых закреплены Солнце, Луна и другие планеты.

В гносеологии Аристотель утверждал, что познание начинается с чувственного восп¬риятия. Истинное знание достигается через абстрактное мышление. Однако он метафизически противопоставлял чувственное познание абстрактному.

В социальном учении Аристотель обосновывал вечность рабовладельческого строя. Выделял 3 формы государства: монархия (власть одного), аристократия (власть немногих), демократия (власть большинства). Сам он был сторонником демократии. Человек - есть общественное животное, наделенное разумом. Только в обществе человек может формироваться как личность, воспитываться как нравственное существо.

Аристотелем завершается классический период в развитии древнегреческой философии.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ (V-XV вв.).

Если греческая философия выросла на почве античного рабовладельческого общества, то философская мысль средних веков принадлежит к эпохе феодализма (V-XV века). Средневековое мышление по существу своему - теоцентрично, т. е. реальностью, определяющей все сущее, является бог. Согласно христианской религии, бог актом своей воли сотворил мир из ничего. Христианский философ Августин Блаженный (354 - 430 гг.) говорил поэтому, что Бог - есть высшее бытие, высшая субстанция, высшая (нематериальная) форма, высшее благо. Бог открывает себя народу.

В Западно-Европейской схоластике этого периода развития филосо¬фии шла борьба между двумя направлениями в философии: реализмом и номинализмом.

Реализм - учение, согласно которому, подлинной реальностью обладают только общие понятия (универсалии), а не единичные предметы, существующие в мире. Аксельм Кентеберийский (1033 - 1109 гг.) подчеркивал: общие понятия существуют до единичных вещей и представляют

собой идеи в божественном разуме. Лишь благодаря разуму, человек в состоянии познать данные вещи.

Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики был монах доминиканского ордена Фома Аквинский (1225 - 1274 гг.). Он пытался обосновать основные принципы христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля. Высшее начало - есть само бытие. Под бытием Ф. Аквинский подразумевает христианского Бога, сотворившего мир, как о том повествуется в Ветхом Завете.

Учение Ф. Аквинского (томизм) пользовалось большим влиянием в средние века, римская церковь официально признала его. Это учение возрождается в XX веке под названием неотомизма – одного из наиболее значительных течений католической философии на Западе (Жак Маритен – Франция).

Номинализм – (от лат. nomen – имя). Общие понятия не обладают самостоятельным существованием вне единичных вещей и формируются в процессе абстрагирования ряда общих признаков вещей и явлений в сознании человека. Расцвет номинализма приходится на XIII и особенно XIV век. Его главные представители – Росцелин (XI - XII вв.), Уильям Оккам (1285 - 1349 гг.), Иоанн Дунс Скот (1266 - 1308 гг.).

В номинализме определяющее значение получила идея божественного всемогущества, а творение рассматривается как акт божественной воли. Идеи, согласно Оккаму, не существуют в божественном уме в качестве прообразов вещей: сначала бог творит своей волей вещи, а идеи формируются в его уме уже после них, как представления о вещах.

В целом номинализм в значительной мере определил направление и характер развития философии XVI - XVII вв. Именно с номинализмом связано развитие материализма в эпоху Возрождения.

Таким образом, философия как форма общественного сознания возникла на рубеже перехода от первобытнообщинного строя к рабовладельческому в виде борьбы двух направлений: материализма и идеализма.

Философию средневековья в целом можно охарактеризовать как теоцентризм: все основные понятия соотнесены с богом и определяются через него.

2.2. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

И НОВОГО ВРЕМЕНИ.

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ (XV - XVI вв.).

Начиная с XV века, в странах Западной Европы происходит целый ряд изменений в социально-экономической и духовной жизни, знаменующих начало новой эпохи, которая вошла в историю под именем Возрождения. Складываются капиталистические производственные отношения, в духовной жизни происходит освобождение от религиозного мировоззрения. Наметился процесс секуляризации (освобождение всех областей общественной жизни от религии и церковных инсти¬тутов), происходивший во всех областях культурной и общественной жизни. Самостоятельность по отношению к церкви приобретают не только экономическая и политическая жизнь, но и искусство, точные и гуманитарные науки, в том числе и философия.

Происходит возрождение античной культуры, античного образа жизни, способа мышления и чувствования (отсюда идет само название – «Ренессанс», то есть процесс «Возрождения»). Мировоззрение эпохи Возрождения ориентировано на искусство.

В центре внимания философии эпохи Возрождения - человек (поэтому философское мышление этого периода антропоцентрично): разносторонность человека - вот ее идеал. Человек здесь – не просто природное существо, он сам творец своего счастья и этим отличается от прочих природных существ. По мере того, как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.

В эпоху Возрождения возросла ценность отдельного человека. В этот период формируется понятие личности. Главное в личности - способность различать добро и зло и поступать в соответствии с этим различием. Вместе с этим появляется и второе важнейшее определение личности - человек, способный нести ответственность за свои поступки.

Философия эпохи Возрождения вновь обращается к изучению природы: природа трактуется пантеистически, то есть с точки зрения растворения бога в природе (природа и есть бог).

Философы, представители эпохи Возрождения: Николай Кузанский (1401 - 1464 гг.), Николай Коперник (1473 - 1543 гг.), Джордано Бруно (1548 - 1600 гг.), Галлилео Галлилей (1564 - 1642 гг.), Никколо Макиавелли (1469 - 1527 гг.). Н. Кузанский отвергал дуализм, заявляя «единое - есть все», единое тождественно беспредельному, бесконечному. Он явился одним из родоначальников новоевропейской диалектики (обосновал принцип совпадения противоположностей). Н. Коперник основал новую астрономическую систему – гелиоцентрическую (в центре ее находится Солнце), утверждал что Вселенная безгранична. Отождествляя космос с бесконечным божеством, Д. Бруно получает и бесконечный космос. В своих опытах он доказал, что Земля вращается вокруг своей оси (отсюда смена дня и ночи) и вокруг Солнца. Источник движения материи находится в ней самой.

Неудивительно, что учение Д. Бруно было осуждено церковью как еретическое. Инквизиция требовала, чтобы итальянский философ отрекся от своего учения. Однако Д. Бруно предпочел смерть отречению и был сожжен на костре.

Общество, учил итальянский мыслитель Н. Макиавелли, развивается не по воле бога, а в силу естественных причин. В основе развития истории лежат «материальный интерес» и сила. Н. Макиавелли выступал за создание сильного национального государства. В политической борьбе считал допустимым во имя великих целей пренебрегать законами морали и применять любые средства, оправдывал жестокость и вероломство правителей в их борьбе за власть.

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО BPEMEHИ (XVII в.).

XVII век открывает следующий период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени. Развитие нового буржуазного общества порождает изменения не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором такого изменения общественного сознания оказывается наука, и прежде всего, экспериментально-математическое естествознание. Бурное развитие капитализма в Англии и Нидерландах вызвало потребность в развитии науки. Отсюда, в философии на первый план выдвигаются проблемы теории познания - гносеологии.

Философы Нового времени:

а) Материалисты:

– Френсис Бэкон (1561 - 1626 гг.)

– Томас Гоббс (1588 - 1679 гг.)

– Бенедикт Спиноза (1632 - 1677 гг.) - Голландия;

б) Идеалисты:

– Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716 гг.) - Германия

(объективный идеализм);

– Джордж Беркли (1685 - 1735 гг.)

– Давид Юм (1711 - 1776 гг.)

в) Дуализм:

– Рене Декарт (1596 - 1650 гг.).

Английский философ Ф. Бэкон явился родоначальником эмпиризма в науке. В своем философском труде «Новый органон» он подчеркивал, что в основе мира лежат натуры (т. е. свойства: вес, плотность, протяженность), а комбинации этих свойств и образуют все многообразие вещей. Ф. Бэкон, считая главной задачей философии создание нового метода научного познания, переосмысливает предмет и задачи науки, по сравнению с ее пониманием в средние века. Цель научного знания – в принесении пользы человеческому роду, в отличие от тех, кто видел в науке самоцель, а главной задачей любой науки является увеличение власти че¬ловека над природой. Ему принадлежит афоризм «Знание – сила», в котором отразилась практическая направленность новой науки. Во взглядах на сущность и формы движения, Ф. Бэкон - метафизик (абсолютизировал механическую форму движения мате¬рии).

Принципы эмпиризма, провозглашенные Ф. Бэконом, получили свое дальнейшее развитие у английского философа Т. Гоббса. В философском труде «Левиофан» Т. Гоббс обосновал учение, согласно которому, в основе мира лежит протяженность, реально существуют только единичные вещи, а общие понятия суть лишь имена вещей. Всякое знание, поэтому, своим источником имеет опыт; только один род опыта – есть восприятие, а другой – знание об именах вещей. Предметом философии Т. Гоббс считал тело, возникновение которого мы можем постичь с помощью научных понятий. Будучи метафизиком, он также абсолютизировал механическую форму движения материи. Т. Гоббс являлся отцом политологии как науки.

Нидерландский философ Б. Спиноза испытал на себе сильное влияние Р. Декарта, но не принял его дуализма и создал монистическое учение о единой субстанции, которую он назвал Богом или природой. Бог Б. Спинозы – бесконечная безличная сущность, главным определением которой является существование, бытие в качестве начала и причины всего сущего. Представление о слиянии бога и природы, которое лежит в основе учения Б. Спинозы (основной труд «Этика»), называется пантеизмом.

В своем философском мировоззрении Б. Спиноза - метафизик (абсолютизация механической формы движения). В гносеологии Б. Спиноза - рационалист. Он недооценивал роль чувственных форм познания мира, считая их способными давать лишь поверхностные сведения о предметах и явлениях. Истинное знание достигается разумом. В социальной философии - он фаталист: весь мировой процесс совершается в силу абсолютной необходимости, и человеческая воля ничего не в состоянии здесь изменить.

Заслуживает внимания учение Б. Спинозы о свободе. Он не принимал свободу как свободу воли. Путь к свободе он понимал через познание закономерностей. Именно ему принадлежит формулировка: «Свобода - есть осознанная необходимость».

Учению Б. Спинозы о единой субстанции немецкий философ Г. Лейбниц в своей работе «Монадология» противопоставил учение о множественности субстанций. Самостоятельно существующие субстанции у него получили название монад («монада», в переводе с греческого, означает «единица», «единое»). Мир состоит из самостоятельно существующих субстанций - монад: все монады неделимы и одушевлены, монады замкнуты и не взаимодействуют между собой. По своему рангу они подразделяются на: низшие - в минералах; затем идут монады, воплощенные в растениях, жи¬вотных и в человеке; и, наконец, высшие монады - это Бог.

Английский философ, субъективный идеалист Дж. Беркли в философских произведениях «Трактат о началах человечес¬кого знания» и «Три разговора между Гилосом и Филоносом», исходя из того, что человек непосредственно воспринимает только свои «идеи» (ощущения), пришел к выводу, что существование вещей состоит в их воспринимаемости. Мир - это совокупность наших ощущений, все наши знания - есть результат наших ощущений. Идеи, по Дж. Беркли, пассивны, они усваиваются бестелесной субстанцией, душой, которая активна и обладает способностями воспринимать идеи (разум) и вызывать их или воздействовать на них (воля).

Английский философ-идеалист, психолог, историк Д. Юм в работе «Исследование человеческого разума» обосновал учение, согласно которому, в основе мира лежат наши ощущения, наш опыт. Все знания из опыта, а опыт - есть смена ощущений, однако за пределы данного опыта человек выйти не в состоянии. Он отрицал объективный характер причинности, признавая при этом бесспорное существование субъективной причинности.

Идея создания единого научного метода познания (рационального метода) принадлежит французскому философу, математику Рене Декарту. Впервые в философии он разделяет всю действительность на субъект и объект познания.

В своей философии Р. Декарт выступает как дуалист, признающий наличие субстанций в основании мира. Субстанция - это есть Бог, который и создал окружающий нас материальный мир. Сотворенный мир Р. Декарт делит на два рода субстанций: духовные субстанции (они неделимы, в себе имеют врожденные идеи); материальные субстанции (они делимы, и подчи-няются в своем развитии механическим законам). Основными атрибутами субстанций выступают мышление и протяженность, остальные их атрибуты производны от этих первых: воображение, чувство, желание – модусы мышления; фигура, положение, движение – модусы протяжения.

Дуализм субстанций позволил Р. Декарту создать материалистическую физику как учение о протяженной субстанции и идеалистическую психологию как учение о субстанции мыслящей. Связующим звеном между ними оказывается Бог, который вносит в природу движение и обеспечивает постоянство всех ее законов. Р. Декартом создано представление о природе, как о гигантской механичес¬кой системе, приводимой в движение божественным «толчком». Он был также выдающимся математиком, создателем аналитической геометрии.

ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ (XVIII-XIX вв.).

XVIII век в истории мысли не случайно называют эпохой Просвещения: научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь распространяется вширь, выходя за пределы университетов и лабораторий в светские салоны Парижа и Лондона, становясь предметом обсуждения среди литераторов, популярно излагающих последние достижения науки и философии. Оптимизм Просвещения был исторически обусловлен тем, что оно выражало умонастроение поднимающейся и крепнущей буржуазии. Не случайно родиной Просвещения стала Англия, раньше других вставшая на путь капиталистического развития. Для этой эпохи характерна связь науки с практикой, критика метафизики, апелляция к науке.

Видными представителями философии эпохи Просвещения были:

 Англия: Дж. Локк, Дж. Толланд, А. Коллинз, Т. Рид, А. Смит.

 Франция: Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбах, Ж. Ламетри.

 Германия: Г. Лессинг, И. Гердер, И. Кант.

Первой философской величиной среди плеяды английских просветителей был Джон Локк (1632 – 1704 гг.), друг И. Ньютона, чья философия, по убеждению современников, стояла на тех же принципах, что и научная программа великого физика. Основное сочинение Д. Локка «Опыт о человеческом разуме» развило теорию познания. Отвергнув учение Р. Декарта о врожденных идеях, Д. Локк единственным источником всех идей объявляет опыт. Идеи возникают или вследствие действия внешних вещей на органы чувств (идеи ощущения), или вследствие внимания, направленного на состояние и деятельность души (идеи рефлексии). Посредством идей ощущения мы воспринимаем в вещах либо первичные, либо вторичные качества. Идеи, приобретенные из опыта, только материал для знания, но еще не само знание. Чтобы стать знанием, материал идей должен быть переработан деятельностью рассудка, отличной и от ощущений, и от рефлексии и состоящей в сравнении, сочетании и отвлечении.

В учении о государственной власти Д. Локк разработал принципы естественного права, предложил тот естественно-правовой идеал, в котором выразились потребности набирающего силу буржуазного класса. К неотчуждаемым правам человека, согласно Д. Локку, принадлежат три основных права: на жизнь, свободу и собственность. Право на собственность у него тесно связано с высокой оценкой человеческого труда.

Из Англии идеи Д. Локка были перенесены во Францию, где встретили восторженный прием. Благодаря, прежде всего, Ф. Вольтеру, а затем и другим французским просветителям, философия Д. Локка и механика И. Ньютона получили широкое распространение на континенте.

В философии Мари Франсуа Аруэ Вольтера (1694 – 1778 гг.) большую роль играет вопрос активности субъекта. Он понимал человека как существо социальное, общественность которого состоит в том, что он живет среди других людей; требовал равенства людей, понимая его как равенство политическое, равенство перед законом и правом. Социальное и имущественное неравенство Ф. Вольтер считал предпосылкой сохранения общественного равновесия и нормального развития общества. Свободу человека он также понимал в абстрактно-правовом смысле.

Своеобразное место в философии эпохи Просвещения принадлежит Жан-Жаку Руссо (1712 – 1778 гг.) – философу, социологу, одному из теоретиков педагогики. В вопросах мировоззрения Ж.-Ж. Руссо придерживался деизма. Наряду с существованием Бога признавал также и бессмертие души. Ж.-Ж. Руссо рассматривал материю и дух как два извечно существующих начала. Как социолог, Ж.-Ж. Руссо занимал радикальную позицию. Он резко критиковал феодально-сословные отношения и деспотический режим, высказывался за буржуазную демократию и гражданские свободы, за равенство людей независимо от рождения.

Автор широко известной работы «Человек – машина» Жюльен Офрэ де Ламетри (1709 - 1751 гг.) утверждает, что основу мира составляет материя, которая обладает тремя свойст¬вами: протяженностью, движением и чувствительностью. Источник движения – в самой материи, но сущность материи и движения непознаваема. Мышление, основанное на ощущениях, является свойством определенного вида материи.

К пониманию человека Ж. Ламетри подходит механистически (человек - машина). Согласно этому подходу, «двигателем» человека выступает его материальная душа.

Один из наиболее образованных французских мыслителей Дени Дидро (1713 - 1784 гг.) в сочинении «Мысли об объяснении природы» отстаивает идею материального единства и бесконечности мира. Материя - причина самой себя, источник всякого развития - внутренняя активность материи. Признавая исходным источником познания чувства, он не отрицает значения разума и подчеркивает их взаимосвязь.

Представитель французского материализма Клод Адриан Гельвеций (1715 - 1771 гг.) признает объективный, материальный характер внешнего мира. В его работе «Об уме» утверждается: мир – это движущаяся в пространстве и во времени объективно существующая материя, познаваемая при помощи ощущений. Другим орудием познания К. Гельвеций считал память, которую определял как «длящееся, но ослабленное ощущение».

К. Гельвеций подчеркивал роль социальной среды в воспитании человеческого характера. Поведение человека подчинено «закону интересов». Основным критерием нравственности выступает «польза» общества. Общество – это совокупность индивидов. Благополучие общества обеспечивается «разумным правителем», желательно, чтобы им был философ.

Поль Анри Гольбах (1723 - 1789 гг.) в своем труде «Система природы» утверждал, что материя – это «все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства», материя - есть абстракция для обозначения окружающего нас мира. Она состоит из неизменных и неделимых атомов, основные свойства которых – протяженность, вес, фигура, непроницаемость. Движение – также атрибут материи – П. Гольбах рассматривал как простое перемещение тел в пространстве, разделяя его на два вида: механическое движение и взаимодействие мельчайших материальных частиц. П. Гольбах, как активный атеист, выступал против религии, был сторонником конституционной монархии.

Отменяя прежние, добуржуазные формы общности, философы XVIII века предлагают вместо них новую – юридическую всеобщность, перед лицом которой все индивиды равны. В этом отношении характерно творчество немецкого просветителя, философа, публициста, критика и драматурга Готхольда Эфраима Лессинга (1729 - 1781 гг.). Вся его деятельность была направлена на борьбу против политики и идеологии феодальной реакции, за свободное, демократическое развитие немецкого народа и его культуры. В философской драме «Натан Мудрый» Г. Лессинг провозглашает не только идею веротерпимости, но и право на свободомыслие, утверждает равенство народов и призывает их к дружбе.

В творчестве Г. Лессинга явственно слышатся протестантские мотивы: деятельность ремесленника, промышленника, купца, вообще всякий труд, приносящий доход трудящемуся и пользу его согражданам, - занятие почтенное. Рассудительность, честность, трудолюбие и великодушие – вот основные достоинства положительного героя просветительской драмы и романа.

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

В истории развития философской мысли огромную роль сыграли классики немецкой философии: с одной стороны - идеалисты И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель; с другой стороны - материалист Л. Фейербах. Все они глубже и правильнее отражали действительность, чем некоторые представители материалистов-метафизиков; подчеркивали активность мышления (хотя и не понимали действительного характера мышления); подвергли критике метафизический метод мышления; подняли на новую, более высокую ступень диалектический взгляд на мир; развили на идеалистической основе принципы диалектики, ее законы и категории.

Родоначальником классической немецкой философии был Иммануил Кант (1724 - 1804 гг.). Он родился в семье ремесленника в Кенигсберге, в 21 год закончил университет и с 1770 года стал профессором.

И. Кант создал систему трансцендентального (или критического) идеализма. В философии И. Канта выделяют 2 периода:

 Первый период (до начала 70-х гг. - докритический период) характеризуется особым вниманием И. Канта к вопросам естествознания, к поиску метафизических оснований частных наук. В этот период он решает философские проблемы природы, религии, этики; рассматривает «естественную историю неба»; выдвинул идею образования Солнечной системы из облака частиц материи.

 Второй период (критический период - после 70-х гг.) связан с исследованием И. Кантом форм и категорий мышления, возможностей разума, определяющих наше познание, его структуру.

Согласно его концепции, имеется два источника всякого знания человека – чувственность и рассудок, руководимые разумом. Если до него материалисты считали, что человек пассивно отражает внешний мир, то И. Кант рассматривает процесс познания в главном произведении «Критика чистого разума» (1781 г.) как творческий процесс конструирования познаваемых объектов в мышлении познающего субъекта. Он признавал существование воздействующего на человека мира вещей вне нашего сознания. Ощущения вещей и предметов в сознании человека упорядочиваются с помощью априорий. Однако эти предметы, вещи непознаваемы, их сущность недоступна человеческому познанию. Наши представления о вещах носят индивидуальный и субъективный характер, всегда отличаются от «вещей в себе» в силу относительности нашего знания. Таким образом, «вещь для нас», т. е. воспринимаемый нами «объект», всегда – лишь сторона объекта.

Значительное место в философии И. Канта занимали и социальные проблемы. Государство он рассматривал как объединение людей, подчиненных правовым законам. И. Кант подчеркивал, что война - есть бич человечества, но, в то же время, она - есть необходимое средство продвижения общества вперед в своем развитии. Философ осуждал истребительные войны, однако признавал законность спра¬ведливых войн.

Иоганн Готлиб Фихте (1762 – 1814 гг.) - немецкий философ, субъективный идеалист и диалектик. Был профессором Йенского и Берлинского университетов (а в этом университете стал первым выборным ректором). Главный труд – «Основа общего наукоучения» (1794 г.). Следуя И. Канту и также называя свою философию критической, однако, отбросив его «вещь-в-себе», И. Фихте пошел по пути субъективного идеализма. Раскрывая активно деятельную природу мышления, он считал, что «не – Я» (объект, внешний мир) - есть продукт деятельности познающего субъекта – «Я».

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 – 1854 гг.) – немецкий философ, объективный идеалист, крупный представитель диалектики. Был профессором в Йене, Берлине и членом Мюнхенской академии наук. Главное сочинение: «Система трансцендентального идеализма» (1800 г.). Создал диалектическую натурфилософию, которая, в конце концов, трансформировалась в философию тождества мышления и бытия. Ф. Шеллинг считал, что источник всего сущего - есть абсолютное «Я», а познание и вообще вся деятельность человека не получат объяснение, если не признать природу тождественной духу, разуму.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831 гг.) – крупнейший представитель немецкой классической философии, создатель системы объективного идеализма и теории (метода) диалектики. Родился в Штутгарте. Изучал философию и теологию в Тюбингенском университете, защитил диссертацию магистра, затем диссертацию доктора богос¬ловия. С 1818 г. – Г. Гегель работал профессором, а с 1829 г. - ректором Берлинского университета. Его философские труды: «Философия духа» (1806 г.). «Феноменология духа» (1807 г.), «Наука логики» (1816 г.), «Энциклопедия философских наук» (1817 г.).

Основной вопрос философии Г. Гегель решал с позиции объективного идеализма: мировой дух - основа всех явлений природы и общества, а природа и общество - есть формы развития мировой души. В основе всех явлений природы и общества лежит абсолют, духовное и разумное начало – абсолютная идея, мировой разум, мировой дух. Это начало активно и деятельно, причем деятельность его состоит в мышлении, а точнее – в самопознании.

Основное противоречие в философии Г. Гегеля заключается между идеалистической философской системой и прогрессивным философским методом.

Философская система Г. Гегеля.

В развитии абсолютной идеи Г. Гегель выделял 3 этапа:

1. логический этап (логика);

2. философия природы (воплощение абсолютной идеи в природу);

3. философия духа (воплощение абсолютной идеи в человеке и обществе).

На 1 этапе:

 абсолютная идея развивается в самой себе, в ее собственном лоне, в «стихии чистого мышления»;

 здесь абсолютная идея саморазвивается, познает себя;

 идея раскрывает свое содержание в системе взаимно связанных и переходящих друг в друга логических категорий.

На 2 этапе:

 абсолютная идея здесь развивается в форме «инобытия», т. е. в форме природы;

 абсолютная идея порождает природу, но природа не способна к самостоятельному развитию;

 природа служит лишь внешним проявлением саморазвития логических категорий.

На 3 этапе:

 абсолютная идея сбрасывает с себя физическую оболочку, свое природное ино¬бытие;

 она возвращается к себе, но на более высокой основе;

 здесь абсолютная идея становится духом, осознает себя и проявляется в материальной и духовной деятельности людей;

 на этом этапе она постигает свое содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности.

Диалектический метод Г. Гегеля.

Диалектика - основа, истинный центр всей философской проблематики у Г. Гегеля. И хотя диалектика у него была подвергнута мистификации, это не помешало ему первому дать всеобъемлющее и сознательное изображение ее всеобщих форм движения как высших принципов мышления и других видов деятельности.

Анализируя развитие абсолютной идеи (на I этапе ее развития – логическом), Г. Гегель становится на позицию диалектики: рассматривает закон перехода количественных изменений в ка¬чественные; анализирует категории: бытие, мера, качество, количество, скачек; изучает категории: тождество, единство, борьба, противополож¬ность. Г. Гегель подчеркивает, что противоречия движут миром и источником всякого развития выступает саморазвитие абсолютной идеи. Источником развития является противоречие, которое движет миром, есть «корень всякого движения и жизненности», принцип всякого самодвижения и познания.

В своих работах Г. Гегель серьезное внимание уделял анализу основных форм общественного сознания: философии, религии, искусства, морали (нравственности), правосознания в их взаимосвязи и субординации. Войну он рассматривал как обязательное условие для формирования нравственно целостной личности и общества.

Людвиг Фейербах (1804 - 1872 гг.) - немецкий философ, первым подвергший критике систему и метод Г. Гегеля с материалистических позиций. Родился в семье известного юриста, учился в Берлинском университете, где слушал лекции Г. Гегеля. По окончании университета и защиты диссертации стал приват-доцентом Эрлангенского университета. Основные работы Л. Фейербаха: «К критике философии Гегеля» (1839 г.), «Сущность христианства» (1841 г.), «Основные положения философии будущего» (1843 г.).

Л. Фейербах - воинствующий материалист: природа, материя - вечная субстанция; она никем не создана, сама себе причина. Природа - не только основа всего сущего, но и единственный источник наших знаний. Сознание человека - есть продукт материи. Выступал против агностицизма И. Канта.

Характерная черта материализма Л. Фейербаха – антропологизм, т. е. понимание человека как чисто природного, биологического существа, как «единственного, универсального и высшего предмета новой философии». Человек - составная часть природы, но он лишь пассивный созерцатель природы, а не активная действующая сила.

Л. Фейербах выступал против религии, однако обожествлял отношения между людьми, считал, что с помощью всеобщей любви, можно решить все социальные проблемы. Выступая против идеализма Г. Гегеля, он не смог увидеть, понять рационального зерна его философии – диалектики. Поэтому, преодолев идеализм Г. Гегеля, Л. Фейербах отбросил и его диалектику. В учении об обществе, он оставался на идеалистических позициях.

Таким образом, немецкая классическая философия - это значительный вклад в раз¬витие материалистического и идеалистического направлений в философс¬кой мысли. Величайшая ее заслуга состоит в том, что она дала материалисти¬ческий метод для теории и практики общественного развития.

МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

Новые философские идеи и теории возникают не на голом месте, а на основе развития материальной и духовной жизни общества. Возникновение марксистской философии обусловлено социально-экономическими, политическими, естественнонаучными и теоретическими предпосылками.

а) Социально-экономические и политические предпосылки.

Капитализм вступил в стадию общего кризиса: восстание леонских (1831 – 1834 гг.) и силезских ткачей в Германии (1844 г.), движение английских рабочих - чартизм. Борьба рабочего класса носила неорганизованный характер, в его рядах отсутствовало идейное единство. Поэтому назрела потребность преодолеть стихийность в рабочем движении, вооружить трудящихся революционной теорией: указать цели, пути и средства борьбы.

б) Естественнонаучные предпосылки.

В 30 - 50 гг. XIX в. сделаны 3 великие открытия:

В 1842 – 1845 гг. немецкий физик Роберт Майер открыл закон сохранения и превращения энергии. Независимо от него, этот закон был открыт также английскими физиками Гровом и Д.П. Джоулем, датским инженером Кольдингом и русским ученым Ленцем . Открытие закона показало, что различные формы движения материи не изолированы друг от друга, а связаны между собой и при извест¬ных условиях переходят одна в другую.

В 30-е гг. XIX в. было завершено создание клеточной теории. В 1665 г. Р. Гуком впервые была открыта растительная клетка. В середине ХVIII в. К. Вольф описал клеточное строение растений и животных.

В дальнейшем, благодаря трудам русского естествоиспытателя П.Ф. Горяншова, чешского биолога И. Пуркшье, немецких ученых ботаника М.Я. Шлейдена и биолога Т. Шванна, была разработана клеточная теория строения растений и животных. Эта теория установила единство строения организмов животных и растений, объяснила процесс их роста, легла в основу дальнейшего развития всей биологии.

Ч. Дарвин создал эволюционную теорию развития животных и растительного мира, убедительно доказал, что существующие виды животных произошли естественным путем от других видов, существовавших ранее.

Исследования Ч. Дарвина послужили основанием для научных выводов о возникновении человека. Однако Ч. Дарвин разрешил лишь одну сторону проблемы - вопрос о биологических предпосылках происхождения человека. Оставаясь на позициях эволюционизма, он не смог вскрыть закономерности качест¬венного перехода от животного состояния к человеческому обществу.

в) Теоретические предпосылки.

Теоретическими источниками марксистской философии явилась вся предшествующая ей философская мысль и особенно классическая не¬мецкая философия. Именно эта философия явилась теоретической основой для перехода от старого, метафизического материализма к новому, диалектическому.

Критически освоив, трансформировав идею универсального развития, происходящего на основе внутренних противоречий, К. Маркс и Ф. Энгельс создали качественно новый метод познания и преобразования объек¬тивного мира. Именно они взяли у Г. Гегеля диалектический метод, у Л. Фейербаха - материализм, а также весь домарксистский (особенно античный) материализм, критически все это переработав, соединив все воедино, создали диалектический материализм.

Выдающиеся личностные качества Карла Маркса (1818 – 1883 гг.) и Фридриха Энгельса (1820 – 1895 гг.) как ученых, революционная направленность их мировоззрения, глубокое осмысление нужд и идеалов трудящихся масс, позволило им в сотрудничестве создать принципиально новое учение - философию марксизма. Обоих мыслителей объединяли не только научные и политические интересы, но и 40-летняя искренняя личная дружба. Учение К. Маркса и Ф. Энгельса получило название «марксизм» – по имени автора главного теоретического труда «Капитал», в котором выражена и обоснована сущность этого учения. Основные работы Ф. Энгельса: «Анти-Дюринг» и «Диалектика природы».

В книге американского ученого М. Харта «Сто самых важных личностей в истории, расставленных по порядку», К. Маркс занимает 11-е место после: Магомета, Христоса, Будды, Конфуция, Эйнштейна, Дарви¬на, Галилея...

Ф. Энгельс сформулировал на основе открытий в естествознании XIX века тезис о материальном единстве мира, выявил основные формы движения материи.

К. Марксом и Ф. Энгельсом была разработана диалектико-материалистическая теория познания. Познание противоречиво, выражая единство противоположностей: относительного и абсолютного начала. Вопрос критерия истины они разрабатывали в концепции общественно-исторической практики.

Фундаментальной диалектико-материалистической идеей философии К. Маркса является то, что общественная практика является исходной и первичной по отношению ко всему духовному миру и культуре. Практика исторична и предметна. Коренные изменения во взглядах на общество, роль духовной деятельности в историческом процессе были связаны с открытием К. Марксом зависимости сознания людей от быта и, прежде всего, от материального производства.

К. Маркс и Ф. Энгельс ввели в научный оборот понятие «материалистическое понимание истории», суть которого заключается в признании определяющей роли материального производства по отношению к другим сферам общественной жизни.

В итоге концепция материалистического понимания истории ими представлена в виде следующей логической схемы:

 Основу истории, или общества, составляет гражданское общество, образуемое процессом производства и порожденной им формой общения.

 Это основание определяется материальным производством непосредственной жизни, трудовыми отношениями, разделением труда.

 Центральное место в общественно-производственном организме занимают отношения собственности и соответствующие им отношения распределения, в основе которых лежит разделение труда.

 На этой основе вырастают классовые отношения.

 Обусловленное классовым расслоением, возникает государство, а вместе с ним – различные правовые формы.

 Наконец, на основе производства и форм общения необходимо проследить возникновение различных форм сознания.

Принципиальная новизна марксистской философии состоит в том, что человека она рассматривает как социально активное существо, которое формируется в конкретной социальной среде. Человек не просто существует в природе, а практически изменяет, преобразовывает ее, изменяясь в этом процессе и сам.

Таким образом, создание марксистской философии было дальнейшим развитием достаточно распространенного диалектико-материалистического мировоззрения. Ее появление было обусловлено объективным ходом истории. Философия марксизма оказывала и оказывает значительное влияние на все стороны общественной жизни: экономику, политику, духовность. Это реальность и ее следует учитывать как в теоретической, так и в практической деятельности.

Развитие диалектико-материалистической философии, конкретизация ее положений, их адаптация к национальным условиям разных стран осуществлялись на рубеже XIX – XX вв. А. Бабелем, П. Лафаргом, Г. Плехановым и др. С середины 90-х гг. XIX в. начался ленинский этап в развитии философии марксизма.

Тестовые задания

Задание 1

Идея, что пространство – это пустота, вмещающая в себя все тела и не зависящая от них, впервые высказана мыслителями…

• Ренессанса

• Средневековья

• Античности

• Просвещения

Задание 2

Применив материалистическую философию к области истории, Маркс и Энгельс явились создателями…

• Вульгарного материализма

• Естественно-научного материализма

• Метафизического материализма

• Исторического материализма

Задание 3

Идейное течение, появившееся в эпоху Возрождения, называется…

• Гуманизм

• Персонализм

• Космизм

• Утилитаризм

Задание 4

Возникновение течений номинализма и реализма связано с решением проблемы …

• Универсалий

• Бытия

• Добра и зла

• Познания

Задание 5

Автор знаменитой «Исповеди», великий христианский мыслитель …

• Аврелий Августин

• Иоанн Росцелллин

• Уильям Оккам

• Фома Аквинский

Задание 6

Для эпохи Возрождения характерен

• Природоцентризм

• Культуроцентризм

• Антропоцентризм

• Теоцентризм

Задание 7

Высказывание «Платон мне друг, но истина дороже» принадлежит …

• Аристотелю

• Эпикуру

• Диогену

• Сократу

Задание 8

Центральное понятие философии Гегеля...

• Всеединство

• Мировая воля

• Бог

• Абсолютная идея

Задание 9

Лао Цзы является основателем…

• Легизма

• Даосизма

• Школы пяти элементов

• Конфуцианства

Задание 10

Философская позиция Дж. Беркли и Д. Юма характеризуется как:

• Абсолютный идеализм

• Объективный идеализм

• Материализм

Задание 11

Немецкий кардинал, учение которого о совпадении противоположностей способствовало отказу от геоцентрической модели мира:

• Н. Коперник

• Н. Кузанский

• Дж. Бруно

• Г. Галилей

Задание 12

Понимание человека как микрокосма характерно для философии…

• Античности

• Нового времени

• Возрождения

• Современности

Задание 13

Учение Л. Фейербаха характеризуется как…

• Стихийный материализм

• Механистический материализм

• Антропологический материализм

• Наивный материализм

Задание 14

Эпохой восстановления идеалов античности в Европе считается…

• Реформация

• Средние века

• Новое время

• Ренессанс

Задание 15

Философия возникла в период…

• 5-4 вв. до н. э.

• 9-8 вв. до н. э.

• 1-2 вв. н. э.

• 7-6 вв. до н. э.

Контрольные вопросы

1. Почему философия возникает в Древней Греции?

2. Как объясняют первоначало мира Гераклит и Демокрит, что общего в их концепциях, а что различается?

3. Каким образом в Средние века решался вопрос о соотношении веры и знания?

4. Как решает философия Возрождения проблему соотношения конечного и бесконечного?

5. От каких «идолов» предостерегал Ф. Бэкон исследователя?

6. Дайте краткую характеристику философии Нового времени?

7. Каковы основания философии Нового времени?

8. Какое значение имели взгляды Н. Коперника, Д. Бруно, Г. Галилея в развитии натурфилософии и науки в целом?

9. Какими общими чертами можно охарактеризовать классическую немецкую философию?

10. В чем выражается агностицизм И. Канта?

11. Какие известные работы Гегеля Вы можете назвать?

12. В чем состоит великая заслуга Гегеля?

13. В чем заключается заслуга Гегеля в создании диалектики?

14. Что является исходным пунктом, основой философской системы Гегеля?

15. Как Вы понимаете принцип триады Гегеля?

16. Как характеризуется философская доктрина Л. Фейербаха?

17. Каково отношение Л. Фейербаха к религии?

18. Что Л. Фейербах предлагает в качестве «новой религии»?

19. В чем недостаток фейербаховского антропологического материализма?

20. Что главное в учении К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина?