logo search
Вопросы все

42. Линейные и циклические концепции истории. Понятие общественного прогресса.

Циклическая модель исторического процесса представляет мировую историю как вечный круговорот определённых циклов, которые постоянно сменяют друг друга. Они отражают этапы культурного подъёма, застоя и упадка общества.

Согласно теории Дж. Вико, исторический круговорот складывается из трех стадий: божественной (власть жрецов и безгосударственность), героической (аристократическое государство), человеческой (демократия). Кризис одной эпохи знаменует начало новой, «век человеческий» приближает нацию к первобытному состоянию и исторический цикл начинается сначала. В неклассической философии нелинейные интерпретации истории развиваются в цивилизационно-циклических моделях, наиболее авторитетными из которых являются концепция культурно- исторических типов Н. Я. Данилевского, «морфология культуры» О. Шпенглера, теория локальных цивилизаций А. Тойнби.

Линейная модель истории предполагает, что общество развивается прямолинейно, при этом направление может быть и в прогрессивную, и в регрессивную сторону.

Линейная модель истории французского философа Ж.А.Н.Кондорсе содержит явную идею общественного прогресса, критерием которого является развитие человеческого разума(знаний, наук, образования и просвещения и т.д.). Он и являетсядвигателем прогресса.

Прогрессизм подчиняет прошлое и настоящее будущему, в рамках которого станет возможным осуществление всех мечтаний и чаяний человечества о справедливости, благополучии и свободе. Оформляется он в философии Просвещения (Ж. Кондорсе, А. Тюрго, Д. Дидро и др.), связывавшей прогресс с развитием научных знаний и рациональной реорганизацией общества. В немецкой классике прогресс также определяется через развитие духовных факторов (нравственности у Канта, свободы у Гегеля).