19.Понятие закона. Динамические и статические закономерности.
В самом общем виде закон можно определить как связь (отношение) между явлениями, процессами, которая является объективной, существенной, необходимой, внутренней, повторяющейся и устойчивой.
Стабильность, инвариантность законов всегда соотносится с конкретными условиями их действия, изменение которых снимает данную инвариантность и порождает новую, что и означает изменение законов, их углубление, расширение или сужение сферы их действия, их модификации и т.п.
Любой закон не есть нечто неизменное, а представляет собой конкретно-исторический феномен с изменением соответствующих условий, с развитием практики и познания одни законы сходят со сцены, другие вновь появляются, меняются формы действия законов, способы их использования и т.д.
Поскольку законы относятся к сфере сущности, то самое глубокое знание о них достигается не на уровне непосредственного восприятия, а на этапе теоретического исследования. Открытие законов — главная задача научного познания.
Каждый закон имеет границы своего действия, определенную сферу своего осуществления (например, рамки данной формы движения материи, конкретная ступень развития предмета и т.п.). На основе познания законов люди могут научно управлять как природными, так и социальными процессами, оптимально их регулировать, а также предвидеть новые явления, события и т.п., возможные пути, формы и тенденции своей познавательной и практической деятельности.
Многообразие видов отношений и взаимодействий в реальной действительности служит объективной основой существования многих типов (видов) законов, которые классифицируются по тому или иному критерию (основанию). Можно выделить следующие типы законов: естественнонаучные, социальные, законы общие, частные (специальные), эмпирические и теоретические, законы развития и функционирования и т.д. Особую группу составляют динамические и статистические типы законов.
Динамические закономерности— объективные, необходимые, существенные связи и зависимости, характеризующие Поведение относительно изолированных объектов (состоящих из небольшого числа элементов), при исследовании которых можно абстрагироваться от многих случайных факторов. Предсказания на основе динамических закономерностей имеют точно определенный, однозначный характер (например, в классической механике).
Статистические закономерности— форма проявления взаимосвязи явлений, при которой данное состояние системы определяет все ее последующие состояния не однозначно, а лишь с определенной вероятностью, являющейся объективной мерой возможности реализации заложенных в прошлом тенденции изменения. Необходимость, проявляющаяся в статистических законах, возникает вследствие взаимной компенсации и уравновешивания множества случайностей (в математической статистике, статистической физике, квантовой механике, социологии и др.).
Вопрос №20. Познание и сознание. Проблема сознания в истории философии
Сознание- высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Это совокупность чувств, настроений, художественных и религиозных образов, идей и теорий, отражающих те или иные стороны общественной жизни. Общественная жизнь воспринимается разными людьми по-разному. Индивидуальное сознание - результат особенности восприятия общ жизни. Здесь проявляются особенности его жизни, личный опыт, характер, темперамент. Индивидуальное сознание формируется на основе общественного сознания, т. к. в сознании отдельных людей присутствуют представления, которые они усвоили, живя в обществе.
Структура ОСвыделяет элементы: обыденное и теоретическое сознание; общая психология и идеология; формы общественного сознания. Обыденное сознание присуще всем людям. Оно формируется в процессе повседневной практической деятельности.
Формы ОС: 1) Наука - отражает мир в форме понятий, гипотез… 2) Искусство - отражение мира с помощью худ образов 3) Религия - отражение человеческой потребности.4) Мораль - отражает существующие в обществе нравственные отношения 5) Политика 6) Философия.
Познание есть отражение действительности в сознании человека.
Существуют различные формы познания: 1) Обыденное познание (здравый смысл) – накопление жизненного опыта. 2) Наука и социальное познание.3) Гуманитарное познание подразумевает понимание индивидуальных людей и событий. 4) Художественное познание и религия. Они не столько описывают реальность, сколько выражают человеческие существенные потребности (красота, любовь и т. д. ). 5) Мораль рассматривает то, что есть, но с точки зрения того, что должно быть. Здесь люди познают больше себя, чем внешний мир. 6) Мистика. 7) Мифология – донаучное познание.
В истории философии проблема сознания имеет два уровня своего решения.
Первый заключается в описании способов, каким вещи даны в сознании, существуют в нем. На философском языке - это описание феномена сознания. Второй - ставит цель объяснить, как сознание возможно.
Уже в античной философии выделились две линии исследования сознания. Одна из них восходит к Сократу, другая связана с именем его ученика - Платона.
античность поставила вопрос о том, откуда взялось сознание, - принадлежит ли оно конкретному человеку, или же сознание человека является, частью мирового разума. Декарт - яркий представитель рационализм обращает внимание на потенциальные возможности человека, подчеркивая, что главным в сознании является внутренний анализ собственного "Я", именно самосознание человека.
По мнению Декарта душа человека только мыслит и это составляет основу всей жизни. "Мыслю, следовательно, существую", - так определяет Декарт главный смысл своей философии.
Важным для понимания проблем сознания и особенно познания были работы Канта, в которых исследовались особенности познания мира человеком, давалась критика познавательных способностей человека как субъекта познания.
С точки зрения Канта три основные способности познания - чувственность, рассудок и разум не могут дать истину человеку, потому что взаимодействие человека с миром вещем, окружающих его, позволяет понять только явление (феномен), а не сами вещи.
- 2 Вопрос .Философия и мировоззрение.
- 3.Предмет и методы философии. Особенность философских проблем.
- 4.Основные функции философии.
- 5.Структура философского знания.
- 6.Типология философских учений
- 7.Становление философии. Философия и мифология.
- 8. Религиозная, философская и научные картины мира.
- 9.Понятие бытия.
- 10. Категория бытия в истории философии
- 11. Бытие и субстанция
- 12.Понятие материи
- 13 Вопрос Проблема единства и многообразия мира
- 14 Вопрос Философское понятие движения( движение как способ существование материи)
- 15 Вопрос Пространство и время
- 16. Системная организация мира
- 17.Современные теории саморазвития и самоорганизации мира : диалектика и синергетика.
- 18.Детерминизм и индетерминизм. Понятие причинности.
- 19.Понятие закона. Динамические и статические закономерности.
- 21. Структура сознания. Сознание и самосознание
- 22. Сознательное и бессознательное.
- 23.Познавательные и способности человека.
- 24 Вопрос Язык и мышление
- 26. Проблема идеального
- 27. Проблема познания в гносеологии.
- 28. Понятие истины .Классическая концепция истины. Неоклассические концепции истины.
- 29Проблема критериев истины.
- 30. Виды знания. Понятие науки.
- 31. Проблема критериев научности
- 32.Структура научного знания.
- 33.Развитие науки. Понятие научной революции.
- 34.Методы и формы научного познания.
- 35.Проблема рациональности в философии и науке. Сценизм и антисциентизм.
- 36.Типы рациональности. Научная и философская рациональность.
- 39 Концепция общества в истории философии .Понятие общества.
- 41. Понятие исторического процесса. Личность в обществе и истории.
- 42. Линейные и циклические концепции истории. Понятие общественного прогресса.
- 43.Культура и цивилизация. Формационная и цивилизационная концепции истории.
- 44.Проблема человека в истории философии.
- 45. Индивид, личность, индивидуальность.
- 46. Человек, общество и природа.
- 47. Смысл человеческого бытия
- 48. Эстетика как раздел философского знания.
- 52.Основные идеи утверждения гражданского общества.
- 53. Взаимосвязь свободы и ответственности.
- 54.Понятие и природа ценностей.
- 55 Соотношение нормы, оценки, идеала.
- 56. . Мировоззренческие основания светских и религиозных ценностей. Их роль в жизни человека и общества.
- 57.Существующие подходы в решении проблемы смысла жизни.
- 58. .Основные категории этики.