9.2.Специфика теоретического познания
Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента — понятий, теорий, законов и других форм мышления и «мыслительных операций». Живое созерцание, чувственное познание здесь не устраняется, а становится подчиненным, но очень важным аспектом познавательного процесса. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых путем рациональной обработки данных эмпирического знания. Эта обработка осуществляется с помощью систем абстракций «высшего порядка» — таких как понятия, умозаключения, законы, категории, принципы и др.
На основе эмпирических данных здесь происходит мысленное объединение исследуемых объектов, постижение их сущности, «внутреннего движения», законов их существования, составляющих основное содержание теорий — «квинтэссенции» знания на данном уровне. Важнейшая задача теоретического знания — достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания. При этом особенно широко используются такие познавательные приемы и средства, как абстрагирование — отвлечение от ряда свойств и отношений предметов, идеализация — процесс создания чисто мысленных предметов («точка», «идеальный газ» и т. п.), синтез — объединение полученных в результате анализа элементов в систему, дедукция — движение познания от общего к частному, восхождение от абстрактного к конкретному и др. Присутствие в познании идеализации служит показателем развитости теоретического знания как набора определенных идеальных моделей.
К теоретическим методам относятся методы выработки теоретического, абстрактно-логического знания. Это могут быть методы обработки эмпирических, опытных данных, как и самостоятельные теоретические методы, исходным материалом для которых выступают ранее полученные теоретические знания. Несмотря на то, что «сырьем» для переработки с помощью этих методов является уже полученное знание, это — самостоятельные методы. Даже в ходе теоретической обработки ранее полученного эмпирического или теоретического знания происходит значительное его «прирощение»: посредством этой обработки познаются более глубокая сущность предметов и процессов, их объективные закономерности, осуществляется предвидение хода событий, идет разработка путей, способов использования полученного знания. Теоретическое знание играет ведущую роль в современном научном познании, любое наблюдение, а тем более эксперимент, осуществляется сейчас на основе предварительной теоретической проработки их условий, возможного хода и исхода. Это необычайно повышает роль и значение теоретических методов в научном исследовании, в том числе и в физической культуре.
К теоретическим методам обработки эмпирического материала относятся перечисленные раннее общенаучные методы обобщения, сравнения, идеализации, формализации. Специфика их использования состоит в приспособлении их к исследованию явлений и процессов физической культуры, т. е. в изменении способа их использования. В процессе применения, например, системного метода к исследованиям физической культуры необходимо в каждом конкретном исследовании разработать свой аппарат системотехники: определить системообразующий и системоразвивающий факторы данной системы, границы исследуемой системы, ее компонентный состав, прямые и обратные, вертикальные и горизонтальные связи и т. п.
К теоретическим методам научного познания относятся:
Анализ — это познавательная процедура мысленного расчленения, разложения объекта на его составные части в целях выяснения его отношений и свойств.
Синтез — это противоположная анализу операция соединения элементов изучаемого объекта в единое целое с целью выяснения свойств этого целого.
Аналогия (соответствие, сходство) — установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами. На основании выявленного сходства делается соответствующий вывод — умозаключение по аналогии.
Аналогия — познание путем сравнения. Для применения этого метода между сравниваемыми объектами должно быть как различие, так и подобие, которое используется в качестве основы для сравнения. Однако аналогия может дать лишь предположительное знание, поскольку сходство предметов еще не доказывает их тождества. Его общая схема: объект В обладает признаками а, в, с, d: объект С обладает признаками в, с, d; следовательно, объект С возможно обладает признаком а. Тем самым аналогия дает не достоверное, а вероятное знание. При выводе по аналогии знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта («модели») переносится на другой, менее изученный и менее доступный для исследования объект.
Абстрагирование — прием мышления, при котором мы отвлекаемся от единичного, случайного, несущественного в предмете и выделяем в нем общее, необходимое, существенное, чтобы достигнуть объективного научного познания. Абстрагирование является средством образования понятий. Так, при определении человека как разумного существа из представления о человеке в целом опускается все несущественное для определения его сущности.
Абстрагирование представляет собой начальный шаг в научном познании, за котором следует длительный и сложный процесс движения от абстрактного к конкретному, от одностороннего, но существенного к конкретному, полному, многостороннему знанию о предмете.
Аксиоматический метод — способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения — аксиомы (постулаты), из которых все остальные утверждения этой теории выводятся из них чисто логическим путем, посредством доказательства. Для вывода теорем из аксиом (и вообще одних формул из других) формулируются специальные правила вывода.
Вероятностно-статистические методы — основаны на учете действия множества случайных факторов, которые характеризуются устойчивой частотой. Это и позволяет вскрыть необходимость (закон), которая «пробивается» через совокупное действие множества случайностей. Названные методы опираются на теорию вероятностей, которую зачастую называют наукой о случайном.
Восхождение от абстрактного к конкретному — метод теоретического исследования и изложения, состоящий в движении научной мысли от исходной абстракции («начало» — одностороннее, неполное знание) через последовательные этапы углубления и расширения познания к результату — целостному воспроизведению в теории исследуемого предмета. В качестве своей предпосылки данный метод включает в себя восхождение от чувственно-конкретного к абстрактному, к выделению в мышлении отдельных сторон предмета и их «закреплению» в соответствующих абстрактных определениях. Движение познания от чувственно-конкретного к абстрактному — это и есть движение от единичного к общему, здесь преобладают такие логические приемы, как анализ и индукция. Восхождение от абстрактного к мысленно-конкретному — это процесс движения от отдельных общих абстракций к их единству, конкретно-всеобщему; здесь господствуют приемы синтеза и дедукции. Такое движение познания — не какая-то формальная, техническая процедура, а диалектически противоречивое движение, отражающее противоречивое развитие самого предмета, его переход от одного уровня к другому в соответствии с развертыванием его внутренних противоречий.
Идеализация — мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально не осуществимых в действительности («точка», «идеальный газ», «абсолютно черное тело» и т. п.). Данные объекты не есть «чистые фикции», а весьма сложное и очень опосредованное выражение реальных процессов. Они представляют собой некоторые предельные случаи последних, служат средством их анализа и построения теоретических представлений о них.
Индукция — способ получения знаний, при котором общий вывод делается на основе обобщения частных посылок. Индукция — это движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщению в выводах).
Моделирование — метод исследования определенных объектов путем построения и исследования вторичного теоретического объекта, сходного во всех существенных чертах с изучаемым первичным объектом. Между моделью и объектом, интересующим исследователя, должно существовать известное подобие (сходство) — в физических характеристиках, структуре, функциях и др. Формы моделирования весьма разнообразны. Например, предметное (физическое) и знаковое. Важной формой последнего является математическое (компьютерное) моделирование.
Системный подход — совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем, К числу этих требований относятся:
выявление зависимости каждого элемента от его места и функций в системе с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов;
анализ того, насколько поведение системы обусловлено как особенностями ее отдельных элементов, так и свойствами ее структуры;
исследование механизма взаимодействия системы и среды;
изучение характера иерархичности, присущей данной системе;
обеспечение всестороннего многоаспектного описания системы;
рассмотрение системы как динамичной, развивающейся целостности.
Дедукция — это противоположный, взаимно дополняющий метод индукции, при котором процесс познания движется от общего к частному, сверху вниз, а заключения о частных случаях делаются на основе общих посылок. При этом очень важно, чтобы общие посылки были истинными.
Формализация — выявление сходных форм у ряда различных по содержанию явлений. Данный метод предполагает отображение содержательного знания в знаково-символическом виде (формализованном языке). Последний создается для точного выражения мыслей с целью исключения возможности для неоднозначного понимания. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами).
Гипотетико-дедуктивный метод — метод научного познания, сущность которого заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых, в конечном счете, выводятся утверждения об эмпирических фактах. Тем самым этот метод основан на выведении (дедукции) заключений из гипотез и других посылок, истинностное значение которых неизвестно. А это значит, что заключение, полученное на основе данного метода, неизбежно будет иметь лишь вероятностный характер.
Важная роль общенаучных подходов состоит в том, что в силу своего «промежуточного характера» они опосредствуют взаимопереход философского и частно-научного знания (а также соответствующих методов).
Характерной чертой теоретического познания является его направленность на себя, внутринаучная рефлексия, т. е. исследование самого процесса познания, его форм, приемов, методов, понятийного аппарата и т. д. На основе теоретического объяснения и познанных законов осуществляется предсказание, научное предвидение будущего.
При использовании общенаучных принципов и приемов познания следует учитывать, что каждая из множества существующих наук на основе общенаучных методов вырабатывает собственную методологию, характер которой диктуется спецификой ее содержания. Так, методы естественных наук отличаются от исследовательских приемов гуманитарных наук. Каждая из частных наук имеет свой специфический набор способов исследования.
Однако в современных условиях, когда научная деятельность в любой сфере требует взаимодействия разных отраслей знаний, особую остроту приобретает вопрос об использовании каждой конкретной наукой общенаучных принципов и методов.
- Основы философии
- Основы философии
- Введение.
- Глава 1.
- Философия как особая сфера духовной жизни.
- Тестовые задания
- Глава 2.
- 2.1. Становление философии. Античная философия и философия средневековья.
- Глава 3. История русской философии.
- 3.2. Русская философия XVII - XIX веков.
- 3.3. Русская религиозная философия конца XIX – начала XX вв.
- 3.4. Советский период отечественной философии
- Тестовые задания
- Глава 4. Современная научная картина мира.
- 4.I. Современная научная картина мира - целостный образ мироздания.
- 4.2. Учение о бытии.
- Тестовые задания
- Глава 5. Философское понятие материи.
- 5.1. Современная наука об организации и свойствах материи.
- 5.2. Движение как атрибут материи.
- 5.3. Пространство и время.
- Тестовые задания
- Глава 6. Сознание, самосознание и личность.
- 6.1. Предпосылки возникновения сознания. Идеальное и материальное.
- 6.2. Структура и функции сознания. Роль сознания в военном деле.
- Тестовые задания
- Глава 7. Диалектика как учение о универсальных связях и развитии.
- Глава 8. Познание как отражение действительности
- 8.1. Философия о сущности, структуре, возможностях и границах научного познания.
- 8.3. Практика как способ познания и отношения к миру.
- Объект и субъект практики.
- Тестовые задания
- Глава 9 Методы научного познания. Эмпиризм и схоластическое теоретизирование.
- 9.1. Эмпирические исследования в сфере
- 9.2.Специфика теоретического познания
- Тестовые задания
- Контрольные вопросы
- Глава 10 формы научного познания.
- 10.1.Факты - необходимое условие научного исследования
- 10.2. Проблема как этап научного исследования
- 10.3. Гипотеза как структурный элемент научной теории
- 10.4. Теория как целостная система достоверного
- Тестовые задания
- Литература
- Оглавление