Введение.
Предлагаемое учебное пособие подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по дисциплине «Философия» и представляет собой краткое изложение трех её разделов: истории философии, онтологии и гносеологии.
На уровне обыденного сознания философию нередко представляют как абстрактное знание, оторванное от реальной действительности. Это далеко не так. Философия, как душа культуры является существенной частью жизни общества и человека. Опираясь на общечеловеческий опыт, философия ищет ответы на вопросы, что есть человек, что он может знать, что должен делать, на что смеет надеяться. Базой этого поиска является история философии.
Значение истории философии определил уже энциклопедист Аристотель. Систематизируя философское наследие, он заметил, что след, который оставляет после себя каждый философ, практически невидим. Но собранные вместе усилия каждого составляют величину, достойную внимания и изучения. Преемственность продолжается. Каждое поколение философов вносит свой вклад в историю философии, пополняет сокровищницу философского опыта, что позволяет людям очередной эпохи, опираясь на этот опыт, осваивать общечеловеческое знание о мире и общечеловеческие ценности, вырабатывать мировоззренческие ориентиры и методологическую установку на свое отношение к миру и к самому себе.
В учебном пособии рассматривается проблема бытия мира и бытия в мире, способ существования и формы его осуществления.
Широко представлена проблема сознания, его истоки и эволюция. Рассматриваются уровни освоения мира, формы и методы его познания; сделан акцент на проблемный характер познания, вскрыта специфика социального познания.
Авторами учебного пособия системно изложен вопрос философских категорий, рассматривается их онтологическая, гносеологическая и методологическая значимость, раскрыто содержание основных законов диалектики.
Главная цель работы – помочь курсантам освоить новый для них курс, познать современную философскую картину мира, систематизировать в единое целое категориальный аппарат философии, формировать мировоззренческие, познавательные, методологические, ценностные ориентаций в служебно – профессиональной деятельности.
Задачами изучения данной дисциплины являются:
освоение основных принципов философского миропонимания, включающего определенные представления о природе, обществе, и осознание человеком своего места в этом мире;
понимание роли, места и значимости философии вструктуре научного мировоззрения;
уяснение связей философских знаний с видами профессиональной деятельности специалиста физической подготовки и спорта путем изучения философской, отечественной и мировой мысли;
изучение фундаментальных понятий и принципов научной, философской и религиозной картин и концепций понимания мира;
понимание и владение категориями, принципами, законами диалектики, методологией и методами научного исследования;
понимание философии как всеобщего метода теоретического познания и практического действия;
осознание философии как действенного средства по превращению общетеоретического знания в личную позицию человека, освоению им профессиональных нравственных норм поведения, выработке социальной активности в достижении общечеловеческих ценностей и идеалов современного общества.
В результате изучения дисциплины курсант должен:
Знать:
место и роль философии в цивилизации, основные философские учения, категории и понятия, структуру философского знания;
место и роль философии в анализе основных проблем военного строительства;
исторические этапы развития мировой и отечественной философской мысли;
роль основных учений, законов, категорий и понятий философии в формировании мировоззрения военнослужащих;
базисные ценности военно-философских учений, законов, категорий и понятий;
роль сознания в военном деле;
категории диалектики и их применение в военно-научном познании и практике;
сущность, структуру, специфику, методологию и методы военно-научного исследования;
философские основы формирования личности.
Уметь:
использовать философские знания в военно-профессиональной деятельности;
логически стройно излагать свои мысли и вести дискуссию;
организовывать взаимодействие с религиозными организациями при работе с верующими военнослужащими.
Владеть:
навыками работы с источниками учебной и научной литературы;
понятийным аппаратом, принятым в военно-философской науке;
методами и формами научного познания.
Учебное пособие адресовано курсантам, адъюнктам и преподавателям вузов, его авторы стремятся внести посильный вклад в формирование демократической философской культуры военнослужащих современной российской армии.
- Основы философии
- Основы философии
- Введение.
- Глава 1.
- Философия как особая сфера духовной жизни.
- Тестовые задания
- Глава 2.
- 2.1. Становление философии. Античная философия и философия средневековья.
- Глава 3. История русской философии.
- 3.2. Русская философия XVII - XIX веков.
- 3.3. Русская религиозная философия конца XIX – начала XX вв.
- 3.4. Советский период отечественной философии
- Тестовые задания
- Глава 4. Современная научная картина мира.
- 4.I. Современная научная картина мира - целостный образ мироздания.
- 4.2. Учение о бытии.
- Тестовые задания
- Глава 5. Философское понятие материи.
- 5.1. Современная наука об организации и свойствах материи.
- 5.2. Движение как атрибут материи.
- 5.3. Пространство и время.
- Тестовые задания
- Глава 6. Сознание, самосознание и личность.
- 6.1. Предпосылки возникновения сознания. Идеальное и материальное.
- 6.2. Структура и функции сознания. Роль сознания в военном деле.
- Тестовые задания
- Глава 7. Диалектика как учение о универсальных связях и развитии.
- Глава 8. Познание как отражение действительности
- 8.1. Философия о сущности, структуре, возможностях и границах научного познания.
- 8.3. Практика как способ познания и отношения к миру.
- Объект и субъект практики.
- Тестовые задания
- Глава 9 Методы научного познания. Эмпиризм и схоластическое теоретизирование.
- 9.1. Эмпирические исследования в сфере
- 9.2.Специфика теоретического познания
- Тестовые задания
- Контрольные вопросы
- Глава 10 формы научного познания.
- 10.1.Факты - необходимое условие научного исследования
- 10.2. Проблема как этап научного исследования
- 10.3. Гипотеза как структурный элемент научной теории
- 10.4. Теория как целостная система достоверного
- Тестовые задания
- Литература
- Оглавление