30. Виды знания. Понятие науки.
Основание: каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии, искусству и т.д. соответствуют специфические формы знания. 1) Миф – (от греч. mythos – предание, сказание) – повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства. Мифам разных народов присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы: 1) мифы о происхождении мира, Вселенной (космогонические мифы);
2) эсхатологические мифы;
3) человека (антропогонические мифы);
4) о происхождении солнца (солярные мифы);
5) луны (лунарные мифы);
6) звезд (астральные мифы);
7) мифы о животных;
8) календарные мифы;
9) мифы о происхождении и введении культурных благ (добывание огня, изобретение ремесел, земледелия);
10) мифы об установлении определенных социальных институтов, брачных правил, обычаев и обрядов. Эсхатология (от греч. eschatos – крайний, последний и logos – учение) – учение о конечных судьбах мира и человека. Различается индивидуальная эсхатология, т. е. учение о загробной жизни единичной человеческой души, и всемирная эсхатология, т. е. учение о цели космоса и истории и их конце. Особенности мифологического познания: 1) очеловечивание всей природы (всеобщая персонификация); 2) нерасчлененность, тождественность субъекта и объекта, предмета и знака, существа и его имени); 3) поиск целенаправленной воли (телеологизм); 4) идея времени не абстрагировалась, время воспринималось через периодичность и ритм человеческой жизни: рождение, взросление, зрелость, старость и смерть человека, а также изменения в природе; 5) восприятие мира как арены борьбы сил божественных и демонических, космических и хаотических (дуализм). Элементы мифологического мышления сохраняются и в современном массовом сознании (напр., расовые и классовые мифы, культ вождей, ритуалы массовых сборищ и т. п.). 2) Религия (от лат. religio – набожность, святыня, предмет культа) – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. 3) Практическое знание – знание о том, как действовать в ходе преобразования природного и социального мира, какими свойствами обладают материалы, предметы, каков порядок операций в повседневной и специализированной деятельности. 4) Народная мудрость, здравый смысл. Здравый смысл (англ. – common sense) – общее, присущее в той или иной мере каждому человеку чувство истины и справедливости, приобретаемое с жизненным опытом. Здравый смысл не поднимается до уровня научного и философского осмысления действительности, но и противопоставлен оторванным от жизни искусственным построениям. Здравый смысл в основе своей не является знанием. Скорее, это способ отбора знания, то общее освещение, благодаря которому в знании различаются главное и второстепенное и обрисовываются крайности. 5) Искусство – специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах. Специфика искусства как формы художественного познания. 1) Образность и наглядность. Художественный образ выполняет в искусстве те же функции, что и понятие в науке: с помощью него происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов. 2) Специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи – цвет, в музыке – звук, в скульптуре – объемно-пространственные формы. 3) Воображение и фантазия познающего субъекта; художественный вымысел, допускаемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например, в процессе научного познания. В отличие от общественных и гуманитарных наук, изучающих отдельные стороны жизни людей, !!! искусство исследует человека в целом. 6) Паранаука (от греч. para около, возле, при) – околонаучное знание. В отличие от здравого смысла, который неизменно стремится к ясности, однозначности, рецептурности (делай так-то и не делай того-то), паранаука грешит туманностью и загадочностью сведений, которыми она оперирует. В силу ограниченности возможностей науки ответить на все без исключения вопросы всегда существует некое неисследованное пространство, проникнуть в которое стремится человек. Это пространство занимает паранаука, нередко используя сведения, не подтверждающиеся экспериментом, не вписывающиеся в принятые теории или просто противоречащие общепринятым и проверенным практикой научным знаниям. Паранаука отличается претензией на универсальность: часто найденные лекарства или метод лечения, далекие от традиционной медицины, сторонники паранауки спешат объявить универсальным средством от всех болезней. Нередко паранаука, претендуя на исключительность, прибегает к псевдонаучной терминологии, труднопереводимой и загадочной или бессмысленной. Например, утверждение «Человек рождается со сферическим биополем» содержит больше вопросов, чем информации.
Паранаука нередко демонстрирует нетерпимость к науке традиционной, обращается не к профессионалам, а к массам, прессе и т. п. 5.2.2. Классификация № 2: 1) житейское знание (основано на здравом смысле и обыденном сознании, сводится к констатации фактов и их описанию); 2) научное; 3) практическое; 4) художественное; 5) рациональное (отражение реальности в логических понятиях и категориях); 6) иррациональное (предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, аномальные явления, не укладывающиеся в законы логики и науки); 7) личностное (зависит от способностей субъекта и особенностей его интеллектуальной деятельности). Коллективное знание общезначимо, или надличностно, и предполагает наличие необходимой и общей для всех системы понятий, способов, приемов и правил построения знания. Личностное знание, в котором человек проявляет свою индивидуальность и творческие способности, является необходимой и реально существующей компонентой знания. Оно подчеркивает тот очевидный факт, что науку делают люди и что искусству или познавательной деятельности нельзя научиться по учебнику, оно достигается лишь в общении с мастером.
- 2 Вопрос .Философия и мировоззрение.
- 3.Предмет и методы философии. Особенность философских проблем.
- 4.Основные функции философии.
- 5.Структура философского знания.
- 6.Типология философских учений
- 7.Становление философии. Философия и мифология.
- 8. Религиозная, философская и научные картины мира.
- 9.Понятие бытия.
- 10. Категория бытия в истории философии
- 11. Бытие и субстанция
- 12.Понятие материи
- 13 Вопрос Проблема единства и многообразия мира
- 14 Вопрос Философское понятие движения( движение как способ существование материи)
- 15 Вопрос Пространство и время
- 16. Системная организация мира
- 17.Современные теории саморазвития и самоорганизации мира : диалектика и синергетика.
- 18.Детерминизм и индетерминизм. Понятие причинности.
- 19.Понятие закона. Динамические и статические закономерности.
- 21. Структура сознания. Сознание и самосознание
- 22. Сознательное и бессознательное.
- 23.Познавательные и способности человека.
- 24 Вопрос Язык и мышление
- 26. Проблема идеального
- 27. Проблема познания в гносеологии.
- 28. Понятие истины .Классическая концепция истины. Неоклассические концепции истины.
- 29Проблема критериев истины.
- 30. Виды знания. Понятие науки.
- 31. Проблема критериев научности
- 32.Структура научного знания.
- 33.Развитие науки. Понятие научной революции.
- 34.Методы и формы научного познания.
- 35.Проблема рациональности в философии и науке. Сценизм и антисциентизм.
- 36.Типы рациональности. Научная и философская рациональность.
- 39 Концепция общества в истории философии .Понятие общества.
- 41. Понятие исторического процесса. Личность в обществе и истории.
- 42. Линейные и циклические концепции истории. Понятие общественного прогресса.
- 43.Культура и цивилизация. Формационная и цивилизационная концепции истории.
- 44.Проблема человека в истории философии.
- 45. Индивид, личность, индивидуальность.
- 46. Человек, общество и природа.
- 47. Смысл человеческого бытия
- 48. Эстетика как раздел философского знания.
- 52.Основные идеи утверждения гражданского общества.
- 53. Взаимосвязь свободы и ответственности.
- 54.Понятие и природа ценностей.
- 55 Соотношение нормы, оценки, идеала.
- 56. . Мировоззренческие основания светских и религиозных ценностей. Их роль в жизни человека и общества.
- 57.Существующие подходы в решении проблемы смысла жизни.
- 58. .Основные категории этики.