36.Типы рациональности. Научная и философская рациональность.
В настоящее время выделяется более двадцати различных типов рациональности, и существует тенденция их количественного роста. Это объясняется, во-первых, многовариантностью реализации гносеологических и онтологических характеристик рациональности, во-вторых, количественным и качественным многообразием приобретаемых внешних определенностей. Представляется возможным наряду с широко распространенной исторической использовать также гносеологическую классификацию и применить эти два подхода как основания для дальнейшего создания иерархической теории типов рациональности. Вместе с тем нельзя говорить о возможности жесткой типологизации. Указанные характеристики в силу своей неоднозначности (например, экзистенциальная и социокультурная) не могут быть строго регламентированы, четко обозначены и структурированы. Каждая эпоха, каждый индивидуальный жизненный мир привносит свою самость, свою специфику в процесс становления рациональности, обретения ею своего типа.
Классический тип научной рациональности (XVII—XVIII вв.) исходил из того, что при теоретическом объяснении и описании объекта надо абстрагироваться от всего, что относится к субъекту (исследователю), применяемым им средствами и совершаемым операциям. Такая элиминация рассматривалась как необходимое условие получения объективно-истинного знания о мире. И хотя в конце XVIII — первой половине XIX в. механическая картина мира утрачивает статус общенаучной и намечается переход к новому состоянию естествознания, очерченный выше общий стиль мышления ученого и тип научной рациональности сохраняются.
Положение принципиально меняется в связи со становлением, так называемого неклассического естествознания (конец XIX — середина XX в.). Формируется неклассический тип научной рациональности, который уже учитывает зависимость результатов исследования от характера тех средств, к которым прибегает ученый (в особенности в случаях эксперимента), и от специфики тех операций, которым подвергается изучаемый объект. Что же касается самого субъекта и тех внутринаучных и социальных ценностей и целей, которые его характеризуют, то все это по-прежнему выносится за скобку, не находит отражения в описании и объяснении изученного.
И наконец, в последней трети двадцатого века происходит рождение новой, постнеклассической науки, для которой характерны такие взаимосвязанные черты, как исследование сверхсложных, саморазвивающихся систем и междисциплинарность этих исследований. Такому состоянию и тенденциям развития современной науки соответствует постнеклассический тип научной рациональности, рассматривающий деятельность ученого в более широком поле: теперь уже учитывается соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с исследовательскими средствами и операциями, но и с ценностно-целевой (как внутринаучной, так и вненаучной, социальной) ориентацией ученого.Чрезвычайно важно подчеркнуть особую значимость этого типа научной рациональности в развитии современного общества. Ведь вопреки мнению крайних антисциенистов, видящих в науке злого демона, способного погубить цивилизацию, выход из сегодняшней экологической и социокультурной ситуации, очевидно, «состоит не в отказе от научно-технического развития, а в придании ему гуманистического измерения, что, в свою очередь, ставит проблему нового типа научной рациональности, включающей в себя в явном виде гуманистические ориентиры и ценности».
Каждый новый тип научной рациональности характеризуется особыми, свойственными ему основаниями науки, которые позволяют выделить в мире и исследовать соответствующие типы системных объектов (простые, сложные, саморазвивающиеся системы). При этом возникновение нового типа рациональности и нового образа науки не следует понимать упрощенно в том смысле, что каждый новый этап приводит к полному исчезновению представлений и методологических установок предшествующего этапа, напротив, между ними существует преемственность. Точно так же становление постнеклассической науки не приводит к уничтожению всех представлений и познавательных установок неклассического и классического исследования.
Вопрос №37 Наука и техника.
В современной литературе по философии техники сформулировано несколько различных подходов к решению этой проблемы: (1) Техника - это прикладная наука. наука занимается производством знания, а техника осуществляет приложение полученных знаний в практической деятельности. Такая модель взаимодействия науки и техники получила название линейной. (2) Наука и техника развиваются автономно друг от друга, однако эти процессы являются все же координированными. Эту модель взаимодействия в литературе называют эволюционной. Координация развития науки и техники имеет эмпирическую составляющую: иногда наука использует технические устройства для получения собственных результатов, иногда научные результаты успешно используются в технике. В эволюционной модели можно выделить три самостоятельные сферы: науку, технику и производство (3) Наука развивалась в зависимости от уровня современной ей техники. Конкретизируя свою позицию, ее сторонники утверждают, что научное знание развивалось за счет исследования технических аппаратов и инструментов в попытке раскрыть загадки их функционирования. (4) Наиболее реалистичной и соответствующей многим историческим фактам представляется позиция, в соответствии с которой, до конца XIX в. наука и техника действительно развивались обособленно, регулярного применения научных знаний в технической практике не было, но в настоящее время развитие техники осуществляется именно на основе современных научных достижений. Вообще историю взаимоотношений науки и техники, как отмечают исследователи, можно разбить на четыре периода. В первый период (донаучный) последовательно формируются три типа технических знаний: практико-методические, технологические и конструктивно-технические. Во втором периоде происходит зарождение технических. Третий период - классический характеризуется построением ряда фундаментальных технических теорий. Последний (четвертый) период (настоящее время) отмечен осуществлением комплексных исследований, интеграцией технических наук не только с естественными, но и с общественными науками.
38. Наука о природе и науки о духе. Объяснение и понимание. Впервые различение наук о природе и наук о духе произошло в Баденской школе неокантианства. В философии XX в. сложились три основные позиции по вопросу соотношения гуманитарного и социального познания, с одной стороны, и естествознания — с другой. Первая: науки о природе и науки о духе различаются по предмету и методу, при этом признается научный характер обеих сфер исследования. Вторая: гуманитарное и социальное знание — неразвитая наука, имеющая собственный предмет. Науки о духе должны подгоняться под образец наук о природе. Этот подход характерен для первого позитивизма. Третья: гуманитарному и социальному знанию отказывается в научном статусе на том основании, что в науках о духе содержатся высказывания, которые не могут быть проверены опытом, т.е. подвергнуты процедуре верификации. Науки о духе находятся за пределами научности, попадая в одну категорию с религией, мифологией и метафизикой. Такая точка зрения проводится неопозитивизмом. Специфику наук о духе можно определить следующим образом: Принципиальное «присутствие» человека, именно человек и результаты его деятельности являются предметом наук о духе. Проблема понимания является центральной в рамках одного из направлений современной философии — герменевтики. На протяжении длительного времени, начиная с Античности, герменевтика существовала сначала в качестве методики интерпретации текста, затем в качестве развернутого общенаучного метода, и только благодаря усилиям Ф. Шлейермахера, В. Дильтея, а вслед за ними М. Хайдеггера, Х.Г. Гадамера, П. Рикера стала философской теорией. Создатель общей универсальной герменевтики Ф. Шлейермахер дал следующее определение понимания: понимание — это постижение индивидуальности говорящего через сказанное. Именно Ф. Шлейермахер различает в понимании объективный и субъективный моменты. Объективное понимание — это понимание текста или речи как факта языка на предметно содержательном уровне, выяснение того, «что» говорится. Субъективное понимание — понимание текста или речи как факта мышления на индивидуально-личностном уровне, выяснение того, «как» говорится. Важно отметить, что методы объяснения и понимания используются и в науках о природе, и в науках о духе. Объяснение и понимание — основные процедуры научной деятельности, однако в естествознании преобладает объяснение, а в гуманитарных и социальных науках—понимание. Понимание - универсальная гносеологическая процедура постижения смысла явления или события, в которой объединены как рациональные, так и нерациональные моменты. Понимание возможно там, где есть смысл. Понимание стремится сохранить уникальное в изучаемом объекте, постичь его как целостность. Объяснение — универсальная гносеологическая процедура выявления сущности изучаемого объекта или явления, подведение его как частный случай под общий закон. Особенностью современной философии является то, что она весь мир рассматривает как совокупность знаковых систем разного рода, т.е. языков, которые должны быть прочитаны и поняты. В таком контексте герменевтика становится средоточием большого числа актуальных философских проблем.
- 2 Вопрос .Философия и мировоззрение.
- 3.Предмет и методы философии. Особенность философских проблем.
- 4.Основные функции философии.
- 5.Структура философского знания.
- 6.Типология философских учений
- 7.Становление философии. Философия и мифология.
- 8. Религиозная, философская и научные картины мира.
- 9.Понятие бытия.
- 10. Категория бытия в истории философии
- 11. Бытие и субстанция
- 12.Понятие материи
- 13 Вопрос Проблема единства и многообразия мира
- 14 Вопрос Философское понятие движения( движение как способ существование материи)
- 15 Вопрос Пространство и время
- 16. Системная организация мира
- 17.Современные теории саморазвития и самоорганизации мира : диалектика и синергетика.
- 18.Детерминизм и индетерминизм. Понятие причинности.
- 19.Понятие закона. Динамические и статические закономерности.
- 21. Структура сознания. Сознание и самосознание
- 22. Сознательное и бессознательное.
- 23.Познавательные и способности человека.
- 24 Вопрос Язык и мышление
- 26. Проблема идеального
- 27. Проблема познания в гносеологии.
- 28. Понятие истины .Классическая концепция истины. Неоклассические концепции истины.
- 29Проблема критериев истины.
- 30. Виды знания. Понятие науки.
- 31. Проблема критериев научности
- 32.Структура научного знания.
- 33.Развитие науки. Понятие научной революции.
- 34.Методы и формы научного познания.
- 35.Проблема рациональности в философии и науке. Сценизм и антисциентизм.
- 36.Типы рациональности. Научная и философская рациональность.
- 39 Концепция общества в истории философии .Понятие общества.
- 41. Понятие исторического процесса. Личность в обществе и истории.
- 42. Линейные и циклические концепции истории. Понятие общественного прогресса.
- 43.Культура и цивилизация. Формационная и цивилизационная концепции истории.
- 44.Проблема человека в истории философии.
- 45. Индивид, личность, индивидуальность.
- 46. Человек, общество и природа.
- 47. Смысл человеческого бытия
- 48. Эстетика как раздел философского знания.
- 52.Основные идеи утверждения гражданского общества.
- 53. Взаимосвязь свободы и ответственности.
- 54.Понятие и природа ценностей.
- 55 Соотношение нормы, оценки, идеала.
- 56. . Мировоззренческие основания светских и религиозных ценностей. Их роль в жизни человека и общества.
- 57.Существующие подходы в решении проблемы смысла жизни.
- 58. .Основные категории этики.