34.Методы и формы научного познания.
Методы научного познания рассматриваются как упорядоченный способ организации научной деятельности, который направлен на достижение конкретной теоретической или практической цели. Сфера научного знания, позволяющая изучать возможность применения методов и их границы, а также является теорией научного метода – это методология.
Принято выделять следующую классификацию методов научного познания для всей группы наук:
По степени общности – это универсальные методы логики и диалектики;
По уровню научного знания – эмпирический уровень научного познания и теоретический уровень научного познания;
По точности предсказаний – стохастические (т.е. вероятностные) и детерминистические;
По функциональности в науке – это методы систематизации знаний в науке, т.е. пояснения и возможное предсказание возникших новых фактов;
По области применения – биологические, физические, гуманитарные и социально-экономические;
Специальные методы – используются для создания областей исследования возникающих явлений природы и общества.
В XX веке стали распространяться методы структурно-функциональных и системных исследований. К ним относятся: Методы эмпирического исследования:
Наблюдение – целенаправленное исследование предметов или процессов, опирающихся на такие органы чувств как восприятие, ощущение и представление. Наблюдение осуществляет как-бы контроль за исследуемыми явлениями;
Эксперимент – активное вмешательство в процесс исследуемого процесса, его изменение или целенаправленное воспроизведение в контролируемых условиях. Он является одним из основных видов практики, поскольку наблюдается стремление изучить конкретный объект в изолированных условиях. С помощью эксперимента стало возможным связать предположения и полученный опыт (т.е. теорию и практику);
Объяснение – операция, которая осуществляет свою деятельность с целью раскрытия сущности конкретного объекта или явления, представляя собой сложную поисковую деятельность.
Общенаучные методы научного познания:
Абстрагирование – это переход от реальных свойств исследуемого предмета к идеальным;
Формация;
Гипотетико-дедуктивный метод;
Системный метод теоретического исследования;
Структурно-функциональный.
Формы научного познания.
Новый метод формирования знаний позволяет не только изучать, но и анализировать объекты и явления. Теория. Формы научного познания классифицируются на:
Гипотеза – проверка на логическую непротиворечивость и совместимость с фундаментальными принципами данной науки;
Проблемы;
Теория – это конкретное знание определенной области действительности, представляющее целостную систему утверждений и понятий, позволяющая объяснить функционирование и развитие данной модели.
Теория не только характеризует, но и поясняет функциональность явлений и процессов.
- 2 Вопрос .Философия и мировоззрение.
- 3.Предмет и методы философии. Особенность философских проблем.
- 4.Основные функции философии.
- 5.Структура философского знания.
- 6.Типология философских учений
- 7.Становление философии. Философия и мифология.
- 8. Религиозная, философская и научные картины мира.
- 9.Понятие бытия.
- 10. Категория бытия в истории философии
- 11. Бытие и субстанция
- 12.Понятие материи
- 13 Вопрос Проблема единства и многообразия мира
- 14 Вопрос Философское понятие движения( движение как способ существование материи)
- 15 Вопрос Пространство и время
- 16. Системная организация мира
- 17.Современные теории саморазвития и самоорганизации мира : диалектика и синергетика.
- 18.Детерминизм и индетерминизм. Понятие причинности.
- 19.Понятие закона. Динамические и статические закономерности.
- 21. Структура сознания. Сознание и самосознание
- 22. Сознательное и бессознательное.
- 23.Познавательные и способности человека.
- 24 Вопрос Язык и мышление
- 26. Проблема идеального
- 27. Проблема познания в гносеологии.
- 28. Понятие истины .Классическая концепция истины. Неоклассические концепции истины.
- 29Проблема критериев истины.
- 30. Виды знания. Понятие науки.
- 31. Проблема критериев научности
- 32.Структура научного знания.
- 33.Развитие науки. Понятие научной революции.
- 34.Методы и формы научного познания.
- 35.Проблема рациональности в философии и науке. Сценизм и антисциентизм.
- 36.Типы рациональности. Научная и философская рациональность.
- 39 Концепция общества в истории философии .Понятие общества.
- 41. Понятие исторического процесса. Личность в обществе и истории.
- 42. Линейные и циклические концепции истории. Понятие общественного прогресса.
- 43.Культура и цивилизация. Формационная и цивилизационная концепции истории.
- 44.Проблема человека в истории философии.
- 45. Индивид, личность, индивидуальность.
- 46. Человек, общество и природа.
- 47. Смысл человеческого бытия
- 48. Эстетика как раздел философского знания.
- 52.Основные идеи утверждения гражданского общества.
- 53. Взаимосвязь свободы и ответственности.
- 54.Понятие и природа ценностей.
- 55 Соотношение нормы, оценки, идеала.
- 56. . Мировоззренческие основания светских и религиозных ценностей. Их роль в жизни человека и общества.
- 57.Существующие подходы в решении проблемы смысла жизни.
- 58. .Основные категории этики.