4.2. Учение о бытии.
Оформление категории «бытие» в философии было вызвано необходимостью дать ответ на два важных для мировоззрения вопроса.
1. Окружающая человека реальность наполнена многообразием разнородных вещей, идей, понятий, несхожих друг с другом. Отделены ли они друг от друга или все же мир целостен, и в его основании есть нечто, что обеспечивает единство мира? Если мир все же целостен, что общего можно найти, например, у камня и человека, произведения искусства и явления природы, мудрости и безумия?
2. Ничто из видимого нами не является вечным: все возникает, изменяется, разрушается и уходит из мира. Есть ли в мире нечто, существующее всегда, то, что никогда не изменяется и всегда равно себе, или все, что есть, обречено на распад и гибель?
Ответом на первый вопрос является слово «есть». И камень, и человек, а также мудрость и безумие – все это есть. Все многообразные вещи и идеи мира связаны воедино общим признаком «быть». Именно это общее, объединяющее свойство и получило название бытия. Быть – значит находиться в наличии, обладать бытием.
Хотя отдельные вещи разрушаются и гибнут, мир в целом существует, поскольку за всеми возникающими и уходящими явлениями стоит нечто неизменное – определяющее то, что они есть. Значит, несмотря на всю пространственную разобщенность и временное непостоянство, в мире есть нечто стабильное, устойчивое и вечное – бытие, лежащее в основе мира.
Бытие есть важнейшая категория философии, которая необходима для того, чтобы придать нашей картине мира целостность и стабильность. Только после признания ее существования можно серьезно ставить вопрос о возможности познания мира, о постановке верных ориентиров и целей в жизни, о путях развития философии, науки, морали.
Исходным пунктом философского знания является признание целостности мира, т. е. признание всеобщего единства. Это единство включает в себя: множество предметов и явлений, процессов и состояний, множество организмов, определенных социальных систем, а также множество человеческих индивидов. Все это единство предстает перед нами как целостный мир, как бытие.
В современной науке и философии «мир» рассматривается в двух значениях: во-первых, мир как объективная реальность, которая существует независимо от человеческого познания. Он охватывает галактику и метагалактики. Такой мир характеризуется как бесконечный во времени и беспредельный в пространстве, он не имеет ни начала, ни конца. И, во-вторых, мир понимают как окружающий человека мир, который является огромным полем деятельности человека. Такой мир прямо или косвенно влияет на жизнь человека, преобразует ее. Человек с этим миром находится в вечном контакте. С одной стороны, человек преобразует его, а с другой – сам испытывает его влияние.
Человек в повседневной жизни, практической деятельности склонен к поиску своего единства с природой, с другими людьми, с обществом. В то же время ему достаточно очевидны существенные различия между вещным и духовным, природой и обществом, между собой и другими людьми. И все же человеку важно найти и обрести общее между различными целостностями окружающего мира, тем более что в нем самом слиты в неразрывное единство тело и дух, природное и общественное.
В философии был поставлен вопрос о всеобщем - форме существования всех особенных и единичных явлений, закономерной форме их взаимосвязи в составе конкретного целого. Отвечая на него, философы издавна пришли к выводу, что предметы природы и идеальные продукты, природа и общество, различные индивиды сходны в том, что они есть, наличествуют. Они имеются, существуют, причем как в их различиях, так и в рамках совокупного, единого существования мира.
Философское открытие проблемы бытия состоит в следующем: природа, человек, мысли, идеи, общество равно существуют; различные по формам своего существования, они, прежде всего благодаря своему существованию, образуют целостное единство бесконечного, непреходящего мира. Иными словами, существование всего, что есть, было и будет в мире - предпосылка единства мира.
Бытие - совокупность природных явлений, социальных и духовных процессов.
Вокруг проблемы бытия и учения о бытии (онтологии) велись и ведутся острые споры. В чем смысл бытия? Почему эта проблема всегда обсуждается философами? Каков смысл введения в научный обиход категории «бытие»?
В философии имеет место точка зрения, возражающая введению в науку данной категории. Доводы приверженцев этой позиции:
а) так как категория «бытие» не говорит о конкретных признаках вещей, то ее надо отбросить;
б) раз бытие первоначально определяется через понятие «существование» (т.е. наличие чего-либо), то категория «бытие» не нужна.
На самом деле философская категория бытия включает в себя не только указание на существование, но и фиксирует более сложное и комплексное содержание, то есть данная категория включает в себя два взаимосвязанных смысловых оттенка:
– полагание вещей (мира в целом) с их свойствами, характеристиками;
– наличие отношения (деятельности) человека к этому миру, изменение этого мира и самого себя.
С помощью категории бытия в сознании человека интегрируются основные идеи относительно вопроса о существовании мира:
- мир - есть, существует как бесконечная и непреходящая целостность;
- природное и духовное, индивиды и общество существуют одновременно (хотя и в различных формах);
- мир образует реальность, действительность. Эта реальность отражается в сознании человека и выступает условием для конкретных действий людей.
Благодаря философской категории бытия мы переносим наши мысли на высокий уровень абстрагирования. Мы абстрагируемся сначала от общего, от различий между природой и человеком, между телом человека и его духом, между индивидами и обществом. Мы ищем то, что всех их объединяет, т.е. ищем всеобщую мировую связь. Результат этих поисков и находит свое выражение в философской категории бытия.
Постижение бытия, стремление понять мир в целом, а не в каком-то его частном проявлении – это задача философского познания.
В буквальном смысле слова «бытие» означает существование. Однако в философии понятие бытия приобрело более сложную смысловую структуру. В частности, оно включает в свой состав причину всего сущего или какой-либо принцип, благодаря которому все существующее воспринимается как нечто единое и целостное.
Парменид одним из первых ввел и стал употреблять понятие «бытие» в его общем, абстрактном значении. Согласно Пармениду, бытие – это то, что является причиной всего и ни от чего не зависит, оно не возникает и не исчезает; оно неделимо, всегда есть все целиком; оно не может, следовательно, быть меньше или больше, оно здесь и сейчас, оно не может быть завтра или вчера, оно совокупно и неподвижно; оно завершено, закончено, существует в строгих границах. Соответственно подлинное бытие в его философском значении стало обозначать то, что находится за миром чувственных вещей. В тот период зарождения философии абстрактная мысль о бытии еще была слита с предметно-образным изображением бытия. Подобная точка зрения на рассмотрение бытия представлена и у Демокрита.
В дальнейшем идеи о подлинном и неподлинном бытии в классическом виде развиваются в учении Платона о «мире идей» и «мире теней». Во взглядах Платона в основе всего сущего, всего многообразия вещественного мира лежит царство идей (эйдосов), которые в то же время есть прообразы конкретных вещей и явлений.
У Аристотеля картина бытия еще более усложняется. Помимо мира единичных вещей (сущее) существует субстанция – чистое, умопостигаемое бытие, средоточие четырех начал или причин сущего: формы как сущности, материи как субстрата, источника движения и цели.
В средневековой философии онтология фактически совпадает с теологией, поскольку бытие (абсолютное) отождествляется с Богом. Единственным истинным бытием объявляется бог; мир и человек обладают вторичным, несамостоятельным, сотворенным бытием, которое исчезает без божественного попечения.
В Новое время с развитием научного знания бытие стало отождествляться с предметным миром, вещественной реальностью, противостоящей человеку. Постепенно происходило «обесценивание» понятия бытия: оно практически слилось с понятием сущего. В конце XIX в. многие философы уже призывали отказаться от понятия бытия как лишнего для науки.
В философии Нового времени понятие бытия конкретизируется через понятие субстанции. Субстанция - это первооснова бытия и носительница неотъемлемых свойств, т.е. атрибутов. Р. Декарт считал, что в мире существуют две субстанции: идеальная, способная мыслить, и материальная, наделенная протяженностью. Дуализм Р. Декарта попытался преодолеть Б. Спиноза, который полагал, что мышление и протяженность есть атрибуты одной субстанции. Г. Лейбниц вычленял множество простых и неделимых субстанций (монад), обладающих автономией, непроницаемостью, активностью и изменчивостью.
Г. Гегель отождествлял бытие с мышлением. Все существующее в мире есть иновыражение некоей абсолютной идеи, которая развивается по законам диалектической логики, имманентным вещам и явлениям.
В марксизме понятие бытия отождествляется с понятием материи. По мысли Ф. Энгельса, единство мира заключается в его материальности. Материя – это то общее, что присуще всем вещам и явлениям, и оно (это общее) не существует отдельно от них, а в них и через них. Что же общего в вещах и явлениях мира? То, что они существуют объективно, независимо от человеческого сознания. Познать бытие – это значит открыть универсальные законы, по которым развивается весь материальный мир. Такими универсальными, т.е. всеобщими, законами являются законы материалистической диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количества в качество, закон отрицания отрицания.
Касательно проблемы бытия В. Соловьев выстраивал примерно такую цепь рассуждений: бытие – это то, что есть. Но есть все. «Все», однако, не может быть предметом философского познания. Философию интересует такое бытие, которое лежит в основе и является началом всего существующего. Такое бытие он называет «сущим». Сущее - это такое бытие, которое является одновременно всем и ничем. Оно есть все, потому что благодаря ему рождается все. В то же время оно есть ничто, потому что не может быть предметом чувственного и рационального познания. Нетрудно догадаться, что под сущим В. Соловьев имеет в виду Бога. Бог есть основа всеединства. Он един в себе как Троица и един с миром, который сотворил.
В философии ХХ в. наметилась новая тенденция в онтологии. В экзистенциализме, персонализме, психоанализе, герменевтике бытие рассматривается в неразрывном единстве с проблемой человека. Немецкий философ-экзистенциалист М. Хайдеггер обращается к анализу наличного человеческого бытия, которое описывается при помощи нетрадиционных для прежней философии понятий: экзистенция (понятие, обозначающее конкретное бытие, существование в его простой фактичности; в рус. яз. переводится как «существование»), подлинное и неподлинное бытие, забота и т.д. М. Хайдеггер предпринимает попытку реабилитации категории бытия, требуя поворота от «только сущего» к «самому бытию». Чтобы прийти к бытию, человеку нужно «вынести за скобки» свои обыденные представления о «сущем» - вещах, обществе – и открыться вечности. В этом случае личность обретает свою подлинность и понимание извечного единства мира и человека. Бытие мира может раскрыться только через бытие человека: никакая безличная наука не способна привести к этому.
Поворот современной онтологии в сторону философской антропологии очень симптоматичен, ибо означает, что мир может быть познан только через человека. В этом заключается отличие философского познания от научного, которое является внешним познанием мира вне человека.
Разговор о бытии, является предельно отвлеченным, абстрактным. И это нередко считают недостатком, который следует преодолеть. Если философствование о бытии вырождается в схоластику, оторванную от жизни, то ее необходимо преодолеть. Но, если идет предельно широкое обсуждение, анализ бытия – этот путь необходимо поддерживать и развивать. Философские размышления о бытии помогают выявить и изучать связи, максимально общие для каждой области действительности. И эту способность (философского анализа) необходимо развивать у каждого специалиста, в том числе и у военнослужащего. Такое мировоззрение позволяет человеку обратить свои мысли и переживания к проблемам, касающимся мира, космоса, Земли, человечества и его судьбы, т.е. обратиться к проблемам судьбы человеческого бытия и бытия в целом. Прав был Б. Слуцкий, когда писал: «Бытие, все его категории, жизнь и смерть, сладость и боль, радость и точно также как горе, я впитаю, как море - соль».
Из краткого анализа понятия бытия и его эволюции в философской мысли понятно, что бытие является основанием всех типов реальности и охватывает различные ее виды. Так, мы можем равно уверенно говорить и о бытии какой-то вещи, и о бытии идеи. Например, иллюзии, представления о мифологических героях или богах, фантастических существах, хотя и не существуют в физической действительности, однако есть в реальности психической: следовательно, и они обладают особым бытием.
Итак, мы рассматриваем бытие как вопрос о предельно общей связи между всем существующим в мире. Но формы бытия, как и формы реальности, различны. Таким образом, можно говорить о различных формах бытия.
Каковы же основные формы бытия?
Проблема форм бытия важна для повседневной практики и познавательной деятельности людей. Принципиально важна она и для философии. Раз основной вопрос философии – это вопрос об отношении мышления к бытию, то его глубокое разрешение зависит от рассмотрения понятия бытия и основных форм его существования. Различные виды идеализма, как правило, уделяют более пристальное внимание какой-либо специфической форме. Диалектический материализм как развитая и глубокая концепция отличается тем, что к формам бытия он подходит дифференцированно.
Английский философ Карл Поппер (1902 - 1994) выделил три такие формы (которые он называет мирами):
1. мир физических явлений – атомы, поля, тела (материальные предметы);
2. мир психических явлений – различные состояния сознания;
3. мир объективного содержания мышления – модели, проекты, проблемы, научные теории и гипотезы; знания в виде механизмов, зданий, книг, произведений искусства.
«Третий мир» есть произведение человеческого мышления и сознания, но при этом он находится вне самого сознания, воплощен в конкретных предметах (опредмечен) или идеях, представляя собой как бы «освободившееся от человека» объективное знание.
Помимо трех обозначенных миров, часто выделяют человеческое бытие (как точку пересечения физического и психического миров) и социальное бытие (мир социальных отношений). В исследовательских интересах проводят и более дробное деление, выделяя политическое, экономическое и иное бытие.
Наш современник, известный отечественный философ В.Н. Сагатовский выделяет следующие формы бытия:
1. трансцендентное (бытие в себе);
2. объективное (бытие для другого);
3. субъективное (бытие для себя).
А.Д. Иоселиани в реальном мире выделяет следующие различающиеся, но взаимосвязанные формы бытия:
1. Бытие вещей (тел), процессов, которое, в свою очередь, делится на: бытие вещей, состояний природы, бытие природы как целого, бытие предметов, процессов, созданных человеком.
2. Бытие человека, которое подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфическое человеческое бытие;
3. Бытие духовного (идеального), включающее индивидуализированное духовное и объективированное духовное.
4. Бытие социального, подразделяемое на индивидуальное бытие и бытие общества.
Все формы бытия объединены всеобщей основой – материей. Различают два вида бытия: реальное и идеальное.
Реальное бытие – это все то, что существует в пространстве и во времени. Оно вечно меняется – обновляется. Реальное может существовать как объективно, так и субъективно. Реальное бытие подразумевает существование независимо от человеческого познания.
Идеальное же бытие, наоборот - это то, что существует в сознании человека. Идеальными являются духовные процессы, психические переживания, чувства и др. Идеального вне сознания человека, независимо от него не существует. Идеальное не есть часть реального бытия, оно нереальное и существует только по отношению к человеческому разуму.
ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ
НАУЧНЫХ ТЕОРИЙ.
Историко-философский экскурс показывает многообразие трактовок бытия. Современные представления о бытии складываются на основе философского и научного познания, они есть синтез метафизических идей и научных теорий. Научные открытия ХХ в. радикально изменили наши представления о мире и, конечно, сильно повлияли на учение о бытии. Среди наук, произведших революционную ломку прежних стереотипов и парадигм, особое место занимают физика, космология, квантовая механика, молекулярная биология, кибернетика.
Начало научной революции ХХ в. положил А. Эйнштейн. В 1905 г. ученый создал специальную теорию относительности. Согласно которой, пространство и время не являются абсолютными величинами (как считал, например, И. Ньютон, а также вся классическая механика XVIII – XIX вв.), а зависят от движущихся материальных объектов. В телах, движущихся со скоростью, близкой к скорости света, время замедляется, а сам объект уменьшается в размерах (по оси движения). Таким образом, у каждого объекта оказываются свои временные и пространственные параметры.
В 1916 г. А. Эйнштейн создал общую теорию относительности, в которой показал, что время есть как бы четвертое измерение пространства (пространственно-временной континуум). На пространственно-временные свойства объектов влияет не только скорость их движения, но и масса окружающих тел. Так, например, свет от далекой звезды идет на Землю не по прямой линии, а имеет кривую траекторию, поскольку на его пути встречаются различные космические объекты – планеты, кометы, астероиды и т.д., которые притягивают к себе все, что движется мимо них. Черные дыры – это звезды с огромной массой вещества, которая не позволяет свету, исходящему от них, выйти вовне.
После общей теории относительности и фактически до конца своей жизни А. Эйнштейн работал над созданием единой теории поля, объединяющей различные типы взаимодействий в природе: гравитационные, электромагнитные, сильные и слабые. Однако ни А. Эйнштейн, ни его последователи так и не смогли выполнить эту задачу: поиск абсолюта в материальном мире, где все процессы относительны, оказался безрезультатным.
Одним из камней преткновения в создании единой теории поля стала квантовая механика, которая описывала процессы, происходящие в мире микрочастиц, необъяснимые с точки зрения релятивистской теории. Факт спонтанного взаимного превращения частиц, изменения их свойств ломает привычные для классической науки и философии представления о причинности, законе сохранения массы и энергии. Законы микромира, включая пространственные свойства микрочастиц, порой резко отличаются от законов макромира, но в то же время несут в себе весьма ценную информацию о мегамире, о космогонических и космологических процессах.
В 1929 г. американский астроном Э. Хаббл зафиксировал эффект красного смещения, что свидетельствовало о том, что наблюдаемый им астрономический объект непрерывно удаляется. Этот эффект стал эмпирическим подтверждением гипотезы нашего соотечественника А. Фридмана, выдвинувшего идею расширяющейся Вселенной. Впоследствии возникла теория Большого взрыва, согласно которой около 20 млрд. лет назад наша Вселенная находилась в сингулярном состоянии, т.е. была сконцентрирована в точке с огромной плотностью вещества. Потом произошел взрыв, приведший к разбеганию галактик.
Существуют предположения, что нынешнее расширение Вселенной впоследствии сменится процессом ее сжатия. Теория Большого взрыва получила множество философских интерпретаций, среди которых не последнее место занимает идея божественности творения мира.
В современных космогонических и космологических гипотезах и теориях все более утверждается так называемый антропный принцип, суть которого заключается в том, что возникновение Вселенной стало возможным благодаря уникальному согласованию в пространстве и во времени миллионов фактов и событий. Как будто некий наблюдатель жестко контролировал весь этот процесс и подгонял одно событие к другому таким образом, чтобы в результате возникла не только наша Вселенная, но и жизнь на Земле, а затем и человек.
Общепризнанными считаются достижения генетики и молекулярной биологии, которые совершили в ХХ в. настоящий прорыв в понимании процессов жизни и генетической наследственности организмов. Успешные опыты клонирования живых особей животных вплотную придвигают современную биологию к возможности дубликации человеческих особей. Достижения молекулярной биологии, с одной стороны, свидетельствуют о том, что наука действительно способна проникнуть в самые глубокие основы жизни. С другой стороны, возникает множество вопросов духовного и этического порядка, суть которых состоит в актуальных проблемах: имеет ли право человек вмешиваться в процессы, которые прежде считались прерогативой Бога, и каковы могут быть последствия клонирования или генной инженерии.
Несколько лет тому назад помпезно освещались исследования генома человека. Однако, когда были обнародованы результаты многолетней работы, оказалось, что геном человека (т.е. полный и систематизированный набор его генов) мало чем отличается от генома простой полевой мыши. Это обстоятельство лишний раз свидетельствует о том, что человек не может быть редуцирован к своей биологической структуре и тайна человека скрывается не столько в его генах, сколько в чем-то другом.
Таким образом, современная наука дает много материалов для построения новой онтологии. В то же время она ставит и новые проблемы, формирует новые парадоксы, требующие основательной философской рефлексии. Общая логика развития современной науки ведет к повышению интереса к проблеме человека как особой и уникальной форме бытия. В этом направлении научное познание все теснее смыкается с философскими исследованиями и находит точки соприкосновения с древними мифологиями и великими религиозными системами. Бытие человека можно считать самым уникальным феноменом во Вселенной, который одновременно является объектом пристального внимания и всестороннего исследования в философии, естественных науках, религии и искусстве.
- Основы философии
- Основы философии
- Введение.
- Глава 1.
- Философия как особая сфера духовной жизни.
- Тестовые задания
- Глава 2.
- 2.1. Становление философии. Античная философия и философия средневековья.
- Глава 3. История русской философии.
- 3.2. Русская философия XVII - XIX веков.
- 3.3. Русская религиозная философия конца XIX – начала XX вв.
- 3.4. Советский период отечественной философии
- Тестовые задания
- Глава 4. Современная научная картина мира.
- 4.I. Современная научная картина мира - целостный образ мироздания.
- 4.2. Учение о бытии.
- Тестовые задания
- Глава 5. Философское понятие материи.
- 5.1. Современная наука об организации и свойствах материи.
- 5.2. Движение как атрибут материи.
- 5.3. Пространство и время.
- Тестовые задания
- Глава 6. Сознание, самосознание и личность.
- 6.1. Предпосылки возникновения сознания. Идеальное и материальное.
- 6.2. Структура и функции сознания. Роль сознания в военном деле.
- Тестовые задания
- Глава 7. Диалектика как учение о универсальных связях и развитии.
- Глава 8. Познание как отражение действительности
- 8.1. Философия о сущности, структуре, возможностях и границах научного познания.
- 8.3. Практика как способ познания и отношения к миру.
- Объект и субъект практики.
- Тестовые задания
- Глава 9 Методы научного познания. Эмпиризм и схоластическое теоретизирование.
- 9.1. Эмпирические исследования в сфере
- 9.2.Специфика теоретического познания
- Тестовые задания
- Контрольные вопросы
- Глава 10 формы научного познания.
- 10.1.Факты - необходимое условие научного исследования
- 10.2. Проблема как этап научного исследования
- 10.3. Гипотеза как структурный элемент научной теории
- 10.4. Теория как целостная система достоверного
- Тестовые задания
- Литература
- Оглавление