58. .Основные категории этики.
Категории этики – наиболее общие понятия, применяемые для обозначения основных объектов, изучаемых этикой. Представленные в лекции категории не исчерпывают всего понятийного аппарата этики, но именно они являются наиболее общими, традиционно сложившимися, исторически апробированными понятиями как морали вообще, так и ее теории – науки этики. С их помощью в теоретическом и обыденном моральном сознании отражаются наиболее существенные, узловые моменты поведения людей, реальные нравственные отношения, чувства, взгляды и нравственные ориентиры личности. Они составляют ядро категориального аппарата этики.
При изучении этических категорий важно рассмотреть нормативно-оценочный и ценностно-ориентированный аспекты их содержания.Так, при нормативно-оценочном содержании традиционные этические категории, имеющие значение нормы, включают в себя элементы идеально-предписываемого характера, толкование того, какими должны быть представления человека о добре и зле, долге, совести, счастье, достоинстве, смысле жизни и каковы способы их достижения в практическом нравственном поведении. Общество воздействует на человека, регулирует его поведение и предъявляет моральные требования. Действия человека, отвечающие нравственным нормам и требованиям общества, а также имеющие моральную значимость для самого человека, представляют собой добро и благо; действия, которые противоречат этим требованиям и нормам, представляют зло.Ценностно-ориентированный аспект позволяет рассматривать этические категории как ориентирующие нравственные ценности. Мир человека видится как безграничное многообразие потребностей человека, которые выступают как значимые, важные, дорогие для него вещи. По-настоящему ценностными вещи становятся только в результате заинтересованности в них и признании стоящими над всем тем, к чему надо стремиться, созерцать, относиться с признанием, почтением. Именно заинтересованность и предпочтения составляют основу ориентации в жизни. Мораль в качестве средств такой ориентации предлагает представления об этических категориях, которые выражают аксиологический смысл человеческого существования, т. е. человек может существовать только в мире ценностей. Таким образом, ценности – это значимые для человека объекты, в которых отражены устойчивые, обобщенные представления о чем-то как о благе, отвечающем потребностям, интересам человека; также в ценности выражено отношение данного человека к предмету или явлению.Все поступки и суждения, мысли, чувства, моральный выбор, человека зависят и определяются системой ценностей. Все ценности объединены в систему ценностных ориентиров. Нравственная оценка ценностей создает их иерархию, обосновывает их неравенство и соподчинение.Ценности различают:
– по содержанию (польза, добро, власть, истина, счастье, слава, чистая совесть и т. д.);
– знаку (положительные и отрицательные, отвечающие и не отвечающие интересам человека: польза – вред; добро – зло; совесть – бесстыдство; слава – позор;) эта полярность ценностей связана с полярностью выражения их в чувстве, оценочности, нормативности).
Выделяют ценности:
– практические (мораль, ответственность, свобода, честь и достоинство);
– духовные (добродетель, благоразумие, великодушие);
– высшие и низменные (справедливость – ложь и др.);
– общечеловеческие, которые являются общими для всех людей вне зависимости от различий социальных, национальных, половых, религиозных, возрастных и пр. (гражданственность, патриотизм);
– групповые, ценности различных групп людей, наций, слоев общества, объединений; сюда могут быть отнесены религиозные, гуманистические и тому подобные ценности;
– индивидуальные ценности, значимые для отдельного индивида (доброжелательность, мудрость, совесть, доброта и т. д).
Система ценностей и ее иерархия формируется на основе ее значимости для человека, общества или человечества исходя из предпочтений, вкусов, привычек, менталитета. В результате одни ценности могут быть объявлены высшими и общезначимыми, а другие – менее значимыми, низшими или вообще не представляющими ценность. Пример установления иерархии ценностей можно наблюдать в истории этической мысли, когда на каждом историческом отрезке времени к ценностям высшего уровня относилась та или иная этическая категория. У Аристотеля высшая ценность – благо, под которым понимается разумная деятельность души, а все остальные ценности соотносятся с ним. Следует отметить, что и сегодня все, что ценно для человека вообще, называется общим благом, оно безусловно, абсолютно, универсально, должно быть принято каждым человеком. В средние века абсолютной ценностью был Бог, высшими – религиозные ценности. У И. Канта – долг, ценность, которая осознана и воспринимается человеком как обязательная для исполнения. В эвдемонистических и гедонистических системах – счастье; в некоторых теологических системах – совесть. В гуманистической этике абсолютной ценностью объявляется человек, а в качестве высших рассматриваются некоторые нравственные черты и достоинства самой личности.Итак, в общественном сознании должны существовать исходные положения, идеи, воспринимаемые и соблюдаемые всеми как нравственный закон – высшие ценности. Все этические категории взаимосвязаны и взаимообусловлены. Только в совокупности они способны отразить все многообразие и специфику моральных явлений. Вместе с тем, отражая различные стороны морали, этические категории обладают спецификой и имеют свое функциональное назначение в системе этического знания.Добро и зло выступают как критериальные категории, подразделяющие явления общественной жизни на нравственные и безнравственные.Долг и совесть – категории, отражающие особенности контрольных механизмов морального сознания.Честь и достоинство отражают моральные качества личности или социальной группы.Категории смысла жизни и счастья несут в своем содержании нравственные ориентиры морального сознания, программные установки нравственной жизни личности, черты нравственного идеала.
- 2 Вопрос .Философия и мировоззрение.
- 3.Предмет и методы философии. Особенность философских проблем.
- 4.Основные функции философии.
- 5.Структура философского знания.
- 6.Типология философских учений
- 7.Становление философии. Философия и мифология.
- 8. Религиозная, философская и научные картины мира.
- 9.Понятие бытия.
- 10. Категория бытия в истории философии
- 11. Бытие и субстанция
- 12.Понятие материи
- 13 Вопрос Проблема единства и многообразия мира
- 14 Вопрос Философское понятие движения( движение как способ существование материи)
- 15 Вопрос Пространство и время
- 16. Системная организация мира
- 17.Современные теории саморазвития и самоорганизации мира : диалектика и синергетика.
- 18.Детерминизм и индетерминизм. Понятие причинности.
- 19.Понятие закона. Динамические и статические закономерности.
- 21. Структура сознания. Сознание и самосознание
- 22. Сознательное и бессознательное.
- 23.Познавательные и способности человека.
- 24 Вопрос Язык и мышление
- 26. Проблема идеального
- 27. Проблема познания в гносеологии.
- 28. Понятие истины .Классическая концепция истины. Неоклассические концепции истины.
- 29Проблема критериев истины.
- 30. Виды знания. Понятие науки.
- 31. Проблема критериев научности
- 32.Структура научного знания.
- 33.Развитие науки. Понятие научной революции.
- 34.Методы и формы научного познания.
- 35.Проблема рациональности в философии и науке. Сценизм и антисциентизм.
- 36.Типы рациональности. Научная и философская рациональность.
- 39 Концепция общества в истории философии .Понятие общества.
- 41. Понятие исторического процесса. Личность в обществе и истории.
- 42. Линейные и циклические концепции истории. Понятие общественного прогресса.
- 43.Культура и цивилизация. Формационная и цивилизационная концепции истории.
- 44.Проблема человека в истории философии.
- 45. Индивид, личность, индивидуальность.
- 46. Человек, общество и природа.
- 47. Смысл человеческого бытия
- 48. Эстетика как раздел философского знания.
- 52.Основные идеи утверждения гражданского общества.
- 53. Взаимосвязь свободы и ответственности.
- 54.Понятие и природа ценностей.
- 55 Соотношение нормы, оценки, идеала.
- 56. . Мировоззренческие основания светских и религиозных ценностей. Их роль в жизни человека и общества.
- 57.Существующие подходы в решении проблемы смысла жизни.
- 58. .Основные категории этики.