logo
Вопросы все

58. .Основные категории этики.

Категории этики – наиболее общие понятия, применяемые для обозначения основных объектов, изучаемых этикой. Представленные в лекции категории не исчерпывают всего понятийного аппарата этики, но именно они являются наиболее общими, традиционно сложившимися, исторически апробированными понятиями как морали вообще, так и ее теории – науки этики. С их помощью в теоретическом и обыденном моральном сознании отражаются наиболее существенные, узловые моменты поведения людей, реальные нравственные отношения, чувства, взгляды и нравственные ориентиры личности. Они составляют ядро категориального аппарата этики.

При изучении этических категорий важно рассмотреть нормативно-оце­ночный и ценностно-ориентированный аспекты их содержания.Так, при нормативно-оценочном содержании традиционные этические категории, имеющие значение нормы, включают в себя элементы идеально-предписываемого характера, толкование того, какими должны быть представления человека о добре и зле, долге, совести, счастье, достоинстве, смысле жизни и каковы способы их достижения в практическом нравственном поведении. Общество воздействует на человека, регулирует его поведение и предъявляет моральные требования. Действия человека, отвечающие нравственным нормам и требованиям общества, а также имеющие моральную значимость для самого человека, представляют собой добро и благо; действия, которые противоречат этим требованиям и нормам, представляют зло.Ценностно-ориентированный аспект позволяет рассматривать этические категории как ориентирующие нравственные ценности. Мир человека видится как безграничное многообразие потребностей человека, которые выступают как значимые, важные, дорогие для него вещи. По-настоящему ценностными вещи становятся только в результате заинтересованности в них и признании стоящими над всем тем, к чему надо стремиться, созерцать, относиться с признанием, почтением. Именно заинтересованность и предпочтения составляют основу ориентации в жизни. Мораль в качестве средств такой ориентации предлагает представления об этических категориях, которые выражают аксиологический смысл человеческого существования, т. е. человек может существовать только в мире ценностей. Таким образом, ценности – это значимые для человека объекты, в которых отражены устойчивые, обобщенные представления о чем-то как о благе, отвечающем потребностям, интересам человека; также в ценности выражено отношение данного человека к предмету или явлению.Все поступки и суждения, мысли, чувства, моральный выбор, человека зависят и определяются системой ценностей. Все ценности объединены в систему ценностных ориентиров. Нравственная оценка ценностей создает их иерархию, обосновывает их неравенство и соподчинение.Ценности различают:

– по содержанию (польза, добро, власть, истина, счастье, слава, чистая совесть и т. д.);

– знаку (положительные и отрицательные, отвечающие и не отвечающие интересам человека: польза – вред; добро – зло; совесть – бесстыдство; слава – позор;) эта полярность ценностей связана с полярностью выражения их в чувстве, оценочности, нормативности).

Выделяют ценности:

– практические (мораль, ответственность, свобода, честь и достоинство);

– духовные (добродетель, благоразумие, великодушие);

– высшие и низменные (справедливость – ложь и др.);

– общечеловеческие, которые являются общими для всех людей вне зависимости от различий социальных, национальных, половых, религиозных, возрастных и пр. (гражданственность, патриотизм);

– групповые, ценности различных групп людей, наций, слоев общества, объединений; сюда могут быть отнесены религиозные, гуманистические и тому подобные ценности;

– индивидуальные ценности, значимые для отдельного индивида (доброжелательность, мудрость, совесть, доброта и т. д).

Система ценностей и ее иерархия формируется на основе ее значимости для человека, общества или человечества исходя из предпочтений, вкусов, привычек, менталитета. В результате одни ценности могут быть объявлены высшими и общезначимыми, а другие – менее значимыми, низшими или вообще не представляющими ценность. Пример установления иерархии ценностей можно наблюдать в истории этической мысли, когда на каждом историческом отрезке времени к ценностям высшего уровня относилась та или иная этическая категория. У Аристотеля высшая ценность – благо, под которым понимается разумная деятельность души, а все остальные ценности соотносятся с ним. Следует отметить, что и сегодня все, что ценно для человека вообще, называется общим благом, оно безусловно, абсолютно, универсально, должно быть принято каждым человеком.  В средние века абсолютной ценностью был Бог, высшими – религиозные ценности. У И. Канта – долг, ценность, которая осознана и  воспринимается человеком как обязательная для исполнения. В эвдемонистических и гедонистических системах – счастье; в некоторых теологических системах – совесть. В гуманистической этике абсолютной ценностью объявляется человек, а в качестве высших рассматриваются некоторые нравственные черты и достоинства самой личности.Итак, в общественном сознании должны существовать исходные положения, идеи, воспринимаемые и соблюдаемые всеми как нравственный закон – высшие ценности. Все этические категории взаимосвязаны и взаимообусловлены. Только в совокупности они способны отразить все многообразие и специфику моральных явлений. Вместе с тем, отражая различные стороны морали, этические категории обладают спецификой и имеют свое функциональное назначение в системе этического знания.Добро и зло выступают как критериальные категории, подразделяющие явления общественной жизни на нравственные и безнравственные.Долг и совесть – категории, отражающие особенности контрольных механизмов морального сознания.Честь и достоинство отражают моральные качества личности или социальной группы.Категории смысла жизни и счастья несут в своем содержании нравственные ориентиры морального сознания, программные установки нравственной жизни личности, черты нравственного идеала.