logo
Вопросы все

41. Понятие исторического процесса. Личность в обществе и истории.

Исторический процесс— это процесс смены явлений, состояний в развитии человечества; его прослеживают, обращаясь кцивилизациям, изменениям внутри них, а такжесменеоднихцивилизацийдругими. Появляютсячеловеческие общества, которые развиваются и гибнут. Возникают различныеформы человеческой жизнедеятельности, определённыеспособы производства, формысемьи, политическогоустройства,которые также сменяются другими. Формируется ценностно-нормативная система, верования, культурные ценности. Все этисоциальные процессысоставляютисторический процесс.

Объективные факторыисторического процесса - природно-климатические и экономические условия.Субъективные факторыисторического процесса – деятельность людей, которая совершается в соответствии с намерениями, идеями, эмоциями. История не может развиваться без участия человека.

Наиболее известными являются формационный и цивилизационный подходы к пониманию исторического процесса.

Авторство теории общественно-экономических формаций (формационного подхода)принадлежитК.Марксу. Он объявил о необходимости материалистического объяснения истории.Общественно-экономическая формация– конкретный тип общества, находящегося на определенной ступени исторического развития. Согласно Марксу исторический процесс смены общественно-экономических формаций осуществляется в результатесоциальной революции.Общество проходит 5 основных этапов: первобытнообщинный, рабовладельческий, капиталистический, коммунистический.

Цивилизационный подходпомогает увидеть в историимноговариантность, не отбрасывая некие варианты, как не отвечающие критериям какой-то одной культуры. С его помощью можно выделитьряд социально-культурных различий современных восточной и западной цивилизаций. Примеры:

1. по характеру связи личности и общества (восточная цивилизация ориентирована на общество, с полным подчинением ему человека; западная - на личность, ее индивидуализм);

2. по социально-психологическим установкам человека(человек Запада чаще всего не удовлетворен настоящим, ему характерно стремление улучшать его; в восточной культуре новое и старое должны уравновешиваться);

3. по характеру развития социокультурной жизни (изменения западного образа жизни скорее скачкообразны, чем плавны; восточные культуры развиваются более эволюционным путем).

Последователи К.Маркса почти полностью отрицали роль личности в истории. В теории цивилизаций анализроли личностного фактораприобретает особое значение.