6.2. Структура и функции сознания. Роль сознания в военном деле.
Для становления сознания необходимы биологические и социальные условия и предпосылки. При этом определяющая роль отводится социальным условиям и предпосылкам, т.е. сознание вторично по отношению к материи, оно является историческим продуктом ее развития.
Сознание как процесс - есть единство познания, осознания и самопознания.
Всякое сознание есть, прежде всего, познание. С помощью сознания человек познает внешний мир, познает самого себя, свои идеалы, интересы, свой нравственный облик, выделяет себя из природы, из окружающей среды. Тем самым человек выражает свое отношение к миру, т.е. осознает его. Сознание дает возможность человеку оценить связи между явлениями и объектами, выработать свое отношения к окружающему его миру.
Самосознание - это процесс познания человеком самого себя, проникновение в систему отношений между субъектом и объектом, определение места и роли человека в объективном мире.
Обращение философов к самосознанию как особой сфере субъективного мира начинается с Сократа и его максимы: «Познай самого себя». Со становлением философии как специфического рода знания, как знания о мире и человеке сложился и взгляд на деятельностный, беспокойный характер души, критичность разума по отношению к самому себе. Платон, например, отмечал, что деятельность души есть не пассивное восприятие, а собственная внутренняя работа, носящая характер беседы с самим собой; размышляя, душа ничего иного не делает, как разговаривает, спрашивая сама себя, отвечая, утверждая и отрицая.
Самосознание присуще не только индивиду, но и обществу, классу, социальной группе, когда они поднимаются до осознания своих общих интересов. Самосознание по своему существу носит общественный характер, ибо критерием человеческого отношения к себе выступают, прежде всего, другие люди.
Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через осознание им самим создаваемой материальной деятельности. В процессе самосознания человек выделяет себя из окружающего его мира и старается определить свое отношение к нему. Если сознание позволяет человеку контролировать свою практическую деятельность, то самосознание держит под контролем деятельность самого сознания, что качественно меняет и сознание. В процессе самосознания человек становится личностью и начинает осознавать себя как личность и как субъекта практической и духовной деятельности.
Формирование самосознания ни в истории человечества, ни в индивидуальном развитии человека невозможно без социального фактора, без коммуникаций, без отграничения себя от других людей и в то же время без соотнесения себя с ними, с их жизненными позициями, без оценки себя с позиций других людей и общества.
Самосознание формируется в процессе коллективной практической деятельности, в процессе межличностных взаимоотношений. Самосознание -динамичное, исторически развивающееся образование. Оно проявляется у человека на различных уровнях. Низший уровень - самочувствие, т.е. элементарное осознание человеком своего тела, того, как оно вписывается в окружающий мир. Следующий уровень – связан с осознанием человеком своей принадлежности к определенному сообществу, к определенной культуре, к социальной группе. Сформированность сознания человека - самый высокий уровень самосознания. Это возможность выделения уникальности, неповторимости человеческого «Я». Самосознание постоянно проверяется, корректируется и развивается в процессе включения человека в межличностные отношения.
Структура сознания как социального явления включает в себя: знания, волю, эмоции и память.
Знания - проверенный практикой результат процесса познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека. Знания обладают различной степенью достоверности. Имеются достоверные, точные знания. Но сознание может включать и различного рода иллюзии, вымыслы, ненаучные взгляды. Знания могут быть: донаучными (житейскими), полученными человеком в процессе повседневной жизни; художественными, возникающими в процессе эстетического отражения действительности; научными, характеризующими осмысление личностью фактов действительности в системе понятий науки. Эти знания включаются в состав теории.
Эмоции - осознанные переживания, отношения к действительности. Они являются важным компонентом сознания. Ничто в нашем сознании не происходит без эмоций. В.И. Ленин писал: «Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и не может быть человеческого искания истины». Экспериментально установлено, что 80% всех запомнившихся фактов эмоционально окрашены, 16% - безразличны, 4% - неопределенны. Из эмоционально окрашенных фактов 65% - связаны с чувством удовлетворения, 30% - связаны с неприятными переживаниями.
Эмоции стимулируют либо затормаживают осознание личностью действительности, То, что нам нравится, легче и запоминается. Но иногда радужное восприятие может ослепить, породить иллюзии, а это уже опасно. Отрицательные эмоции мешают объективному восприятию действительности. Чувство страха может привести к преувеличению опасности, к панике.
В спорте положительные эмоции способствуют достижению высоких спортивных результатов, установлению рекордов. Отрицательные эмоции могут помешать спортсмену в полной мере проявить свои возможности. Руководителю физической подготовки и спорта в воинской части все это надо учитывать в своей практической деятельности.
Воля - сознательное, целенаправленное регулирование человеком своей деятельности. Воля наряду с эмоциями играет важную роль в функционировании сознания. Воля необходима уже тогда, когда человек определяет цель и средства ее достижения, оценивает трудности и пути их преодоления, принимает решение по достижению цели. Сила воли зависит от многих факторов: глубокой убежденности в правоте своего дела, высоких морально-психологических качеств личности.
Память - способность к воспроизведению прошлого опыта, длительному хранению информации о событиях внешнего мира и реакциях организма на них, это способность многократно вводить информацию в сферу сознания и поведения. Память обеспечивает связи в сознании (прошлое - настоящее - будущее), его устойчивость.
Знания, эмоции, воля и память - в своем единстве обеспечивают нормальную работу сознания, выполнение им определенных функций.
В.Г. Кузнецов, рассматривая сознание как феномен, укорененный в психике человека, выделяет в нем два основных уровня: чувственно-рациональный и эмоционально-ценностный. К первому уровню относятся: познавательные способности и знание - информация, полученная с их помощью. Эмоционально-ценностный уровень включает в себя собственно то, что называется чувствами: любовь, ненависть, радость, горе, тоску и пр., а также аффекты, страсти, эмоции. К ценностным компонентам этого уровня относятся мотивация, целеполагание, воля, интересы, духовные идеалы личности. Сюда же относятся, аналогично первому уровню, способности, позволяющие создавать в мире личностного сознания указанные элементы.
ФУНКЦИИ СОЗНАНИЯ.
Самой общей и всеохватывающей функцией сознания Д.И. Грядовой определяет отражательную функцию. Сознание представляет собой отражение, субъективный образ внешнего мира. Стало быть, суть сознания заключена в ее отражательной функции.
К основным функциям сознания относятся:
1. Функция познания. С помощью сознания человек познает внешний мир и самого себя. Сознание есть знание человека о внешнем мире и о самом себе. Поэтому главной функцией сознания является познание, получение знания о природе, обществе и человеке.
2. Ориентировочная функция, предполагающая ориентацию человека в природной и общественной среде.
3. Оценочная функция (оценка полученной информации) как отношение субъекта к объекту оценки. Оценивать - значит подходить к действительности с позиций потребностей, интересов и целей субъекта. Человек оценивает действительность с точки зрения своих потребностей и интересов. В военном деле - это оценка информации об обстановке, полученной из различных источников, оценка самой обстановки в процессе выработки решения.
4. Аккумулятивная функция (накопления знаний). В сознании человека концентрируются знания, полученные из личного опыта и добытые его современниками или предшествующими поколениями людей. Эти знания становятся основой для получения новых знаний, для осуществления практической деятельности.
5. Функция целеполагания (постановки цели). В военном деле - это выработка замысла и принятие решения на бой.
6. Конструктивно-творческая функция (проявления активности сознания), т.е. конструирование направлений и форм деятельности человека. Выражается как в форме внутренней деятельности сознания (сила мысли, чувств, воли), так и внешнего воздействия на окружающую человека действительность.
7. Функция управления. На основе оценки фактов и в соответствии с поставленными целями сознание регулирует, упорядочивает действия человека. Особенно важна роль сознания в области регулирования и управления социальными процессами жизни людей.
8. Коммуникативная функция (связи). Сознание формирует способности человека к пониманию друг друга, ведению диалога, возможности работы в команде, устанавливать взаимоотношения с другими людьми.
Перечисленные функции сознания характеризуют его активность и обеспечивают повышение этой активности в процессе развития общества.
МАТЕРИАЛЬНОЕ И ИДЕАЛЬНОЕ.
Все явления действительности можно разделить на две группы: материальные и идеальные. Проблема материального подробно рассмотрена нами ранее. Более подробно рассмотрим категорию «идеального». Сегодня в философской литературе продолжается дискуссия о природе идеального, его детерминантах в основном вокруг двух точек зрения: Э.В. Ильенкова и Д.И. Дубровского.
Согласно Э.В. Ильенкову, идеальное по содержанию шире, чем индивидуальное сознание. Идеальное присуще «безлично-человеческому общественному сознанию», оно существует и проявляется в определенных формах общественного сознания.
Д.И. Дубровский утверждает, что идеальное - есть реальность внутреннего мира человека, реальность сознательного акта.
Итак, существует два принципиально полярных взгляда на природу и сущность идеального. Где решение этой проблемы?
Исходной методологической посылкой ответа на этот вопрос является признание первичности материи и вторичности сознания.
Вторичность сознания проявляется в нескольких аспектах:
В историческом аспекте. Сознание есть продукт длительного развития материи.
В функциональном аспекте. Сознание как функция мозга - вторично по отношению к материи.
В гносеологическом аспекте. Сознание как идеальное отражение материальной действительности - вторично.
В социальном аспекте. Сознание - это активно преобразующее отражение действительности общественным человеком.
Источниками сознания выступают: внешний мир (материальный источник сознания), материально-производственная деятельность людей, материальные потребности, стимулирующие активность практики и другие социальные условия, без которых возникновение сознания невозможно.
Носитель (субстрат сознания) - это телесный орган выработки и существования сознания.
В чем же отличие сознания от материальной структуры мозга?
Сферу сознания составляют субъективные образы действительности, эмоциональные переживания человека, волевые установки, готовность их реализовать. Нервные процессы (возбуждения и торможения) в процессе мышления не осознаются и в сферу сознания не входят.
Таким образом, сознание не обладает качеством материальности. Сознание - есть идеальный образ материальных явлений и процессов.
Рациональное исследование сознания дает нам возможность установить, что оно обладает свойством, которое не наблюдается у предметов объективного мира. Этим свойством является идеальный характер его существования. Данное свойство сознания позволяет говорить о мире сознания как об особой реальности, наполненной особыми сущностями, которые могут быть названы «идеями». Именно они составляют содержание мира сознания.
Идеальное - философское понятие, характеризующее специфический способ бытия объекта, представленного в психическом мире и жизнедеятельности субъекта.
В чем же состоит идеальность образа? Образ не содержит ни вещества отражаемых объектов, ни тех физиологических и биохимических процессов, которые происходят в мозгу человека. Идеальное - это то, чего нет, и то, что вместе с тем есть. Его нет как особой самостоятельной ситуации, существующей рядом с материей, но оно есть как содержание информации об объекте.
Идеальное реально лишь в качестве внутреннего мира субъекта (субъективная реальность). Идеальное, в противоположность объективному, реальному - есть нечто существующее не на своей вещественной основе, а на базе вещества нервной ткани, т.е. не в действительности, а лишь в восприятии, в представлении, в сознании.
СОЗНАНИЕ И ЯЗЫК.
Взаимосвязь идеального и материального наглядно представляется в тесной связи мысли и языка.
В философской литературе встречается понятие «язык» в широком смысле слова как система знаков, с помощью которых человек и человечество осваивают многообразный мир. Сюда относятся не только абстрактный логический язык, но и язык символов - искусственный язык науки (математические и химические формулы, графики и т.д.), различные формы художественно-образного языка искусства (живописи, музыки, скульптуры, архитектуры и др.), а также особая система сигнализации, которой пользуются глухонемые.
Язык - это система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения. С помощью языка осуществляется познание мира, объективируется самосознание личности, обеспечивается хранение и передача информации (социального опыта), управление человеческим поведением. Благодаря языку возможно поступательное развитие познания, которое каждое новое поколение осуществляет, освобождаясь от необходимости заново проходить весь путь отыскания истины, пройденный предыдущими поколениями. В настоящее время на нашей планете известно более трех тысяч языков. К. Маркс и Ф. Энгельс в «Немецкой идеологии» отмечали: «Язык есть непосредственная действительность мысли».
Объективизация языка означает, что люди используют язык для наименования и описания вещей, предметов и явлений, хранящихся в сознании в виде идеальных образов. Язык - это основное орудие, посредством которого идеальные образы сознания преобразуются в материальные, вещественные знаки, слова, речь. Язык и речь - основа превращения любого психического явления в факт сознания. Язык и речь являются реальностью сознания данного человека для других людей, они являются средством объективации мыслительной деятельности человека, его сознания в целом.
Посредством языка человек воспринимает знания, накопленные людьми, в результате чего индивидуальное сознание обогащается результатами общественного опыта, который в зависимости от психологических особенностей личности, ее жизненного пути принимает определенную индивидуализированную форму. В свою очередь знания отдельного человека, могут войти в совокупный человеческий опыт.
Всякое знание человека как конкретное содержание его сознания - это результат усвоения индивидом общественного опыта и приобретения им индивидуального сознания. Словесная форма результатов познания дает возможность их преемственности, сохранения полученных человеком в процессе его исторического развития знаний и их передачи последующим поколениям.
Мысль и язык диалектически взаимосвязаны между собой. Не только язык не существует вне мысли, но и идея, мысль не существует в отрыве от языка. Мысль и язык - едины. В мысли отражается действительность. Язык обозначает действительность и выражает мысли. Язык закрепляет в слове обобщенные значения предметов и явлений внешнего мира. В языке, в речи наши представления, мысли и чувства облекаются в материальную форму. Тем самым из личного достояния наши мысли становятся достоянием других людей, общества в целом. Это превращает язык, речь в могучее орудие воздействия одних людей на других, воздействия общества на индивида.
Язык может быть естественным и искусственным. Естественный язык - язык повседневной жизни, служащий формой выражения мыслей и средством общения между людьми. Искусственный язык создается людьми для каких-либо узких потребностей (язык математической символики, язык физической теории, различные системы сигнализации).
Язык явление социальное. Он возникает в ходе развития общественного производства и является необходимой стороной деятельности человека. Язык играет существенную роль в формировании сознания. Он является средством фиксирования и сохранения накопленных знаний, передачи их от поколения к поколению. Благодаря языку возможно существование и развитие абстрактного мышления.
МЫШЛЕНИЕ И КИБЕРНЕТИКА.
Существенный вклад в познание природы отражения и сознания внесла кибернетика.
Кибернетика - наука об общих чертах процессов и систем управления в технических устройствах, живых организмах и человеческих организациях. Это наука о сложных саморегулирующихся системах, к которым относятся живые организмы, органы, клетки, объединения биологических особей, определенные технические устройства, общество. Для всех них характерна способность получать информацию, перерабатывать и запоминать ее, действовать по принципу обратной связи, осуществлять на этой основе управление.
На каждом уровне организации материи происходят свои специфические информационные процессы. В неживой природе - осуществляется обмен информацией, но здесь она не подвергается расшифровке. В живой природе - осуществляется не только получение, но и расшифровка информации, что обеспечивает возможность управления процессами и явлениями действительности.
Управление (в кибернетике) - есть основанное на определенной программе регулирование действий одной системы (управляемой) со стороны другой системы (управляющей).
Информация представляет собой содержание сигнала и передается с помощью определенных сигналов. На принципе передачи информации с помощью сигналов основано конструирование электронно-вычислительных машин. С появлением ЭВМ, помогающих человеку перерабатывать огромные потоки информации, большую остроту приобрел вопрос о возможности моделирования мышления с помощью машин, о сходстве и различии процессов, происходящих в моделирующих устройствах и в голове человека. Есть машины, опознающие зрительный образ. Однако они способны опознавать лишь ограниченный класс объектов, который был введен в них в процессе их обучения или самообучения.
Принципиальная разница между человеческим восприятием и опознающей функцией машины состоит в том, что в первом случае результатом является субъективный образ объекта, а во втором случае результатом является код различных признаков объекта, которые необходимы для решения машиной определенных задач. Наибольшие практические результаты дает моделирование памяти: создаются машины, обладающие высокой скоростью запоминания, способные сколь угодно долго сохранять в своей памяти информацию и точно воспроизводить ее. Но машинная память существенно отличается от памяти человека. В мозгу человека информация не перерабатывается. Здесь происходит целенаправленный, осмысленный процесс накопление информации. В человеческом мозгу существует смысловая система обращения к памяти, позволяющая извлекать нужную информацию, не перебирая ее всю подряд.
Процесс накопления информации человеком - это не механический, а целенаправленный процесс обработки поступающей информации. Процесс запоминания - это осмысленный процесс. Машины же для извлечения информации перебирают все возможности, останавливаясь на единственно верной. Они решают задачи по определенным правилам, не вникая в суть самой задачи. При этом машина только буквально выполняет полученный приказ и «пренебрегает» последствиями. Человек же, действуя, обычно думает о внешних результатах, о последствиях своих действий и для самого себя, и для других.
Процесс решения задач у человека определяется побуждениями социального порядка, отсутствующими у машин. А это означает, что у машины отсутствует гибкость мышления. Она не обладает способностью к творчеству, так как постановка задачи и интерпретация решения неотделимы от творческой деятельности.
Сегодня ЭВМ успешно выполняет ряд умственных операций: доказательство геометрических теорий, перевод с одного языка на другой, игра в шахматы. Однако кибернетические устройства по своим функциям не превосходят сознание человека. Последнее характеризуется диалектической гибкостью, точностью в решении задач. Сознание человека не обусловлено какой-либо жесткой системой формальных правил.
Основным аргументом против «мыслящих машин», указывает А.Д. Иоселиани, является следующий факт: мышление всегда интенционально, т.е. оно всегда обращено к предмету. Вместе с тем предметом мышления может быть не только внешняя реальность (в том числе и сознание другого мыслящего человека), но и сам мыслящий субъект, т.е. он имеет свойство рефлексии. А машина не способна осознать себя как «мыслящего» робота.
Таким образом, в настоящее время мыслительная способность машин ограничена. Кибернетика стремится с помощью сложных машин лишь имитировать определенные аспекты работы мозга.
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ.
Сознание формируется и развивается в процессе деятельности человека.
Однако, возникнув, сознание оказывает активное обратное воздействие на практику. Оно помогает человеку осознать его интересы, идеалы, определяет цели, способы их достижения. Активность сознания детерминирована объективными (материальными) и субъективными факторами.
Объективные факторы:
уровень развития и характер общественной жизни;
условия социально-политической жизни.
Чем выше социально-политическое развитие общества, тем больше возможностей и стимулов для повышения активности сознания, больше людей участвуют в общественно-политической жизни. В более развитом обществе шире, разнообразнее материальные и духовные потребности народа.
Субъективные факторы:
внутренние условия психической деятельности;
биологические задатки и степень их развития у человека;
особенности функционирования мозга конкретного человека;
черты характера, темперамента и т.д.
Активно-творческий характер сознания человека проявляется по следующим направлениям:
избирательное отражение;
целенаправленное отражение;
мысленная переработка полученных образов;
моделирование в сознании новых образов, не имеющих аналогов в действительности;
формирование общественного идеала;
выработка мировоззрения людей.
Активность сознания - это качество, которым должен обладать офицер.
Активность сознания офицера определяется: идейно-политической направленностью знаний, глубоким пониманием общественной значимости ратного труда, уровнем военно-профессиональной подготовки, наличием глубоких военных и технических знаний, гибкостью и оперативностью мышления. Этими качествами должен обладать и начальник физической подготовки и спорта части, военный тренер.
Активность сознания курсантов должна проявляться в приобретении профессиональных знаний, сознательном их использовании, глубоком осмыслении стоящих перед ними задач, поиске эффективных средств и методов решения задач.
Понимание природы и сущности сознания способствует формированию у военнослужащих научного мировоззрения. Сознание отражает бытие и формируется под определяющим воздействием материальных факторов. Поэтому всю воспитательную работу, направленную на формирование сознания, необходимо строить на базе объективных условий реальной жизни.
Понимание структуры сознания позволяет целенаправленно строить воспитательную работу, систематически расширять кругозор военнослужащих, усвоение ими военно-специальных знаний. В решении философских проблем категория «сознание» позволяет правильно понять содержание ряда философских понятий, вооружает пониманием сущности идеального, позволяет понять природу субъективного фактора и его роль в общественной жизни.
Данная философская категория в решении методологических проблем военной теории и практики требует способности видеть духовную основу войны и военного дела, единство материальных и духовных, объективных и субъективных сторон военного дела, отчетливо представлять роль субъективных факторов и условия их проявления, расширять свои знания и создавать условия для их материального воплощения.
- Основы философии
- Основы философии
- Введение.
- Глава 1.
- Философия как особая сфера духовной жизни.
- Тестовые задания
- Глава 2.
- 2.1. Становление философии. Античная философия и философия средневековья.
- Глава 3. История русской философии.
- 3.2. Русская философия XVII - XIX веков.
- 3.3. Русская религиозная философия конца XIX – начала XX вв.
- 3.4. Советский период отечественной философии
- Тестовые задания
- Глава 4. Современная научная картина мира.
- 4.I. Современная научная картина мира - целостный образ мироздания.
- 4.2. Учение о бытии.
- Тестовые задания
- Глава 5. Философское понятие материи.
- 5.1. Современная наука об организации и свойствах материи.
- 5.2. Движение как атрибут материи.
- 5.3. Пространство и время.
- Тестовые задания
- Глава 6. Сознание, самосознание и личность.
- 6.1. Предпосылки возникновения сознания. Идеальное и материальное.
- 6.2. Структура и функции сознания. Роль сознания в военном деле.
- Тестовые задания
- Глава 7. Диалектика как учение о универсальных связях и развитии.
- Глава 8. Познание как отражение действительности
- 8.1. Философия о сущности, структуре, возможностях и границах научного познания.
- 8.3. Практика как способ познания и отношения к миру.
- Объект и субъект практики.
- Тестовые задания
- Глава 9 Методы научного познания. Эмпиризм и схоластическое теоретизирование.
- 9.1. Эмпирические исследования в сфере
- 9.2.Специфика теоретического познания
- Тестовые задания
- Контрольные вопросы
- Глава 10 формы научного познания.
- 10.1.Факты - необходимое условие научного исследования
- 10.2. Проблема как этап научного исследования
- 10.3. Гипотеза как структурный элемент научной теории
- 10.4. Теория как целостная система достоверного
- Тестовые задания
- Литература
- Оглавление